Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Кафе Поэтов и анархизм

Переехав в Москву, Маяковский получил возможность демонстрировать свои "перья строф, размеров и рифм". Осенью 1917 года Василий Каменский с финансовой помощью московского богача Филиппова основал "Кафе поэтов" в здании бывшей прачечной в Настасьинском переулке на Тверской. Внутри имелась эстрада и стояла грубоструганая мебель. На разрисованных Маяковским, Бурлюком и другими художниками стенах можно было прочитать цитаты из произведений футуристов. "Кафе поэтов" сознательно отсылало к довоенным традициям артистического подвала "Бродячая собака" в Петербурге, и публику завлекали теми же скандальными приемами, что и в дореволюционное время. Символом преемственности стала желтая блуза, которую снова, впервые после встречи с Лили, надел Маяковский. Публика приходила поздно, после театра. Кафе было открыто для всех. Кроме ядра, состоявшего из футуристов, выступали и гости из числа зрителей: певцы, поэты, танцоры, актеры. Владимир Гольцшмидт, "футурист жизни", веселил публику, разбивая доски о голову. В середине декабря Маяковский докладывал Лили и Осипу: "Кафэ пока очень милое и веселое учреждение. <...> Народу битком. На полу опилки. На эстраде мы <...>. Публику шлем к чертовой матери. <... > Футуризм в большом фаворе".

Возникновение "кафе-футуризма" совпало по времени с наиболее воинственной и одновременно плюралистической фазой революции, центральную роль в которой играли различные анархистские группы.

В кафе часто появлялись анархисты, захватившие дома поблизости, бывали здесь и чекисты. Лев Гринкруг , посещавший кафе ежедневно, вспоминает, что анархисты часто устраивали драки с пальбой. Анархисты наведывались в "Кафе поэтов" не случайно. Футуристическая идеология была антиавторитарным, анархистским социализмом, и анархисты часто использовали кафе как место встречи.

В вышедшей 15 марта 1918 года "Газете футуристов" Маяковский, Бурлюк и Каменский заявили, что футуризм является эстетическим соответствием "анархистскому социализму", что искусство должно выйти на улицы, что Академию художеств надо закрыть, а искусство отделить от государства.

Только Революция Духа способна освободить человека от оков старого искусства!

Духовная революция была третьей революцией, которая должна была последовать за экономической и политической, - без духовного преобразования революция оставалась бы незавершенной. Первые две революции были успешными, но в области культуры еще царило "старое искусство", и футуристы призывали "пролетариев фабрик и земель к третьей, бескровной, но жестокой революции, революции духа". Идея духовной революции витала в воздухе. Лидер символистов Андрей Белый еще годом ранее писал, что "революция производственных отношений есть отражение революции, а не сама революция", - эта же мысль развивалась в газете левых эсеров "Знамя труда". Анархизм "Кафе поэтов" выражался не только в лозунгах, но и в практических действиях.

В марте 1918 года, в период, когда анархисты ежедневно захватывали жилые дома в Москве, Маяковский, Каменский и Бурлюк оккупировали ресторан, в котором собирались устроить клуб "индивидуаль-анархизма творчества". Однако уже через неделю их оттуда выставили, и проект реализовать не удалось. "Кафе-футуризм" прекратило свое существование 14 апреля 1918 года, когда закрыли "Кафе поэтов". Конец анархистского футуризма почти день в день совпал с ликвидацией анархизма , осуществленной ЧК 12 апреля. Эти события, которые, по всей вероятности, были взаимосвязанными, знаменовали собой окончание анархистского периода русской революции как в политике, так и в культуре.

Ссылки:

  • Блюмкин Яков Григорьевич (1900-1929)
  • кафе "Стойло Пегаса"
  • ИЗО (Отдел изобразительных искусств) Наркомпроса
  • ИСКУССТВО И БОЛЬШЕВИКИ: 1917
  • Блюмкин Яков Григорьевич
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»