Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Рабичев Л.Н.: Отдел рукописей библиотеки имени Ленина

Мудрой женщине - научному сотруднику из отдела рукописей объяснили мы зачем пришли. Ничего конкретно о брачных свидетельствах в эпоху возрождения она нам подсказать не могла, однако посоветовала посмотреть итальянские рукописные книги XIV-XV веков. Не зная языка, наугад, заказали, то есть заполнили циркуляры на шесть книг. Циркуляр - это такой документ с указанием паспортных данных, дня, месяца и года заказа. Оказалось, что до нас в руках эти фантастические книги держали только два человека. В 1928 году - профессор Фабрикант и в 1961 году художник Виктор Пивоваров . Я отправился в библиотечный зал за рукописью. С трудом донес до стола шедевр сантиметров сорок на шестьдесят, несколько сотен толстых пергаментных страниц в толстом претолстом кожаном переплете с тяжелыми бронзовыми позолоченными застежками весом килограмм восемь- десять. Это Псалтырь . Раскрыли книгу на середине и глаза полезли на лоб от удивления. Не натуральное чистое золото фонов и не великолепно сохранившиеся краски поразили нас, а неожиданное трогательное сходство с фресками великого Джотто. Джотто за сто лет до Джотто.? Возникло желание вернуться к первой странице, возникло понимание, что мы столкнулись с неизвестным художником огромного масштаба, за видимой статичностью поз скрывалась тайная динамика и нерукотворное чудо миротворения. Мы забыли, зачем пришли. Было ощущение, что мы держим в руках что-то, вроде "Моны Лизы", или "Тайной вечери" Леонардо, помноженной на сто, что мы не в Москве, а в Италии эпохи возрождения. И так страница за страницей. Был уже вечер, а мы достигли только середины манускрипта. Перевернули очередную страницу и недоумение - маловыразительная ремесленная многотрудная композиция, следующая - то же. И сама собой рождается мысль, что те приблизительно сто гениальных произведений - это молодость, зрелость, старость - вся жизнь великого безымянного мастера, а сто первая и далее миниатюры - это мастер умер и продолжает работу его сын или ученик, но у первого был талант и таинственный дар - сложное и вечное превращать в простое, а у преемника - традиционная точность, но, вероятно, как и у первого - вся жизнь: молодость, зрелость, старость, деньги, только таланта не было. И кощунственная мысль. Перед глазами великого Джотто лежали миниатюры безымянного великого миниатюриста.

Смотрим следующую книгу - замечательные орнаменты и традиционные, согласно усвоенного приема, картинки. Картинки, картинки и вдруг чудо второе: - за сто лет до Боттичелли - Боттичелли. А у нас - словно путешествие в Италию. Забыли о странном заказе. Месяц сидим в отделе рукописей, переходим от Италии к Франции, к России Романовых, к берестяным памятникам древнего Новгорода. Что-то копируем, что-то просто впитываем в себя. Наконец, нет больше ни сил, ни времени.

Как же в канцелярском свидетельстве, в справке отразить личное и общественное счастье советского человека?

Внезапно выход находится. Гербовая бумага, а на ней необходимые тексты, четыре страницы, но на каждой по несколько водяных знаков - в шахматном порядке изображение Владимирской Богоматери с ребенком Христом без нимба и фрагмент скульптуры Мухиной - две руки с серпом и молотом. Работа принимается всеми инстанциями, получаем деньги, но все застревает в архивах Совета министров РСФСР, а нам наплевать. Жизнь наша наполнилась новым содержанием. Все впереди!

Ссылки:

  • РАБИЧЕВ Л.Н. ОТ ДЕМОБИЛИЗАЦИИ ДО МАНЕЖА
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»