Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Рябчиков Е.И.: Авиация продолжает оставаться моим пристрастием

Чуть ли не первое мое задание в "Огоньке" - серия репортажей о величайшей авиатрассе Москва-Владивосток . Пишу о летчиках и конструкторах, новых аэропортах страны, провел телевизионную передачу "От авиамоделиста - до генерального конструктора" - о тридцатилетии работы в авиации А. С. Яковлева , которого знаю с 1932 года, недавно (лето 1957-го. - М. В.) летал на его сверхзвуковом самолете.

(К слову, отношения между Александром Сергеевичем и Рябчиковым продолжали оставаться очень теплыми. Судя по запискам, которые сохранились в семейном архиве Е. И., Яковлева беспокоило здоровье "авиарепортера" - оно начало давать сбои, не выдержав сумасшедший темп, запрограммированный самим "неистовым" журналистом.

Прислушайтесь к доверительному, искреннему тону: "Дорогой Евгений Иванович! Как твое здоровье? Хочется тебя повидать. Если это не очень стеснит, мог бы заехать в любое удобное время, хоть сейчас". - М. В.).

Занят сценарием документального фильма о сорокалетии советской авиации, пишу очерк "Авиационная Москва". В редакции, да и читатели, отметили очерки о полете первой метеорологической летающей станции , оборудованной на Ли-2 (фотокором был мой старший, Сашка ), о лучших летчиках Сибири - "Сто миллионеров". Подготовил и опубликовал репортаж "В кабине реактивного бомбардировщика" - рассказ об учебном бомбометании, которое выполнял экипаж Ил-28 .

А незабываемый полет на Ту-104 по первой международной реактивной пассажирской трассе - Прага-Москва- Иркутск-Пекин. Настоящее приключение!

Все было для всех хорошо, кроме меня. Выяснилось, что конкурирующие с Аэрофлотом и французской компанией "Эйр-Франс" зарубежные авиакомпании не без умысла продали в Париже все пассажирские билеты (Ту-104 "стыковался" в Праге с "боингом", который должен был доставить пассажиров из французской столицы. - М. В.), полагая, что тем самым советская пресса будет лишена возможности осветить полет.

Как быть? Остаться в Праге?.. Что может быть страшнее и позорнее для репортера. В распоряжении - считанные минуты. Я бросился к телефонам. Поднял на ноги всех знакомых и незнакомых и добился решения: включить меня в состав экипажа. бортовым врачом. Приняв из рук командира экипажа Н. А. Усанова сумку с красным крестом, я отправился в рейс до Пекина. Молю бога, чтобы кому-нибудь из пассажиров не стало плохо в полете. К счастью, никто не болел, пассажиры быстро разгадали мою хитрость и только в шутку иногда просили лекарства. После Москвы я отложил в сторону медицинскую сумку и уже не выпускал из рук фотоаппарат и блокнот.

Лето 1955-го, июнь. Вечером было назначено мое выступление перед хлопчиками нашего двора, не уехавшими в лагерь и болтающимися без дела на улице. По уговору с управдомом решено было заинтересовать их беседами, играми, спортивными занятиями, и в качестве первой меры решили провести мою беседу: "полет на реактивном самолете".

Собрались малыши, потом подошли на площадку более взрослые и более хулиганистые пареньки, собрались и взрослые. Я захватил с собой опубликованные в журналах схемы самолетов, чертежи и снимки и рассказал хлопчикам о полете на реактивном самолете. Слушали очень внимательно, задавали множество вопросов, просили рассказать еще и еще и в конце концов условились, что я проведу с ними еще беседы - буду рассказывать в следующий раз о Никите Карацупе .

Одно время никак не получалось разговорить авиаконструктора Миля на "вертолетную" тему. Тогда, выбрав удобный момент, пошел на крайность - напомнил Милю, что в свое время был первым из пишущих, который не только полетел на его одном из первых вертолетов, но еще и занимался на нем акробатикой.

- Вы? - лицо Миля посветлело, он даже подался вперед. - Лазили по сброшенному трапу с земли в кабину? Спускались из вертолета по трапу на крышу? Спускались в деревне? Вас снимал Бальтерманц ? Вы напечатали все это в "Огоньке"? Как же мне не помнить! Тогда еще в вертолеты не очень верили. Они были окружены тайной. О них не писали. И вдруг - читаю о настоящей акробатике на вертолете. У нас тогда в КБ этот журнал ходил из рук в руки. Вы даже не представляете, какая это была поддержка! А вот фамилию автора забыл. Давно это было.

С той поры прошли годы. Как-то я вспомнил во всех подробностях свой первый полет на вертолете и в очередном репортаже рассказал о нем в печати, да еще размечтался - стал фантазировать, пытаясь заглянуть в будущее вертолетостроения. В тот же день раздался телефонный звонок - Миль!

- Слушайте, очень интересная мысль о соединении вертолета с дирижаблем. И вообще вы так нафантазировали - стоит обо всем подумать, стоит подумать. Спасибо. А сейчас очень заняты? Может быть, встретимся, - подъедете в КБ? - Поговорим о вертолетостроении? Кстати, какие были у вас вопросы ко мне в Брюсселе и Коктебеле?..

(С Михаилом Леонтьевичем репортер "Огонька" Рябчиков познакомился еще в 1952 году: очерк Е. И. "На вертолете" стал первым репортажем в печати о полетах на винтокрылой машине. То был Ми-1 , его пилотировал Анатолий Кривошей , а сам полет - демонстрационный. И начинался он на Центральном аэродроме им. М. В. Фрунзе. Впоследствии Евгению Ивановичу доводилось летать и на других Ми, в т. ч. на маленьком "Москвиче" - с Б.И. Россинским , патриархом отечественной авиации. "Освоил" он и сверхмощный "Як-24" конструкции А. С. Яковлева ).

Ссылки:

  • РЯБЧИКОВ Е.И.: В ОГОНЬКЕ, 1950-1956 гг
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»