Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Королев С.П. у Поля Ришара. Проектирование своего планера

В октябре 1928 г. С.П. Королев, будучи студентом 5 курса МВТУ, был назначен начальником конструкторской бригады Всесоюзного авиаобъединения и перешел работать на авиационный завод N 28 на Красной Пресне.

Летом 1928 г. завод был отдан под производственную базу французскому авиаконструктору Полю Ришару , которого пригласили в Москву с группой конструкторов для постройки гидросамолета - "торпедоносца открытого моря" (ТОМ). Его конструкторское бюро располагалось в Столярном переулке. В течение полутора лет отец работал на заводе, а практически - у Поля Ришара. Между ними установились хорошие, дружеские взаимоотношения и однажды Ришар с женой даже были у отца дома. К тому времени Мария Николаевна уже несколько подзабыла французский, но все же могла объясняться. Пили чай и беседовали. Разговор с мадам Ришар шел в основном о жизни в СССР и во Франции, с Ришаром - о проблемах самолетостроения. Отец, немного говоривший по-французски, принимал в разговоре живейшее участие. Мария Николаевна вспоминала, что это был интересный и приятный вечер.

Заслуженный изобретатель РСФСР Г.М. Можаровский вспоминал, как в 1930 г. он попал в КБ Ришара и был направлен в бригаду отца. Первым делом тот повел новичка в макетный зал, где были представлены фанерные макеты всех проектируемых гидросамолетов, и не просто рассказал об этих конструкциях, но и провел их критический анализ. Г.М. Можаровского поразило, как глубоко разбирается в сложных специальных вопросах его юный наставник, лишь недавно окончивший МВТУ. Как-то он сказал отцу, что представляет себе его руководителем большого конструкторского бюро, где все будут одеты в белые халаты. Тогда отец рассмеялся, но предсказание сбылось, и через много лет, когда он водил давнего знакомого по своему КБ, оба с удовольствием вспоминали его пророчество. В конструкторское бюро Ришара в конце 1928 г. был переведен на работу и С.Н. Люшин . Друзья были очень рады этому. При первой же встрече заговорили о планеризме. Оказалось, что С.Н. Люшин тоже мечтает о собственном планере. И тогда они решили, что будут делать его вместе, притом не учебный планер, а паритель. Отец не любил ничего откладывать на завтра. В тот же день после работы поехали к нему домой. Мария Николаевна встретила их приветливо. Она много слышала от отца о его друге Сергее. Поужинав, оба Сергея закрылись в комнате отца, которая с того дня стала походить на небольшое конструкторское бюро. Каждый вечер они обсуждали здесь проект будущего планера - летные данные, прочность, надежность конструкции. Хотелось, чтобы их планер был во всех отношениях лучше существующих, чтобы мог развивать большую скорость и был легко управляемым. Их представления были близки, поэтому дело двигалось довольно быстро. Они отдавали проектированию все свободное время. Их всегда видели вместе и называли "Сережа черный" и "Сережа рыжий", так как отец носил черную кожаную куртку, а Люшин - коричневую. Работа над планером шла полным ходом, но отцу было этого мало. Его не оставляла мечта научиться управлять самолетом.

Ссылки:

  • КОРОЛЕВ С.П В МВТУ и ЦАГИ (1926-1931)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»