Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Никита Михалков: председатель СК (Союза Кинематографистов)

Съемки "Сибирского цирюльника" закончились весной 1997 года. После монтажа фильма члены его съемочной группы дали пресс-конференцию, на которой Михалков, в частности, сказал:

"К сожалению, отечественный кинематограф сегодня безвозвратно уничтожается. На "Мосфильме" вымирают целые профессии. Так просто понять - нынешнее лицо Америки, ее имидж во всем мире создал ее кинематограф. Он и только он. Великая сила воздействия на умы в России сегодня растоптана, она никому не нужна... Мне хотелось бы, чтобы и этот, особенно этот мой фильм стал тем импульсом, с которого бы... если и не началось возрождение, то хотя бы замедлилось падение. И мой фильм не о том, что было. А о том, как мне хотелось бы, чтобы было. Как могло бы быть..."

И всего через несколько недель после этой пресс-конференции ему представилась возможность воплотить свои мечты в действительность, то есть попытаться спасти погибающий российский кинематограф, возродить его к жизни - на прошедшем в конце декабря того 1997 года IV съезде кинематографистов России большинством голосов Никиту Михалкова избрали председателем СК. Недовольных таким решением тоже хватало, и в первую очередь среди них были те ярые "перестройщики", которые и осуществляли все эти годы руководство союзом и привели его к такому плачевному состоянию. Объективности ради надо сказать, что в то время великих перемен государству, конечно, было не до кино и его поддержки. Но и фильмы, которые тогда снимались, не могли способствовать расцвету киноискусства. Все сколько-нибудь вменяемые деятели кино понимали: чтобы переменить ситуацию, нужна сильная личность, пользующая авторитетом и среди "своих", и у власти. Именно таким человеком и являлся Михалков. Мало того, он не только пользовался авторитетом, он умел и деньги доставать - пример с "Сибирским цирюльником" это убедительно доказывал.

И, наконец, Михалков был патриотом, "державником", а не ниспровергателем устоев. От разрушения пора было переходить к восстановлению разрушенного. Или к созиданию нового, на что разрушители тоже не годились.

"Смена руководства Союза кинематографистов в данном случае не просто смена одного талантливого режиссера в руководящем кресле другим, - писал об этом в "Известиях" В. Кичин. - Это смена всех ориентиров и признание ошибочности всего прежнего пути. "Западник" сменился державником и "патриотом". Михалков никогда не скрывал своих монархических убеждений и был убежден в особом пути России..."

Михалков же объяснял свое решение баллотироваться в руководители СК следующим образом: "Это для меня тяжелейший крест, который не дает ни славы, ни почестей, ни денег. Ничего из того, что можно получить на посту председателя Союза, мне не нужно. У меня все это есть: и квартира, и машина, и дача. При этом я все заработал своим трудом - ничего ни у кого не украл и не выпросил. Просто мне стыдно за то, что происходит с нашим кино. Чувствую ответственность. Но и это не все. Мне неловко быть в кино одному. Это неправильно, ибо вокруг есть масса талантливых людей, может, намного талантливее меня. Им надо помочь, поскольку они лишены возможности заниматься делом, для которого созданы..."

Так Никита Михалков стал руководителем Союза кинематографистов России. Скандалов, больших и маленьких, и даже судебных процессов за то время, что он стоял у руля, произошло множество. Их не могло не быть. Человек властный, даже авторитарный по своему стилю работы и управления, он и не мог многим нравиться, не мог не вызывать недовольства, особенно после демократической-то вольницы. Но, надо отдать ему должное, он о своих методах и подходах тоже предупредил всех сразу, когда его только выдвинули на пост председателя СК, но еще не выбрали. Как писали "Новые известия", на том, ставшем историческим съезде, он "...тут же стал бросать в зал свои хлесткие формулировки: "Я выгоню человека, который, вместо того, чтобы быстро делать, долго объясняет мне, почему не сделано!"; "У каждой накладки есть имя, отчество и фамилия"; "Хозяин в России - тот, кто делает для других, а не тот, кто гребет под себя"; "Если бы я жил за границей и узнавал о своей стране по ее фильмам, я бы никогда сюда не приехал!"... Надо думать, сильно достали кинематографистов руководители- перестройщики, если после таких, столь резко выраженных программных формулировок Никиту Михалкову они все же выбрали и вручили ему бразды правления Союзом. Никита Михалков правил СК до осени 2005 года. Напрягая все силы, отдавая сну лишь 3-4 часа в сутки, тащил тяжкий воз российского киноискусства по весям и хлябям нашего неоднозначного времени. На этом тяжелейшем пути были, естественно, и достижения и потери. Так, по данным газеты "Коммерсант", за время своего правления Михалков успел ликвидировать Московский союз кинематографистов, добиться для Московского международного кинофестиваля , президентом которого он стал в те же годы, почетной категории "А", основать премию "Золотой орел" (в пику уже 15 лет до того существующей национальной кинопремии "Ника" ), продать дом творчества "Красная Пахра" и на вырученные средства начать реставрировать дом творчества "Болшево" (правда, на полную реставрацию денег не хватает), попытаться превратить дом ветеранов в Матвеевском в гостиницу и поставить Дом кино на грань закрытия. Было и еще много всего, оценивавшегося разными людьми очень по-разному. Так, Елена Цыплакова , актриса и режиссер, считала, что Союз кинематографистов при Михалкове не занимался творчеством, а занимался исключительно пробиванием своих интересов. Как она говорила во время своего выступления на VI съезде СК в 2004 году,

"...Я с 1982 года член Союза кинематографистов. И понимаю, что эта организация была лоббистской, но в то время она пробивала интересы кинематографистов, насколько это возможно. А сейчас мы не помогаем друг другу, а боремся друг с другом. Это непозволительно... Я могу сказать, что огромное количество молодых кинематографистов не вступает в Союз или, вступив, не приходит ни на какие заседания по одной простой причине - им стыдно и неловко участвовать в том, что происходит".

Совсем по-иному оценивал происходящее Василий Ливанов , народный артист СССР: "Я думаю, что громадным грехом является неблагодарность к людям, которые пять лет руководили нашим Союзом. Наш грех в том, что наши товарищи присвоили себе монопольное право быть демократами и интеллигентами. Я был одним, может быть, самым молодым членом- учредителем Союза кинематографистов в 1965 году. И когда здесь те демократы и интеллигенты говорят с трибуны о том, как они уважают наших великих стариков, создавших Союз, старики в гробах переворачиваются: каких же "детей" они вырастили!" Сам же Никита Сергеевич старался, по крайней мере, в публичных выступлениях, быть выше дрязг, сплетен и интриг. "...Я так много слышу за моей спиной дурного и читаю о себе, что практически каждое слово в стихотворении Пушкина "Поэт, не дорожи любовию народной" имеет под собой фантастический смысл: "Услышишь суд глупца иль смех толпы холодной, но ты останься тверд, спокоен и умен". Это некое состояние концентрации и сосредоточенности... Ведь в чем заключается их задача? - говорил он о своих противниках, которые желали сохранения Московского союза кинематографистов. - "Обеспечить демократическое проведение съезда и выдвижение в качестве альтернативного кандидата на пост председателя Союзов кинематографистов России Станислава Сергеевича Говорухина".

Союзов кинематографистов России! В этой незаметной детали таится самое главное: то есть это маленькая модель того, что хотят сделать с Россией наши враги. Они хотят расчленить ее на княжества зыбкие, чтобы там были карликовые территории, карликовые князьки, карликовые интересы и там тихо жировать. А вот жировать здесь, в Москве, очень выгодно. Москва богатая... Поэтому московская верхушка очень хочет отделиться... Было неважно, кого выдвигать, лишь бы не было нас. И не потому, что мы плохие, а потому, что все, что мы делали, мы делали против них. Я обещаю вам, как только мы закончим процесс по возвращению Союзу его недвижимости, и механизм начнет работать должным образом, я с огромным облегчением спокойно и тихо уйду. Поверьте мне: сидеть здесь приятного мало, а то, что я оказался победителем этого, не делает мне чести".

Однако в октябре 2005 года, всего через год после того VI съезда СК, по итогам которого и говорились эти речи, Никита Михалков снял с себя обязанности председателя Союза кинематографистов России. Означает ли такой его шаг, будто он сделал то, что хотел сделать, и запущенные им механизмы начали "работать должным образом"?

Сам он объяснил свой поступок тем, что ему необходим творческий отпуск - он должен, наконец, снять давно задуманный фильм "Утомленные солнцем- 2". Временно полномочия главы Союза были переданы Евгению Герасимову. Последует ли за творческим отпуском отставка, пока неизвестно... Что касается зрителей, то они соскучились по Михалкову-режиссеру. Счастье, что хоть к актерской своей профессии он на протяжении этих долгих лет своей руководительской деятельности несколько раз возвращался. Такие замечательные работы, как князь Пожарский в "Статском советнике" по повести Б.Акунина, Михалыч в "Жмурках" Алексея Балабанова, российский дипломат в фильме К.Занусси "Персона нон-грата", почти эпизодическая, но, как всегда, яркая роль в фильме того же Балабанова "Мне не больно" - стали просто подарком любителям кино. Были, правда, еще документальные фильмы "Отец" и "Мама", телевизионные фильмы... Но, конечно, большому кораблю, который олицетворяет в нашем киноискусстве талант Михалкова, и плавание нужно большое. То есть большие формы. Зрители их ждут.

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»