Маяковский в двадцатилетнем возрасте, 1913 г. 012 Володя Маяковский с родителями и сестрами Людмилой (стоит) и Ольгой (сидит), 1905 г. 015 Учетная карточка Московского охранного отделения, 1908 г 019 Маяковский осенью 1912 г. - ученик Училища живописи, ваяния и зодчества." 020 В верхнем ряду: Николай Бурлюк, его брат Давид, "отец русского футуризма", и Маяковский. Сидят: Велимир Хлебников и два "мецената": авиатор Георгий Кузьмин и музыкант Сергей Долинский, издавшие футуристический альманах "Пощечина общественному вкусу" и первый сборник стихов Маяковского "Я!". Снимок 1913 г. 023 Улыбающийся Маяковский в Киеве в 1913 г. Имя дамы, вызвавшей его беззубую улыбку, с точностью установить не удалось. 025 Во время турне по российской провинции зимой 1913-1914 гг. Маяковский, Бурлюк и Каменский часто выступали во фраках и цилиндрах, что резко контрастировало с революционным содержанием их эстетики. Для того чтобы еще сильнее оскорбить "общественный вкус", они использовали "боевую раскраску", как у Каменского на этой фотографии. 027 Книжное издание трагедии "Владимир Маяковский" (1914) было выполнено в типично футуристическом оформлении, предполагавшем - в соответствии с манифестом Хлебникова и Крученых "Буква как таковая" (1913) - свободное использование различных шрифтов, прописных и строчных букв. "А ведь спросите любого из речарей, и он скажет, что слово, написанное одним почерком или набранное одной свинцавой, совсем не похоже на то же слово в другом начертании. Ведь не оденете же вы ваших красавиц в одинаковые казенные армяки!" На представленном развороте - рисунок брата Давида Бурлюка Владимира, изображающий Маяковского в желто-черной полосатой кофте. 029 На протяжении зимы и весны 1913 г. Маяковский тесно общался с художником-вундеркиндом Василием Чекрыгиным, а также с Львом и Верой Шехтель. На снимке Маяковский с Верой и пятнадцатилетним Чекрыгиным. 032 В первой литографированной книге Маяковского "Я!" стихотворения были написаны от руки, а иллюстрации выполнены Василием Чекрыгиным и Львом Шехтелем под псевдонимом Л. Жегин. Тираж составлял 300 экз. 033 Соня Шамардина. 034 Мария Денисова, чью красоту Маяковский сравнивал с красотой Джиоконды: Вы говорили: "Джек Лондон, деньги, любовь, страсть", - а я одно видел: вы - Джиоконда, которую надо украсть! 035 Как-то вечером Маяковский, Бурлюк и Каменский нарисовали каждый по портрету Марии. Здесь представлены портреты Маяковского (сверху) и Бурлюка. На обороте рисунка Бурлюка криптограмма, текст которой расшифровывается так: "Я вас люблю... дорогая милая обожаемая поцелуйте меня вы любите меня?" - след ухаживания Маяковского. 035 Лили, сфотографированная 11 ноября 1914 г., в день, когда ей исполнилось 23 года. 039 Лили с младшей сестрой Эльзой, приблизительно 1900 г. 041 Отец Осипа Максим Павлович Брик, сфотографированный во время одной из деловых поездок в Иркутск. 042 Осип Брик - мечта гимназисток. 043 Лили с семьей на курорте. Мужчина слева - ее отец Юрий Александрович Каган, рядом с ним (справа) Елена Юльевна, Лили склонилась над плетеным креслом. Эльза сидит на песке в светлом платье. 045 Лили во время отдыха в Германии летом 1906 г. 047 Поклонник Лили Гарри Блуменфельд: "Очень смуглый, волосы черные - лакированные; брови - крылья; глаза светло-серые, мягкие и умные; выдающаяся нижняя челюсть и, как будто не свой - огромный, развратный, опущенный по углам - рот". 052 Молодожены Лили и Осип с Эльзой. 057 Лили и Осип в Туркестане с поэтом Константином Липскеровым и туркменским мальчиком. 058 Типичная чайхана в Коканде, Туркестан. 059 Иронический экслибрис Осипа с цитатой из "Божественной комедии" Данте: "И в этот день мы больше не читали". 062 По-детски пухлая Эльза жаловалась в дневнике на свою внешность: "Бог дал мне желание любить, создал мою душу для любви, но не дал мне тело, сделанное для любви". 069 На картине Бориса Григорьева с нейтральным названием "Незнакомец" изображен Маяковский. Работа впервые демонстрировалась на выставке "Мира искусства" в 1916 г. 072 Разителен контраст между "апашем" на картине Бориса Григорьева и поэтом, как он выглядел через несколько месяцев после знакомства с Лили. 083 Лили увлекалась балетом и в конце 1915 г. стала брать уроки у Александры Дорийской, до войны выступавшей в Русском балете Дягилева в Париже. 084 В поэме "Флейта-позвоночник" Маяковский писал: "Быть царем назначено мне - / твое личико / на солнечном золоте моих монет / велю народу: / вычекань!" Сам он "вычеканил" Лили в рисунке 1916 г.; тогда же сделана фотография (справа). 090 Матери Эльзы и Романа во время беременности шутили, что если родятся мальчик и девочка, они поженятся. Но как бы ни желал этого Роман, так не случилось. На фотографии 1903 г.: семилетние Роман (слева) и Эльза (с кудрявыми волосами), Лили, кузены Романа из семьи Вольперт. 102 Летом 1914 г. Корней Чуковский завел гостевую книгу, "Чукоккалу", где гости оставляли приветствия в виде стихов, рисунков и пр. Слово, образованное из фамилии и географического названия, придумал Илья Репин, у которого в Куоккале была мастерская. Частый гость Чуковского, Репин оставил в "Чукоккале" множество следов, в частности этот портрет молодого Виктора Шкловского, навестившего Куоккалу в июне 1914 г. 103 Афиша "Закованной фильмой" играла очень важную роль в самом фильме. Рисунок Маяковского. 109 Бурлюк и Маяковский (стоит справа) в "Кафе поэтов" (из фильма "Не для денег родившийся"). 118 На обложке поэмы "Человек" фамилия автора и название оформлены в виде креста - уместный символ для аллегорического текста, кончающегося тем, что Маяковский стоит "огнем обвит/ на несгорающем костре / немыслимой любви". 122 В письме к Лили от марта 1918 г. Маяковский с характерным преувеличением выражает разочарование по поводу того, что получил от Лили только полписьма, в то время как Лева - тысячу, а мама и Эльза - сотню. Отсюда радостная мина Левы и печальная Маяковского. 126 Сцена из фильма "Барышня и хулиган". В главной женской р0ЛИ _ Александра Ребикова. Как и во многих стихах Маяковского, герой в конце погибает: защищая честь учительницы, он получает смертельный удар ножом. 127 Маяковский в роли Ивана Нова в фильме "Не для денег родившийся" 128 Актриса в "Закованной фильмой" в исполнении Лили сходит с киноэкрана, но хочет обратно. Не найдя экрана, Маяковский вешает на стену скатерть (см. стр. 132). 130 Роман Якобсон, безуспешно ухаживавший за Эльзой, приблизительно 1920 г. 137 Последняя из известных семейных фотографий, сделанных до отъезда Эльзы с матерью из России летом 1918 г. На снимке: Лев Гринкруг, Эльза, ее подруга Тамара Беглярова, Елена Юльевна и Лили 139 Фото Эльзы сделано в Стокгольме летом 1918 г., когда произошло удручающее знакомство со шведскими кондитерскими изделиями. 142 Эльза и Андре в своем доме на Таити. 143 Максим Горький. Рисунок Юрия Анненкова, 1920 г. 147 Типичное "окно" РОСТА. Ноябрь 1920 г. 151 Анатолий Луначарский. Рисунок Юрия Анненкова. 155 Лили, Лев Гринкруг и сеттер Щеник у дома в Полуэктовом переулке, 1920 г. 159 Николай Пунин. Фото 1920 г. 164 Когда Маяковский в 1923 г. издал "Необычайное приключение..." отдельной книгой под названием "Солнце", иллюстрации к ней выполнил Михаил Ларионов. Подарив много лет спустя один из подлинников Роману Якобсону, он объяснил в посвящении, что рисунок был сделан в 1912 г. и что на нем изображен Маяковский. 170 ¦ Афиша "Мистерии-буфф", поставленной к первой годовщине Октябрьской революции 7 ноября 1918 г. 175 Книга "150 ООО ООО": "Товарищу Владимиру Ильичу с комфутским приветом" от Маяковского и его соратников. 180 ¦ Александр Краснощеков обращается к народу с товарного вагона после взятия Читы войсками Красной армии 1 ноября 1920 г. 183 Группа "Творчество", глашатаи футуризма на Дальнем Востоке, 1920 г. Сидят слева направо: Николай Асеев, Сергей Третьяков, Владимир Силлов и его жена Ольга. В верхнем ряду: Виктор Пальмов, Николай Чужак, В. Аветов, Петр Незнамов. 184 В день первой годовщины Октябрьской революции Ленин открыл в Москве памятник Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу, немедленно народной молвой окрещенный "Маркс и Энгельс в ванне". 188 Николай Гумилев с женой Анной Ахматовой и сыном Львом. Фото 1915 г. 16 августа 1921 г., когда Гумилев находился под следствием в Петрограде, Ахматова написала: "Не бывать тебе в живых, / Со снегу не встать. / Двадцать восемь штыковых, / Огнестрельных пять. / Горькую обновушку / Другу шила я. / Любит, любит кровушку / Русская земля". 193 Революция была для Александра Блока очистительной стихией - которая, к несчастью, покончила не только со старым обществом, но и с ним самим. Блок на смертном одре. Рисунок Юрия Анненкова. 195 Во время первой парижской поездки Маяковский в числе прочих встретился со своими старыми друзьями, художницей Натальей Гончаровой и ее мужем Михаилом Ларионовым, покинувшими Россию еще до революции. Ларионов, однажды уже писавший портрет Маяковского, теперь нарисовал его снова, в этот раз в более реалистичной манере. 205 Лили во время второго визита в Ригу весной 1922 г. 208 В Лондоне в августе 1922 г. Лили впервые после четырехлетней разлуки встретилась с матерью и сестрой. 221 Теоретик литературы и эсер Виктор Шкловский, каким его увидел Юрий Анненков в 1919 г. 227 Следующий разворот. В книге "Два голоса" Эль Лисицкий хотел передать смысл и ритм стихов Маяковского графическими и типографскими средствами. Она оформлена как телефонная книжка, где буквы заменены графическими знаками и названиями стихов. 231 За день до отъезда Маяковского в Париж Лили получила от него этот фотопортрет с дарственной надписью: "Для любимого кисика рыжего / через две недели увижу его". 234 После возвращения в Париж с Таити в 1921 г. Эльза сделала серию своих портретов, один из которых представлен здесь. 239 На этом плакате 1920 г. Ленин очищает землю от "нечисти" в виде капиталистов, священников и пр. Через два года придет черед новой категории: ученых и писателей. 243 Обложка Александра Родченко к книге "Про это" 251 Окна квартиры в Водопьяном переулке, куда Маяковский приходил тайком в надежде увидеть хотя бы силуэт Лили: "... и угол вон, / за ним / она - виновница. / Прикрывши окна ладонью угла, / стекло за стеклом вытягивал с краю. / Вся жизнь / на карты окон легла. / Очко стекла - / и я проиграю". 256 Записка от 28 февраля с цитатой из "Варшавянки". 261 Поэма "Про это" вышла отдельной книгой с фотомонтажами Александра Родченко летом 1923 г. Коллаж, иллюстрирующий "Человека на мосту". 262 19 февраля Маяковский отправил Лили письмо с обратным адресом: "Москва. Редингская тюрьма" - отсылка к балладе Оскара Уайльда. Письмо подписано "Твой Щен, он же Оскар Уайльд, он же шильонский узник" - отсылка к поэме Байрона "Шильонский узник". 265 Фотографии для коллажей "Про это" делал не Родченко, а Абрам Штеренберг, брат художника Давида Штеренберга. Этот фотопортрет был использован Родченко для коллажа, изображающего, как Маяковский ждет звонка от Лили. 270 Лили в берлинском зоопарке, упоминаемая в "Про это": "Может, / может быть, / когда-нибудь / дорожкой зоологических аллей / и она - / она зверей любила - / тоже ступит в сад, / улыбаясь, / вот такая, / как на карточке в столе" 276 Лили с экземпляром "Про это". Фото Александра Родченко, 1924 г. 279 Осип с лефовским глазом. Фотомонтаж Александра Родченко 1924 г. 283 Реклама Моссельпрома. Текст Маяковского, оформление Родченко. 287 Александр Краснощекое, страсть Л.Ю. Брик в 1923-1924 гг. 288 В июле 1923 г. на немецком курорте Бад-Флинсберг опять встретились старые друзья - Лили, Осип, Маяковский и Роман Якобсон. 295 Маяковский, Раиса Кушнер, Лили и ее мать в Нордернее летом 1923 г 296 Показ одежды Надежды Ламановой в Париже зимой 1924 г. вызвал интерес и французской и английской прессы. В Англии эта фотография была снабжена следующим комментарием: "СОВЕТСКАЯ МЕШКОВАТАЯ МОДА. - Из-за нехватки ткани в Советской России московская модельерша г-жа Ламанова сделала эти платье и шляпу из мешковины". 301 Циркуляр В.795 британского департамента внутренних дел, запрещающий Маяковскому въезд на британскую территорию. 303 Маяковский со Скотиком, приобретенным Л.Ю. Брик в Англии. Фотография снята летом 1924 г. на даче в Пушкине. Увидев однажды, как Маяковский угощает Скотика мороженым, Родченко решил запечатлеть эту сцену. "Снимок навсегда сохранил нежную улыбку Володи, обращенную к собаке..." - вспоминал он. На самом деле снимок со Скотиком - одна из редких фотографий, на которой Маяковский улыбается. 304 После возвращения из Берлина в мае 1924 г. Маяковский встретился с японским писателем Тамидзи Наито. За столом рядом с ним и Лили сидит жена Сергея Третьякова Ольга, слева от Наито (в центре) стоят Борис Пастернак и Сергей Эйзенштейн, справа - советский дипломат Арсений Вознесенский и переводчик Наито. 311 Маяковский на Манхэттене. 319 Луэлла Краснощекова в Пушкине со Шкловским, Маяковским, Асеевым и Борисом Кушнером (на заднем плане). Фото Александра Родченко 1924 г. 320 Лили и Маяковский в "салоне" в Водопьяном переулке, где они принимали Поля Морана. 330 После того как в 1929 г. Лев Троцкий (1878-1940) был выслан из страны, все следы его влияния и деятельности были сметены, в том числе и свидетельства о его контактах с Маяковским. В Полном собрании сочинений поэта есть "Письмо о футуризме". Оно датировано 1 сентября 1922 г., но не имеет адресата. На самом деле оно адресовано Троцкому, который двумя днями ранее в письме спрашивал у Маяковского, есть ли "капитальная статья, в которой выясняются основные поэтические черты футуризма". "Не могли бы Вы сами, в нескольких словах, если не охарактеризовать, то просто перечислить основные черты футуризма?" "Письмо о футуризме" было ответом на эту просьбу Троцкого. Маяковский откликнулся быстро и развернуто, зная, что Троцкий работает над книгой "о литературе и революции , куда войдет глава о нем и о футуризме. В своем ответе Маяковский перечислил эстетические идеи футуризма, подчеркивая, что литература - "словесное искусство", где самое важное - работа со словом (неологизмы, оркестровка, ритм и синтаксис и т. д.). Рисунок Юрия Анненкова сделан в 1923 г., когда Троцкий еще входил в правящую элиту и когда вышла его книга "Литература и революция". 336 Портрет Маяковского сделан фотографом П. Шумовым в Париже в 1925 г. Поэт так же серьезен и сосредоточен, как и на других снимках. Он редко смеялся. "Обычно молчал, потом скажет что-нибудь такое, что все хохочут, - вспоминал Родченко. - Смеялись мы, а он только улыбался и наблюдал..." 341 Маяковский и Эльза совершают авиатур в Париже в июне 1925 г. Между ними художник Робер Делоне, супруги-писатели Иван и Клэр Голль, а также художница Валентина Ходасевич, которая в это время работала в Париже. Франко-немецкий поэт Голль был большим поклонником Маяковского ив 1921 г. перевел фрагменты поэмы "Война и мир" на немецкий для экспрессионистского альманаха Menschen. 343 Маяковский и Давид Бурлюк на Рокуэй-Бич в Нью-Йорке в августе 1925 г. 345 Во время визита в летний еврейский лагерь "Нит Гедайге" Маяковский и Бурлюк нарисовали каждый свой портрет Элли Джонс - так же, как портрет Марии Денисовой за одиннадцать лет до этого (см, стр. 33). Рисунок Маяковского (слева) был опубликован в русской нью-йоркской газете в 1932 г. 353 Судя по этому рисунку Маяковского, связь между ним и Элли была весьма "напряженной". 358 В 1926 г. Варвара Степанова сфотографировала Маяковского, Шкловского и Родченко в садике дома в Гендриковом переулке. 363 Друзья, собравшиеся по случаю возвращения Маяковского из Америки. В верхнем ряду: Маяковский с подарком Лили - бульдогом Булькой, Осип, Борис Пастернак, Сергей Третьяков, Виктор Шкловский, Лев Гринкруг, Осип Бескин и секретарь Лефа Петр Незнамов. Сидят: Эльза, Лили, Раиса Кушнер, Елена Пастернак, Ольга Третьякова. 368 Женя, сфотографированная Родченко в студии, принадлежавшей ему и Варваре Степановой, в 1924 г., за год до того, как она и Осип соединили свои судьбы. На ней спортивная форма, разработанная Варварой Степановой для учащихся Академии социального воспитания. На стене слева рекламные плакаты Родченко. 370 Современная женщина позирует в 1924 г. современному фотографу Александру Родченко. 374 Сергей Есенин покончил с собой, сделав петлю из шнура электропроводки и повесившись на водопроводной трубе в гостинице "Англетер". 379 Дом в Гендриковом переулке. Квартира Маяковского и Бриков располагалась на втором этаже. Комнаты были маленькие пространство следовало использовать максимально. Поэтому Маяковский попросил сконструировать платяной шкаф с зеркалом и раскладной туалетный столик (справа). На снимке внизу гостиная. 384 Эльза и Лили на даче в Сокольниках в 1925 г., когда впервые после 1918-го Эльза приехала в Москву. 386 Лили и Луэлла. Фото Александра Родченко 387 Лили и Маяковский на курорте Чаир в Крыму в августе 1926 г. 390 Лев Кулешов на своем мотоцикле, в люльке которого с удовольствием катались и Лили и Маяковский. Фото сделано в типичном для Александра Родченко ракурсе, 1927 г. 401 Молодой лефовец Василий Катанян и его жена Галина по-разному относились к той морали, которой придерживались обитатели дачи в Пушкине. Через десять лет Василий Катанян разведется с женой и свяжет свою жизнь с Лили. 402 Лили, Осип, Александр Родченко и Варвара Степанова за обеденным столом в Гендриковом переулке в 1926 или 1927 г. Во второй половине 20-х в моде у жен лефовцев была прическа "гарсон", и Лили в первый и единственный раз остригла волосы. Осип был против, поскольку он - "известный реакционер по отношению к женщине", по словам Варвары Степановой, - считал, что "стриженые сразу похожи на проституток". 405 Наталья Брюханенко в 1927 г., когда их с Маяковским планы заставили Лили насторожиться. 408 Татьяна Яковлева в 1932 г. 415 Любимой эстрадой Маяковского в Москве был Политехнический музей. 20 октября 1927 г., в преддверии десятилетия Октябрьской революции, он читал здесь поэму "Хорошо!". 417 Борис Пастернак, понимавший происходящее в Советском Союзе лучше, чем многие другие. Фото 1926 г. 423 Обложка Александра Родченко к девятому номеру "Нового Лефа" за 1928 г., редактором которого был уже не Маяковский; последний номер, выпущенный под его руководством, был седьмой. 426 Осенью 1927 г. в связи с десятилетним юбилеем "Известий" был опубликован этот шарж на сотрудников газеты. Самый высокий и громкий - Маяковский, но он идет не первым. Тон задает Демьян Бедный, любимец партии, проживавший в кремлевской квартире и поддерживавший постоянные отношения со Сталиным. Несмотря на то что Бедный был второразрядным поэтом, Маяковский завидовал его положению и популярности у власти. 428 Подпись Маяковского под письмом к Лили от 28 апреля 1928 г.: "Больной Щен . 433 Несмотря на болезнь, Маяковский 1 мая отправился на Красную площадь, где и был сфотографирован с извечной папиросой в углу рта. 434 "Машин симпатичный ты сама должно быть знаешь какой, - писал Маяковский Лили 12 ноября 1928 г. - Рисунок конечно корявый но карточку из каталожицы я отдал вместе с заказом а другой пока нет. Я просил сделать серенький сказали если успеют а то темносиний". 436 Маяковский впервые увидел свою дочь в октябре 1928 г. в Ницце. 440 Татьяна Яковлева, приблизительно 1928 г. 445 Маяковский со Всеволодом Мейерхольдом и молодым Дмитрием Шостаковичем во время репетиции "Клопа". Рядом с Маяковским стоит Александр Родченко, который рисовал костюмы для второй части пьесы, где действие происходит в 1979 г. 457 Вероника Полонская, последняя любовь Маяковского. 465 Вероника Полонская в фильме Л.Ю. Брик "Стеклянный глаз". 469 Маяковский с актрисой Анель Судакевич в Хосте в августе 1929 г. 470 В июне 1929 г. Лили - одна из первых женщин в Советском Союзе - получила водительские права. Однажды она сшибла девочку. Дело передали в нарсуд, который ее оправдал. "Мне позвонил лирически один из членов суда! Я даже растерялась от неожиданности, - записала Лили в дневнике, добавив: - Володя позавидовал мне". Как-то Лили условилась с Родченко, что тот сфотографирует ее за рулем во время поездки в Ленинград: "Мы фотографировались в Москве, я была в одном платье, потом переоделась, заехали на заправку бензина к Земляному валу, он снимал с заднего сиденья, как-то еще... Мы условились, что отъедем верст двадцать, он поснимает, а потом вернется домой, я же поеду дальше. Но дальше я не поехала, выяснилось, что дорога ужасна, и машина начала чихать, и вообще одной ехать так далеко скучно и опасно". 475 Евгений Замятин в 1921 г. утверждал, что "у русской литературы одно только будущее: ее прошлое". Рисунок Юрия Анненкова. 482 "Попутчик" Борис Пильняк. Рисунок Юрия Анненкова. 483 Маяковский с чекистом Валерием Горожаниным. Лето 1927 г. 488 Единственный известный снимок, на котором Яков Агранов запечатлен вместе с Маяковским, сделан на дачной веранде в Пушкине. Среди гостей в нижнем ряду слева: Александр Родченко, Луэлла, Агранов (в костюме с галстуком), Кирсанов, Маяковский (с Булькой на руках), Василий Катанян, Осип и его Женя, сестра Маяковского Ольга (опирается о перила веранды) и муж Жени Виталий Жемчужный. 490 Татьяна с мужем во французском посольстве в Варшаве в 1931 г. 494 Маяковский. Фото А. Теремина, 1929 г. 505 Усталый Маяковский на выставке "20 лет работы". 516 Одна из редких общих фотографий Лили, Осипа и Маяковского, сделанная в 1929 г., когда "кисячая-осячая" семья была на грани распада. 523 Фото Лили с львенком, сделанное в берлинском зоопарке, которое она послала Маяковскому. "До чего мне хочется такого львятика! - писала она. - Ты представить себе не можешь, какие у него мягкие лапочки!" 528 - Дорогие товарищи! Почему домашним хозяйкам ситцу не дают, только дают одним детям 12 лет? - Как по вашему тов. Маяковский, доступны ли пониманию ваши пьесы рабочему? - Остроты натянутые, непонятны. Кто это Микель Анжело? - объясните. Вы пишете для интеллигенции. - Товарищ! Мне не нравится Ваша пьеса, а нравитесь Вы сами. Люблю Вас давно. Варламова Вера. - Товарищи, довольно нам забивать головы, они у нас и так уже забиты. Мое мнение - прикончите все ваши сказки. В декабре 1929 г. на обсуждении спектакля "Баня" в рабочем клубе "Пролетарий" публика передавала Маяковскому записки с вопросами. Некоторые из них были опубликованы в журнале "Советский театр" вместе с карикатурами на людей, их задающих. 531 Центр Москвы 17 апреля 1930 г. 539 Маяковский на встрече русских и украинских писателей, где он внезапно стал объектом нападок. Зима 1929 г. 544 Приветствие в журнале "Печать и революция", которое вскоре в результате политического нажима было изъято из готовых номеров. 553 Этот снимок, сделанный после того, как Маяковского подняли и перенесли на диван, был опубликован только после падения советского режима. 571 Телеграмма, извещавшая Лили и Осипа о самоубийстве Маяковского, подписанная Левой (Гринкругом) и Яней (Аграновым). 573 Гроб с телом Маяковского в клубе писателей. Справа (от Лили и Осипа мать Маяковского, слева от Осипа - Семен Кирсанов, несколько в тени - Рита Райт, с дамой в берете стоит Яков Агранов, но видны только его глаза. 579 Прощальная церемония во дворе Дома писателей. Оратор на балконе - бывший нарком просвещения Анатолий Луначарский. 581 Вынос гроба. Гроб несут: первый слева в каракулевой шапке, справа Николай Асеев, за ним Василий Катанян. 582 Портрет Маяковского с незрячими глазами, сделанный 1975 г. художником Ефимом Рояком, учеником К. Малевича. 585 Семнадцатилетний ученик Училища живописи, ваяния и зодчества. Шкловский считал, что Маяковский так и не стал намного старше. 594 Покров падает с памятника Маяковскому на площади его имени в Москве, открытого 29 июля 1958 г .Фото сделано зятем Александра Родченко, фотографом Николаем Лаврентьевым. 597 Письмо Л.Ю. Брик с резолюцией Сталина. 603 Виталий Примаков, сфотографированный за несколько лет до знакомства с Л.Ю. Брик. 606 К восьмидесятилетию со дня рождения Маяковского была воссоздана выставка "20 лет работы" в тех же помещениях, что и в 1930 г. И в этот раз организаторы сталкивались с большими трудностями из-за сопротивления, оказанного определенными кругами в партийном руководстве. Так, например, только в самый последний момент разрешили выставить сделанную Родченко обложку книги "Про это" с портретом Л.Ю. Брик, которая в то время была в опале. Подобно тому как Маяковский сам был вынужден выполнить почти всю практическую работу, писатель Константин Симонов, душа этого проекта, в ночь перед открытием лично следил за тем, чтобы все было развешено правильно. Л.Ю. Брик, 19 июля 1973 г., фото автора. 607 Дочь Маяковского, сфотографированная автором в Нью-Йорке в мае 2008 г. 608 Лев Гринкруг, сфотографированный автором в возрасте 91 года со шведским изданием "Про это" в руках. Фото автора 610