Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Никита Михалков: первые шаги в киноискусстве

Однако театром Никита "заболел" самостоятельно, не из подражания старшему брату - тот в то время еще учился в консерватории, о ВГИКе еще и речи не было. Случилось это в 1959 году, когда Никита стал активно участвовать в школьной самодеятельности, а потом поступил в театральную студию при театре имени Станиславского. Первой его ролью стала роль беспризорника в пьесе А.Крона "Винтовка 492116". Видимо, озарением театрального гения она не стала. "Я никогда не забуду лицо моего брата, которого пригласил на спектакль, - писал потом Михалков. - Я поймал со сцены его мрачный взгляд, и меня охватил ужас от всего происходящего. Но импровизацией, подражанием, дурака-валянием я продолжал заниматься усиленно..."

И все же, очевидно, уже Тогда были заметны искры таланта в этом "дуракавалянии", потому что именно с того юного возраста Никиту стали приглашать в кино, сначала на маленькие эпизодические роли, а потом и более крупные. Ему было тринадцать лет, когда он сыграл крохотную роль своего сверстника в фильме Константина Воинова "Солнце светит всем" . Эпизод с его участием должен был длиться около минуты, что было не так уж мало для дебютанта. Но на экране Михалков мелькнул только раз и всего несколько секунд. Оставалось только горестно вздохнуть: "Вырезали, гады!" - ведь посмотреть на друга-кинозвезду в кинотеатр пришли все приятели. Через год, то есть в 1960 году, когда Никиту вновь пригласили сниматься, роль у него была уже гораздо больше. В фильме "Тучи над Борском" режиссера Василия Ордынского по сценарию Семена Лунгина и Ильи Нусинова , в котором рассказывалась драматическая история десятиклассницы, попавшей в секту пятидесятников, Михалков играл... священника, и появлялся в кадре целых четыре раза. Причем два раза даже произносил текст! А потом, через год, когда старший брат уже учился во ВГИКе, Никита снялся у него в сюжете "Братья", где ему и вообще пришлось изображать женщину! История там случилась просто трагикомическая. Съемка была очень ранняя. В пять утра нужно было снять кадр женщины, уходящей от камеры. По сюжету - уходящей от любовника. Андрон решил осчастливить младшего брата и разрешить ему по присутствовать на съемке. За это полагалась плата: Никита должен был разбудить его в назначенное время. И, конечно, проспал. Не услышал будильника. Вот как сам Андрон описывает этот случай.

"Я проснулся утром - уже полшестого. Бегу к Никите, он сладко спит. Поднимаю его пинком ноги, матюгами:

- Сволочь! Что ж ты заснул! Он - в слезы. Чувствует себя таким виноватым! - Вставай! Поедешь со мной! Берем шубу моей тогдашней жены, туфли на высоком каблуке - это реквизит. Нас же актриса ждет! Хватаем такси, загружаемся вместе с реквизитом, приезжаем к Никитским воротам - актрисы уже нет. Ушла, надоело ждать. Где ее искать? Едем к оператору, он дожидается в арке на улице Грановского. Сидит один, с ним камера - железный "Конвас". - Ну вот, сволочь, мерзавец! - кричу Никите.

- Будешь играть сейчас за актрису. Закатывай брюки! Он покорно закатал брюки, надел туфли, надел шубу, оператор лег на газетку, поставил камеру (у нас даже штатива не было), начали! Никита, мальчик еще, весь в слезах, в соплях, старается изо всех сил, ковыляет на высоких каблуках.

- Поженственней иди, - кричу я. - Вихляй задницей! Что ты идешь, как мальчишка! Вспоминая сейчас, думаю: как жестока все-таки эта порода - старшие братья!"

Подтверждая это, Адрон рассказывает еще один случай приобщения им младшего брата к прекрасному искусству кино. Он снимал свой знаменитый короткометражный фильм "Мальчик и голубь", который потом получит в Венеции на XIV фестивале детских фильмов в 1961 году "Бронзового льва". Для фильма нужны были голуби. "Ловили их мы сеткой - возле телеграфа и на Манежной. Раскладывали корм, ставили на палке сеть, голуби под ней собирались - тогда их накрывали. Потом голубей надо было из сетки вытащить, отвезти на машине в сарай, в сарае их набилась тьма, вонища жуткая, всем надо перевязать крылья, чтобы не летали, а ходили. Саша Козлов, ведавший на картине голубиным хозяйством, потребовал человека себе в помощь. Я сказал Никите: "Будешь перевязывать голубей". Он был готов на все. Ему уже было пятнадцать, он хотел участвовать. Когда я приехал, Никита был весь в голубином дерьме, измученный (не шуточное дело, четыреста голубей поймать и всем перевязать крылья!), уставший, красный, разгоряченный. Я решил его поощрить за усердие и взял с собой в "Националь". Сказал: "Ты, парень, поработал!" Он так устал, что еле стоял на ногах. Волосы в слипшемся дерьме. Я его причесал, налил пятьдесят грамм коньяку - ну чем не снисхождение доброго фараона к своему рабу? Удивительная жестокость! Конечно, он был мой брат, я вроде как желал ему добра..."

Вот такими они были, первые шаги в киноискусстве у прославленного мэтра российского кино. Совсем не усыпаны розами.

Ссылки:

  • НИКИТА МИХАЛКОВ - РЕЖИССЕР, ПОЛИТИК, БИЗНЕСМЕН
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»