Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Строгановское художественно-промышленное училище

Московское высшее художественно-промышленное училище (основанном в 1825- м С.Г. Строгановым как "Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам").

Уроженец Москвы Сергей Григорьевич Строганов, происходивший из знаменитого рода Строгановых, он обладал громадным состоянием. Воспитываясь в Петербурге, где окончил Институт корпуса инженеров путей сообщения, он, однако, не терял связей с Москвою. Участник главных сражений в Отечественной войне 1812 г. (под Смоленском, при Бородине, при Тарутине, Малоярославце и Красном), участник похода во Францию 1813-1814 гг., Строганов близко к сердцу принимал разорение страны и ее древней столицы.
В 1835 г. Строганов был назначен попечителем Московского учебного округа и проявил себя как гуманный и умный администратор, окончательно отменив практику применения к студентам таких карательных мер, как карцер и солдатчина. Разойдясь во мнениях с главой Министерства народного просвещения, графом С.С. Уваровым, в 1847 г. он подал в отставку.

Основная задача Рисовальной школы, по мысли Строганова, заключалась в том, чтобы "молодым людям от 10 до 16 лет, посвящающим себя разного рода ремеслам и мастерствам, доставить случай приобресть искусство рисования, без которого никакой ремесленник не в состоянии давать изделиям своим возможное совершенство".

Первоначальная структура школы определялась Строгановым так. В "Подготовительный класс" принимались ученики в возрасте 10 лет, со знаниями в объеме начальной школы.
Из следующих затем трех отдельных классов каждый учащийся должен был выбрать лишь один, соответственно своей специальности. В I классе изучали "черчение, архитектурное и практическое", а также "геометрию с зависящими от нее частями (рисование машин и пр.)". Во II классе - "рисование фигур и животных", необходимое для профессий художников, связанных с работой над скульптурно-рельефными изделиями (изготовление гипсовых украшений, бронзовых, золотых, серебряных, мраморных и т. п. изделий). В III классе преподавали "рисование цветов и украшений", чьи мотивы использовались главным образом текстильщиками, обойщиками, живописцами интерьеров, фарфористами и т. п.
Занятия в каждом классе проходили всего два раза в неделю по два часа, так как учитывалось, что ученики работают на фабриках и в мастерских, т. е. проводилось обучение без отрыва от производства. Весь курс обучения должен был занять 6 лет. Последний год посвящали "ознакомлению с теми самыми предметами, которые должны войти в их ремесло". Для этого Строганов обещал подобрать модели, относящиеся к таким профессиям, как "золотых дел мастера, бриллиантщики, чеканщики, бронзовщики, слесаря, а также для рисования на разных тканях, фарфоре... и проч.". Из этого перечня видно, на какие художественные ремесла была рассчитана подготовка рисовальщиков.
Проект Строганова получил утверждение правительства 19 августа 1825 г., и с 31 октября 1825 г. Школа рисования начала функционировать. Она была рассчитана на 360 учеников, из которых 240 могли безвозмездно учиться и снабжаться всеми необходимыми для рисования материалами.
Начинание Строганова заставило правительство подумать о более широком распространении систематического художественно-промышленного образования. В 1833 г. в Москве открыли так называемое Мещанское отделение при Дворцовом архитектурном училище Кремлевской экспедиции, т. е. рисовальную школу по образцу Строгановской, для детей мещан. Первоначально здесь была поставлена более узкая задача - готовить рисовальщиков только для ткацких и набивных фабрик. 
     Серьезный перелом наметился в жизни Строгановской школы в 1843 г., - обе рисовальные школы были приняты на казенный кошт.
Требования к учащимся были весьма высокие. Экзаменов, правда, не было, а учеников переводили в следующий класс только по их успехам, удостоверенным подписью преподавателя.
Однако, если воспитанник школы не достигал определенного уровня в подготовке, его не переводили. Можно было сидеть несколько лет в том же классе и не дождаться перевода. Но зато ученики, заканчивавшие "Строгановку", были действительно блестяще подготовлены.
Серьезным переломным моментом в жизни и деятельности Строгановской школы был 1860 год, когда на основе слияния первой и второй Московских рисовальных школ создали Строгановское училище технического рисования. Открытие состоялось 8 (20) сентября 1860г.
С этого момента Строгановское училище состояло из 5-ти классов: 3-х подготовительных и 2-х специальных. В подготовительных классах преподавали общеобразовательные предметы, а также линейное рисование, черчение, перспективу, академическое рисование, включавшее пейзажи, зарисовки цветов, плодов и работу с натуры. Изучались Закон Божий, русский язык, история, география, арифметика и геометрия.

Фактический и иллюстративный материал по истории Строгановского училища дореволюционного периода плохо сохранился, а в ряде случаев оказался безвозвратно утраченным, потому что в 1920-х годах пострадал при аварии водопровода и по приказу тогдашнего директора ВХУТЕМАСа сдан в макулатуру, а значительная часть изобразительного и методического материала, связанного со "Строгановкой", погибла при пожаре подсобного помещения Театрального музея им. А.А. Бахрушина, куда эти материалы были временно помещены. Остальные сохранившиеся материалы оказались в частных собраниях.
В годы советской власти воспитанники училища принимали активное участие в создании агитационных плакатов, агитпоездов, военной маскировки, в оформлении городов в дни торжеств и празднеств, в организации выставок, создании книжной графики, в производстве почтовых марок, денежных знаков и т. п.

Московское высшее художественно-промышленное училище (основанном в 1825- м С.Г. Строгановым как "Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам").

Уроженец Москвы Сергей Григорьевич Строганов, происходивший из знаменитого рода Строгановых, он обладал громадным состоянием. Воспитываясь в Петербурге, где окончил Институт корпуса инженеров путей сообщения, он, однако, не терял связей с Москвою. Участник главных сражений в Отечественной войне 1812 г. (под Смоленском, при Бородине, при Тарутине, Малоярославце и Красном), участник похода во Францию 1813-1814 гг., Строганов близко к сердцу принимал разорение страны и ее древней столицы.
В 1835 г. Строганов был назначен попечителем Московского учебного округа и проявил себя как гуманный и умный администратор, окончательно отменив практику применения к студентам таких карательных мер, как карцер и солдатчина. Разойдясь во мнениях с главой Министерства народного просвещения, графом С.С. Уваровым, в 1847 г. он подал в отставку.

Основная задача Рисовальной школы, по мысли Строганова, заключалась в том, чтобы "молодым людям от 10 до 16 лет, посвящающим себя разного рода ремеслам и мастерствам, доставить случай приобресть искусство рисования, без которого никакой ремесленник не в состоянии давать изделиям своим возможное совершенство".

Первоначальная структура школы определялась Строгановым так. В "Подготовительный класс" принимались ученики в возрасте 10 лет, со знаниями в объеме начальной школы.
Из следующих затем трех отдельных классов каждый учащийся должен был выбрать лишь один, соответственно своей специальности. В I классе изучали "черчение, архитектурное и практическое", а также "геометрию с зависящими от нее частями (рисование машин и пр.)". Во II классе - "рисование фигур и животных", необходимое для профессий художников, связанных с работой над скульптурно-рельефными изделиями (изготовление гипсовых украшений, бронзовых, золотых, серебряных, мраморных и т. п. изделий). В III классе преподавали "рисование цветов и украшений", чьи мотивы использовались главным образом текстильщиками, обойщиками, живописцами интерьеров, фарфористами и т. п.
Занятия в каждом классе проходили всего два раза в неделю по два часа, так как учитывалось, что ученики работают на фабриках и в мастерских, т. е. проводилось обучение без отрыва от производства. Весь курс обучения должен был занять 6 лет. Последний год посвящали "ознакомлению с теми самыми предметами, которые должны войти в их ремесло". Для этого Строганов обещал подобрать модели, относящиеся к таким профессиям, как "золотых дел мастера, бриллиантщики, чеканщики, бронзовщики, слесаря, а также для рисования на разных тканях, фарфоре... и проч.". Из этого перечня видно, на какие художественные ремесла была рассчитана подготовка рисовальщиков.
Проект Строганова получил утверждение правительства 19 августа 1825 г., и с 31 октября 1825 г. Школа рисования начала функционировать. Она была рассчитана на 360 учеников, из которых 240 могли безвозмездно учиться и снабжаться всеми необходимыми для рисования материалами.
Начинание Строганова заставило правительство подумать о более широком распространении систематического художественно-промышленного образования. В 1833 г. в Москве открыли так называемое Мещанское отделение при Дворцовом архитектурном училище Кремлевской экспедиции, т. е. рисовальную школу по образцу Строгановской, для детей мещан. Первоначально здесь была поставлена более узкая задача - готовить рисовальщиков только для ткацких и набивных фабрик. 
     Серьезный перелом наметился в жизни Строгановской школы в 1843 г., - обе рисовальные школы были приняты на казенный кошт.
Требования к учащимся были весьма высокие. Экзаменов, правда, не было, а учеников переводили в следующий класс только по их успехам, удостоверенным подписью преподавателя.
Однако, если воспитанник школы не достигал определенного уровня в подготовке, его не переводили. Можно было сидеть несколько лет в том же классе и не дождаться перевода. Но зато ученики, заканчивавшие "Строгановку", были действительно блестяще подготовлены.
Серьезным переломным моментом в жизни и деятельности Строгановской школы был 1860 год, когда на основе слияния первой и второй Московских рисовальных школ создали Строгановское училище технического рисования. Открытие состоялось 8 (20) сентября 1860г.
С этого момента Строгановское училище состояло из 5-ти классов: 3-х подготовительных и 2-х специальных. В подготовительных классах преподавали общеобразовательные предметы, а также линейное рисование, черчение, перспективу, академическое рисование, включавшее пейзажи, зарисовки цветов, плодов и работу с натуры. Изучались Закон Божий, русский язык, история, география, арифметика и геометрия.

Фактический и иллюстративный материал по истории Строгановского училища дореволюционного периода плохо сохранился, а в ряде случаев оказался безвозвратно утраченным, потому что в 1920-х годах пострадал при аварии водопровода и по приказу тогдашнего директора ВХУТЕМАСа сдан в макулатуру, а значительная часть изобразительного и методического материала, связанного со "Строгановкой", погибла при пожаре подсобного помещения Театрального музея им. А.А. Бахрушина, куда эти материалы были временно помещены. Остальные сохранившиеся материалы оказались в частных собраниях.
В годы советской власти воспитанники училища принимали активное участие в создании агитационных плакатов, агитпоездов, военной маскировки, в оформлении городов в дни торжеств и празднеств, в организации выставок, создании книжной графики, в производстве почтовых марок, денежных знаков и т. п.

Ссылки:

  • Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964)
  • Маяковский: переезд в Москву 1906
  • Серго Берия и Марфа Пешкова: семья, развод
  • Елагин Сергей Сергеевич
  • Дюжева Елена Борисовна (1959) 2-82 (2-44)
  • Рашида Краснова. Холодная оттепель (о Мотовилове Г.И.)
  • Кончаловский Петр Петрович
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»