Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Рябчиков Е.И.: "Спрашиваю у Королева" Кто полетит?

1962. 10 апреля. Н. П. Каманин: "Провели в ЦДСА вечер ВВС. Открыл вечер я. Выступили: Рябчиков (несомненное признание заслуг как популяризатора темы. - М. В.), академик А. А. Благонравов, Гагарин и Титов".

А накануне, 9 апреля, "Правда" опубликовала статью редакции журнала "Авиация и космонавтика" о двух, уже состоявшихся "фильмах эпического звучания":

"Всегда, желая понять, как рождались эти подвиги, как проходили полеты советских космонавтов, люди будущего будут обращаться к [первым лентам]. Творческие коллективы, работавшие над этими фильмами, не обманули надежд зрителей. Они создали интересные, захватывающие произведения, просто и убедительно показывающие величие подвига нашего народа. Сочетая точность исторических документов с поэтическим рассказом, эти фильмы поведали миру о героях наших дней, о новом человеке, воспитанном партией, творящем чудеса на земле и в небе.

На долю этих кинопроизведений выпал огромный успех. Тысячи газет разных стран публиковали восторженные отзывы. У кинотеатров стихийно возникали митинги. Даже явные противники коммунизма приходили в кинотеатры смотреть замечательные фильмы о беспримерных подвигах советского народа. Одно из важнейших событий в жизни человечества нашло достойное отражение в советском киноискусстве".

Е. Рябчиков: "Спрашиваю у Королева, кто готовится к очередному полету.

- Готовится группа, - "рассекретил" он ближайшие планы. - Судя по всему, полетят Андрюша Николаев и Паша Попович . Это будут длительные полеты и полеты в паре - новый шаг на пути создания обитаемых орбитальных станций, о которых говорил Циолковский .

Прошу дать характеристику Андрияну Николаеву. Королев заулыбался:

- Кремень человек. Спокоен. Надежен.

Пришел день предполетных экзаменов. С сильно бьющимся сердцем слушал я ответы Николаева. Но волновался напрасно - и он, и все остальные держались молодцом, отвечали отлично".

14 сентября. Н. П. Каманин: "С 10 до 12 часов вместе с Боголеповым ( Д. А. Боголепов , режиссер. - М. В.) и Рябчиковым просматривали киноматериалы о Николаеве и Поповиче - материал богатый, но картины еще нет. Предстоит большая работа, нужно кое-какие кадры взять из секретного фильма, который готовит Косенко".

П. Попович , летчик-космонавт: "Еще до полета с Андрияном Николаевым кинематографисты - мы называли их "спутниками космонавтики" - знакомились с нами, изучали суть предстоящего эксперимента. Евгений Иванович не раз просил нас подумать о том, как бы мы сами рассказали о своем полете, он не давал покоя ученым и конструкторам, Н. П. Каманину, желая знать их мнение, их советы и предложения. Отмечу важное обстоятельство: съемки фильма о нашем полете, как и всех остальных картин, велись в "потоке открытий" - в процессе рождения новой задачи и ее решения. Все делалось впервые, и у кинематографистов просто не было возможностей остановиться, подождать, когда все "утрясется", чтобы потом, со временем, создать картину.

Нужно было успевать за событиями, жить ими, понимать глубокий смысл эксперимента, рассказать о нем зрителям правдиво, без ложных прикрас, с той научной достоверностью, которая делает научно-популярный фильм событием.

От фильма к фильму зрело мастерство кинематографистов. Рябчиков находил все новые решения космической темы, но неизменно оставался верен правдивому показу событий, раскрытию характера космонавтов".

А крайне интересные и неоднократные беседы с профессором В. И. Яздовским , доктором медицинских наук Н. Н. Гуровским , руководителем ЦПК Е. А. Карповым . Рябчикову, сценаристу и человеку редкой любознательности, важно было понимать, какую задачу и как именно решают в том или ином эксперименте, почему подобранные кандидаты так непохожи, по характеру, друг на друга. Поэтому Е. И. пользовался любой возможностью стать неофициальным "участником" исследований.

"Помню, - вспоминал Рябчиков, - как однажды был свидетелем подготовки Андрияна Николаева к учебному "полету" в кабине космического корабля. Одетый в оранжевый скафандр, он забрался с помощью друзей через люк в кабину, полулежа устроился в кресле и не спеша осмотрелся. Ему уже было все здесь знакомо. Но с какой открытой радостью, с каким удовольствием щелкал он тумблерами, проверял связь, настраивал глобус-ориентир!

Довелось видеть, как вел себя Николаев в сурдокамере : деловито разместился в кресле, проверил, все ли нужное взял с собой, аккуратно разложил книги, положил перед собой бортжурнал и, откинувшись на спинку кресла, удовлетворенно посмотрел на свою обитель, в которой предстояло ему жить не одну неделю.

Он был так спокоен, что с удовольствием читал книги, вспоминал стихи, чуть слышно напевал песни. Сначала, каюсь, подумал, нет ли в этом рисовки, какой-то театральности? Но вскоре поругал себя за то, что могла мелькнуть такая мысль: как-то увидел Николаева в библиотеке Звездного городка - он конспектировал Циолковского. Тут же лежал томик стихов Твардовского, роман Полевого. А библиотекарша подтвердила - читает много, интересы - самые разнообразные.

На пятнадцатый день одиночества и гнетущей тишины была запланирована нештатная ситуация (ее снимали скрытыми камерами, а потом включили в фильм "Звездные братья". - М. В.). Ведущий врач сообщил кинематографистам: начинает испытание.

В сурдокамере погас свет. Тотчас послышался не то шелест, похожий на движение змеи, не то скребущие звуки, словно что-то грызли крысы. Потом глухо и страшно что-то ухнуло, раздались стоны и вопли, от которых даже у меня, человека, стоявшего в светлой лаборатории и знавшего, что идет эксперимент, побежали мурашки по спине.

В то же мгновение врачи включили зычные ревуны, способные оглушить и разъярить любого человека. В камере забегали алые, синие, белые и зеленые лучи. Огненные вспышки, слепящие молнии в сочетании с ревом и шипением могли свести с ума любого. А Николаев? Он отложил в сторону бортжурнал, скрестил на груди руки и стал невозмутимо ждать, когда зажжется свет и кончится звуковая вакханалия.

- Железо, а не человек! - восхитился ведущий врач. - Такого можно посылать на Луну или на Марс.

В другой раз мы вели съемки точно такого же эпизода, но с участием Павла Поповича. Он тоже находился в сурдокамере уже около полумесяца, но, в отличие от Николаева, с утра до вечера пел, насвистывал любимые украинские мелодии и даже танцевал. Когда начались "страсти", мы увидели широко раскрытые синие глаза Поповича - он хохотал, от удовольствия размахивал руками и даже прыгал:

- Во дают! А ну, давай еще! Давай прибавь! - кричал он".

31 октября. Н. П. Каманин : "Только что просмотрели кинофильм "Небесные братья" (рабочее название. - М. В.) о полете Николаева и Поповича. Фильм получил хорошую оценку и выпускается в свет. Это уже третий фильм о космонавтах, в нем есть, конечно, некоторые повторения и общие места, но сейчас, когда самое интересное в нашей космонавтике строго засекречено, трудно создать что-либо более значимое".

На премьере (кинотеатр "Россия") были Ю. А. Гагарин, С. П. Королев, В. П. Глушко, а позже состоялся показ в Доме литераторов. "Я сидел позади космонавтов, - вспоминает Б. Е. Рябчиков. - Герои дня вели себя, как дети малые: вскакивали, вскрикивали, указывали на экран: "Ой, смотри, это я! Смотри, а это ты!". Николаев так радовался и прыгал, что спинка от кресла отвалилась".

Лента удостоена приза "Золотое крыло" I Международного кинофестиваля авиационных и астронавтических фильмов (Довиль, Франция, i963; раздел - астронавтические фильмы; к слову, по разделу авиационных фильмов "Золотое крыло" получила и лента "Могучие крылья" - масштабный "продукт" ЦСДФ: снят режиссером В. Бойко , 20-ю операторами во главе с М. Ошурковым по сценарию Е. Рябчикова).

Выделю, среди других, мнение В. Пескова : "С каждым новым фильмом накапливаются и трудности, возникает опасность повторения. В этом фильме ее удалось избежать".

А сценарии уже трех космических фильмов высоко оценил Союз журналистов СССР: "Отмеченные печатью большого таланта, страстью партийной публицистики, новаторские кинокартины, образовавшие необычайную космическую кинотрилогию, навсегда останутся как подлинные художественно-публицистические кинодокументы эпохи строительства коммунизма, выполнения новой Программы партии на Земли и в космосе.

<...> Публицистические, полные глубокого смысла, философских раздумий, оригинальные по творческому решению сценарии этих фильмов позволили создать три совершенно различные, самобытные оригинальные кинокартины".

Ссылки:

  • РЯБЧИКОВ Е.И.: ПИСАТЕЛЬ: КОСМИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»