Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Состав учащихся, их успехи и поведение в Киевской первой гимназии 1878 г

К 1 января 1878 года учащихся в 1-ой гимназии состояло 655 (к 1 января 1877 г. было 592, к 1 января 1876 г. - 491). Такое значительное увеличение числа учащихся произошло вследствие открытия параллельных отделений в приготовительном и в 5-м классах. По сословиям учащиеся распределялись так: детей дворян и чиновников 446, духовного звания - 51, городских сословий - 114, сельских сословий - 26, иностранцев - 18; по вероисповеданию: православных - 497, католиков - 107, лютеран - 16, евреев - 34, прочих исповеданий (?) - 1. <...>Число учеников, выбывших из гимназии в 1877 году по случаю окончания курса, было 23, до окончания курса - 66 (к 1 января 1877 года было выбывших по случаю окончания 17, до окончания - 44; к 1 января 1876 года за окончанием курса выбыло 21, до окончания - 65). Процент выбывших до окончания курса, сравнительно с общим числом учащихся, постепенно уменьшался; так в 1875 г. он составлял 1,32%, а в 1877 г. - менее 1%. "Причина такого явления, - говорит директор Андрияшев, - объясняется развитием потребности в образовании, по мере увеличения которой и родители, и учащиеся начинают более дорожить заведением, опасаясь, в случае выбытия, потерять возможность продолжать образование".

Число поступивших в гимназию к 1 января 1876 г. было 87, к 1 января 1877 г. - 153 и к 1 января 1878 г. - 145, так что процент вступивших в 1875 г. составлял 17,30% всего числа учащихся в гимназии, в 1876 г. - 29,42%, а в 1877 г. - 22,14%. "Такое колебание процента вновь поступивших, - по объяснению Андрияшева, - обусловливается тем, что гимназия не имеет возможности удовлетворять правильно потребность в образовании, так как при переходе учеников из низших классов в высшие, некоторые классы так переполняются учащимися, что прием вновь поступающих приходится совершенно закрыть, отказывая весьма многим. На увеличение процента поступающих имело, между прочим, влияние окончание курса учениками вновь преобразованных 6-классных прогимназий, ученики которых начинают в последние годы переполнять и высшие классы гимназий, процент поступления в которые в прежние годы был весьма незначителен".

По всем предметам на переводных испытаниях получило удовлетворительные отметки только 69%, а на аттестат зрелости - 84%. Самое большее число переведенных было в 7-м классе-71%, затем в 4-м и 6-м классах - 67%, потом в 3-м и 5-м - 65% и, наконец, в 1-м - 62%. В 8-м классе в 1876-77 учебном году состояло 26 учеников; все они были допущены к испытанию на аттестат зрелости, но два не выдержали испытания по математике; из них один остался на второй год, а другой выбыл до окончания курса. Один ученик, вовсе не подвергаясь испытанию, выбыл из гимназии. Остальные 23 ученика окончили гимназию. В течение всего 1876-77 учебного года по всем предметам получили удовлетворительные отметки 61% всего числа учащихся; в частности: по греческому языку - 70%, по русскому языку - 67%, по латинскому языку и математике - по 64%. "Что касается успехов учеников за второе полугодие отчетного года, или за первое полугодие 1877-78 учебного года, - говорит в своем отчете директор Андрияшев, - то нужно прежде всего заметить, что отметки успехов за это время дают только приблизительное понятие о степени успешности занятий учеников, так как при исчислении получивших удовлетворительные отметки по всем предметам принято за правило считать удовлетворительными только получивших в низших классах "2½ ", в 3-м и 4-м - "2¾ ", а в высших классах - полные "3"; между тем, удостаиваются перевода по неглавным предметам имевшие по двум предметам не более "2". Такой порядок счисления в данное время единственно возможен, пока не будут собраны сведения об успехах за весь год, для более точного определения удовлетворительности. На этом осно-вании можно с уверенностью сказать, что общий процент удовлетворительных отметок в конце отчетного года - 58% - далек от действительного числа учеников, которые могут удостоиться перевода в высшие классы в конце 1877-78 учебного года.

По главным предметам успехи учащихся представляются в следующем процентном отношении к числу учеников: по латинскому и греческому языку - 80%, по русскому языку - 86%, по математике - 72%. Число учеников, которые, имея по главным предметам удовлетворительные отметки, получили неудовлетворительные отметки по предметам неглавным, составляет около 20% всего числа учащихся".

Относительно поведения учеников в 1877 году директор Андрияшев в своем отчете сообщает следующее: "При рассмотрении штрафного журнала 1-ой гимназии, прежде всего обращает на себя внимание общее число проступков и наказаний и арестов на 1 час. Оказывается таких наказаний 920 случаев, так что на каждого ученика приходит-ся не менее 1½ ; часа ареста. Цифра эта еще более окажется значительной, если к числу часовых арестов прибавить аресты до 2-х и до 3-х часов, которые назначались за те же почти проступки, как и аресты часовые, но в более сильной степени; тогда получится не менее 2-х часов ареста на каждого ученика в год. Такое явление прежде всего объясняется наличным контингентом учеников 1-ой гимназии, в которой более двух третей - 472 ученика - младшего возраста и только 183 ученика - высших классов, а так как ученики низших классов, главным образом, подают повод к частым взысканиям, то тем наиболее увеличивают процент взысканий по отношению к общему числу учащихся.

Это доказывается тем, что в высших классах один случай ареста приходится на трех учеников, между тем, как в низших классах средним числом на каждого уче-ника приходится по два наказания в год".

"Вредная сторона частого употребления наказания арестом заключается, главным образом, в том, - пишет далее директор, - что дети привыкают относиться к лишению свободы весьма равнодушно, вследствие чего неизбежно ослабляется значение са-мой меры наказания лишением свободы, этой, почти единственной, гимназической меры взыскания. Вникая в сущность такого явления, нельзя не заметить, что одна из причин обилия ареста в 1-ой гимназии заключается в той легкости, с которой привык относиться весь педагогический персонал, вследствие всегдашней употребительности в наших школах наказания арестом. Легкость этого отношения не происходит от недостатка педагогического такта, не от непонимания дела, а скорее всего, от укоренившегося школьного порядка.

В наших школах вкоренился не совсем верный взгляд на наказание, как на средство держать учеников в страхе и облегчения себя в ведении строгой дисциплины между учащимися, а не как на меру исправления, собственно, виновного. Такой взгляд, укоренившийся долговременной школьной практикой, поддерживает в нашей школе и то неверное мнение, что виновного можно исправить только уже наказанием. Замечательно, что подобное мнение особенно упорно держится среди худших педагогических сил. Так, самое большее число арестов было назначено за шалости на уроках гимнастики, затем у тех преподавателей, у которых замечается наименьшие способности держать в порядке класс. Есть преподаватели, которые в течение года не назначили ни одного ареста, тем не менее, у них дисциплина в классе превосходна и поведение учеников примерно.

Можно с уверенностью сказать, что ни в одной мере взысканий не проявляется в такой степени характер случайности, как в кратковременных арестах. Сравнивая число этих взысканий за последние три года, мы находим, что число это каждый год меняется, и меняется весьма заметно. Так, в 1875 году таких арестов было 1121, в 1876 году - 556, в 1877 году - 920. Такое колебание цифры арестов объяснить не трудно. В 1875 году увеличению числа арестов часовых немало содействовал бывший учитель чистописания Церинович , который, не будучи в состоянии поддержать порядок в классе, беспрерывно жаловался на учеников и тем ставил классных наставников в необходимость прибегать к наказанию. В 1876 году, по увольнении Цериновича, новый учитель Щеголев держал классы в порядке, что немедленно отразилось на уменьшении числа арестов. В 1877 году число арестов опять увеличивается, на что, кроме увеличения числа самих учеников, имело влияние, по крайней мере, на первое время, введение общеобяза-тельной гимнастики для всех учеников разом, на уроках которой, при самой строгой бдительности, чрезвычайно трудно поддержать дисциплину в массе 655 детей. Нельзя не заметить некоторого колебания в числе и других взысканий, назначаемых за проступки учащихся, за исключением выговоров, число которых, строго говоря, не может быть принимаемо в соображение, так как некоторые из преподавателей - классных наставников не всегда считают нужным записывать выговоры в штрафной журнал".

Из более важных проступков можно указать на проступок ученика 5-го класса Семяновского, который, будучи в театре, потребовал из буфета пива. Один из преподавателей, случайно находившийся вблизи Семяновского, воспретил ему пить пиво, но Семяновский не послушался. Педагогический совет, по обсуждении проступка Семяновского, определил уволить его из гимназии, не воспрещая ему поступить в другое заведение.

Из 655 учеников, состоявших в гимназии к концу отчетного года, было 589 отличного поведения, 62 - хорошего и 9 - удовлетворительного. В том числе: учеников низших классов - отличных - 407, хороших - 51, удовлетворительных - 9; в высших классах - отличных - 182, хороших - 11. В предыдущем году из 592 учеников отличных было 552, хороших - 38, удовлетворительных - 2. В ведении гимназии состояло 19 частных ученических квартир, на которых жило всего 54 ученика, т.е. 8% всего числа учащихся в гимназии. Учителя содержали 12 квартир; на учительских квартирах находилось 32 человека. Высшая плата квартиросодержателям простиралась до 600 руб., низшая - 180 р. На частных квартирах состояло репетиторов 14.

В конце своего отчета директор Андрияшев высказал несколько своих замечаний, не лишенных исторического значения. "Считаю долгом указать, - пишет директор, - на то замечательное явление, которое более резко обнаружилось в отчетном году в отношениях родителей к школе. Родители в течение года почти не интересовались успехами и поведением детей, ограничиваясь распискою на аттестациях, выдаваемых этим последним. Замечательно, что все меры к привлечению родителей к участию в учебно- воспитательном деле, как то: вызовы для совещаний родителей, рассылка аттестаций, заявления о безуспешности - не только не приносят пользы, но как бы раздражают родителей. В этом отношении можно указать несколько весьма поразительных фактов. Один из родителей, на заявление, что сын его не успевает, считал возможным жаловаться, что "гимназия недостаточно принимает во внимание, что слабый ученик - сын известного в городе отца". Другая мать обиделась, когда ей сказали, что сын ее худо себя ведет. В присутствии сына она категорически заявила классному наставнику, что сын ее - превосходное дитя и не может дурно учиться, а тем менее нехорошо вести себя. Третий, принадлежащий к самой просвещенной среде родителей, не на шутку оскорбился, что классный наставник имел дерзость пригласить его, чтобы сообщить о дурных поведении и успехах его детей. Еще один, не менее просвещенный родитель считал странным требование инспектора от его сына, известного своею неисправностью, записки о причинах небытности в классе. Наконец, явился даже такой замечательный родитель, который, услышав от классного наставника заявление о дурных успехах сына, удивился, зачем его потревожили из-за таких пустяков. Приведенных фактов достаточно для того, чтобы видеть, до какой степени гимназии трудно пользоваться содействием родителей в учебно-воспитательном отношении, а вместе и то, до какой степени подобное отношение родителей к школьному делу может вредно влиять на успехи и поведение учащихся.

Не могу не указать на то несомненное доказательство доброго настроения учащихся во вверенной мне гимназии, которое они обнаружили в настоящую войну России с Турцией - теплым участием к положению раненых воинов, выразившимся значительным пожертвованием на содержание приюта выздоравливающих раненых, учрежденного с согласия и под ведением главноуполномоченного общества Красного Креста, Демидова, князя Сан- Донато. Замечателен при этом, в особенности, тот такт, с которым юные жертвователи не добивались личного участия в этом деле и сумели, по совету своих руководителей, делать добро без всякого ущерба для своего учебного дела".

Ссылки:

  • ПЕРВАЯ КИЕВСКАЯ ГИМНАЗИЯ ПОСЛЕ РЕФОРМ 1871 ГОДА
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»