Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

"Первый учитель". Вторая жена Андрея Кончаловского

Дипломной работой Кончаловского во ВГИКе стал "Первый учитель" по повести Чингиза Айтматова . Фильм получился страстный, ярко показавший крутую ломку, которую принесла с собой революция народам бывшей Российской империи. Правда, фильм от первоисточника отличался очень сильно, однако Айтматов сказал, что ему сценарий нравится. Сценарий Кончаловскому предложил Борис Добродеев , Кончаловский его переписал, а потом позвал Фридриха Горенштейна , который "привнес в будущий фильм раскаленный воздух ярости". Мир "Первого учителя" складывался под впечатлением прозы Чингиза Айтматова, кино Акиры Куросавы и стихов поэта Павла Васильева , того самого, который был когда-то влюблен в мать Андрона, Наталью Петровну, а потом был репрессирован и погиб в сталинских лагерях. Павел Васильев считал себя потомком древних кочевых племен, с молоком матери впитал культуру Сибири и Азии, где родился и вырос. "Он был ослепительно талантлив и потому об истории, судьбе, национальном характере среднеазиатских народов смог рассказать по- настоящему самобытно, оригинально, мужественно. Особенно потрясли меня его "Песни киргиз-казахов" и поэма "Соляной бунт". Киргизия, какой я знал ее по стихам Васильева, была страной людей с открытыми и первозданными чувствами, с яростным накалом страстей. Быть может, его поэзия и решила вопрос о выборе материала первой моей картины. Позднее я убедился, что не ошибся и в выборе жанра трагедии для киргизского материала". Другой художник, мощно повлиявший на облик "Первого учителя", - Куросава. Его фильмы покорили Кончаловскиго сразу и навсегда. "Он умеет быть серьезным, но в то же время и развлекать, никогда не быть скучным. Каждая пауза насыщена чувством, каждая сцена - смыслом. Статуарность, своеобразная театральность, причем театральность очень условная, в манере старояпонского театра "Но", эстетически от нас предельно далекого, - все это, как ни странно, очень мощно, безотказно воздействует на зрителя. Считаю себя его учеником. Но главное, чем поражал Куросава, - температурой своих картин, что вообще свойственно любому из великих киномастеров. Раскаленность его мира, ощущение ветра, стихий природы, элементов мира - воды, огня, земли, дождя, грязи, ветра, поднимающего пыль, шума леса - все это по-настоящему эпично. Элементарные вещи, преображенные его фантазией, становятся прекрасными символами. Думаю, из всех великих Куросава - самый эпический и трагический... В сравнении с айтматовской лирической прозой температура экранного "Первого учителя" превышена на много градусов. Меня вело желание снять раскаленную реальность". Оператором картины стал выпускник ВГИКа Георгий Рерберг , художником Михаил Ромадин . Ромадин предложил сделать черно-белую картину. Именно черно-белую, а не просто снять на черно-белой пленке, которая не дает того эффекта, которого хотелось достичь. Поэтому все костюмы специально шились только из черного и белого материала. Декорации тоже были черно-белыми, их прописывали, фактурили каждую мелочь, добиваясь максимального контраста градаций. Метод съемки длиннофокусной оптикой привнес в картину ощущение документа. Съемку длиннофокусной оптикой подсказала стилистика Куросавы.

На роль героя Кончаловский взял не профессионального актера, а Болота Бейшеналиева, который пришел в группу ассистентом режиссера. Еще труднее шли поиски героини. Ассистенты привели несколько казашек, учившихся в хореографическом училище Большого театра. Среди них была Наташа Аринбасарова , совсем юная, тоненькая, очень пластичная.

Режиссер понял, что героиня найдена, хотя поначалу решения принимать не спешил. Наташу на съемки отпускали с трудом. Ее уже приняли в Казахский академический театр оперы и балета, ее мама очень боялась, что дочь потеряет форму. На время съемок ей даже взяли педагога, чтобы она не оставляла занятий балетом. Этой молоденькой девушке суждено было стать второй женой Андрона. "Очень скоро я почувствовал, что влюбляюсь. Мне доставляло удовольствие трястись с ней в "козле", военном джипе отечественного образца с железными лавками в кузове, единственной из машин, способной одолеть киргизские дороги. В "козла" всегда набивалось полно народа, Наташа была рядом, запах ее духов (были тогда такие духи - "Желудь") действовал на меня совершенно магически. Эта невинная влюбленность была очень приятна сердцу, хотя уже и давала о себе знать болезненными уколами. За Наташей ухаживал Миша Ромадин ; помню, как я ревновал, глядя, как он раскачивает ее на качелях. Ей было восемнадцать - совсем еще девочка, хрупкая, нежная, женственная. Я понял, что не могу даже осмелиться поцеловать ее, если не решу, что женюсь. Когда я решил для себя это, мы отпраздновали нашу брачную ночь и на следующий день объявили всем, что женимся". Как ни странно, родители Наташи оказались совсем не рады тому, что их дочь собирается выйти замуж за блестящего московского кинорежиссера, сына известного всей стране поэта и автора Гимна СССР. Мама Наташи даже пошла на обман, чтобы воспрепятствовать этому нежданному браку, - вызвала дочь домой, сказав, что у нее плохо с сердцем, попросила срочно приехать. А там, в Алма-Ате, родители посадили девушку под домашний арест. Ни на какие съемки больше они отпускать ее не собирались. Картина встала. Андрону пришлось дойти до ЦК Компартии Казахстана, призвав на помощь Чингиза Айтматова, чтобы вызволить пленницу и "спасти невесту от родительского произвола и свою картину от краха. Восток и в наши дни остается Востоком, к которому нельзя подходить с нашими мерками. Андрон повез Наташу в Москву, познакомил с родителями. Наталье Петровне она очень понравилась, мудрая женщина, Наталья Петровна, как уже рассказывалось, вообще с любовью принимала всех своих невесток.

"Потом была замечательная свадьба, мы были счастливы, я жил полной жизнью. С этим временем связано у меня много светлого". 15 января 1964 года у Андрона и Натальи родился сын Егор .

"Наташа - актриса очень талантливая, для режиссера - инструмент замечательный, работать с ней было одно удовольствие, - пишет об этих съемках Кончаловский. - Очень женственна, замечательно себя держит, полная свобода в пластике - как-никак профессиональная балерина. Потом она достаточно много снималась".

Наталья Аринбасарова, судя по ее книге, написанной вместе с дочерью, удовольствия от съемок получила намного меньше. Режиссером Кончаловский, может, по молодости, был жестоким. Он требовал жизненной правды. По правде Наталью била ее коллега по картине, игравшая ее злую тетку. По правде она таскала тяжелые вязанки хвороста. По правде голодала, чтобы выглядеть изможденной. Но картина получилась. Тем не менее, тогда киргизские партийные власти ее не приняли, решив, что она извращенно показывает жизнь киргизского народа. Как только она была закончена, ее с грохотом положили на полку. О выпуске на экран и речи не было. Снова помог Айтматов, который добился приема у Суслова и сумел убедить того, что картина хорошая и идеологически правильная. Картину разрешили к показу. На это ушел год. А потом послали ее на фестиваль в Венецию. Наталья Аринбасарова получила там приз за лучшую женскую роль - кубок Вольпи. "Первый учитель" - одна из немногих моих картин, которую мне не хотелось переделать", - скажет много лет спустя Кончаловский.

Ссылки:

  • КОНЧАЛОВСКИЙ АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ : РЕЖИССЕР, ПИСАТЕЛЬ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»