Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Спецпоезд для ракетных испытаний, прибывший в 1947 г. из Германии

Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди

Таких спецпоездов было сформировано два: один установили на территории НИИ-88 , другой отправили в Капустин Яр . Поезд состоял из 72 вагонов и был полностью оборудован для обеспечения испытаний в пустынной местности. Кроме технических, в нем находились и 18 бытовых вагонов, приспособленных для жилья, питания, оказания медицинской помощи, проведения совещаний и показа кинофильмов.

Не могу сказать, по чьей личной инициативе: Королева, Воскресенского или кого-либо из военных группы "Выстрел", - но еще в начале 1946 года возникла идея разработки и постройки силами немецких вагоностроительных фирм с привлечением любых других специального железнодорожного состава - ракетного спецпоезда. Реализация этой идеи была не под силу институту "Рабе". Но с созданием института "Нордхаузен" идея обрела много сильных сторонников. Были выделены необходимые и немалые средства. Советская военная администрация оформила заказ особой важности вагоно- и приборостроительным фирмам, и началась кипучая деятельность. Проект предусматривал создание спецпоезда, который мог обеспечить весь процесс подготовки испытаний и пуска ракет из любой пустынной местности так, чтобы не требовалось никакого строительства, кроме железнодорожной колеи. В составе поезда предусматривалось наличие по меньшей мере 20 специальных вагонов и платформ. В их числе были вагоны-лаборатории для автономных испытаний всех бортовых приборов, вагоны службы радиотелеметрических измерений "Мессина", фотолаборатории с устройствами обработки пленки, вагон испытаний двигательной автоматики и арматуры, вагоны-электростанции, компрессорные, мастерские со станочным оборудованием, рестораны, бани и душевые, салоны для совещаний, броневагон с электропусковым оборудованием. Предусматривалась возможность пуска ракеты при управлении ею из броневагона. Ракета устанавливалась на стартовом столе, который вместе с подъемно- транспортным оборудованием входил в комплектацию специальных платформ.

Пять комфортабельных жилых вагонов с двухместными купе, два вагона- салона для высокого начальства и санитарный вагон-госпиталь позволяли надеяться на жизнь в любой пустыне без палаток и землянок.

В разгар строительства этого чуда железнодорожной техники Тверецкий добился решения и специальных ассигнований на создание второго такого же спецпоезда, но не для промышленности, а только для военных. Удвоение программы вызвало многочисленные конфликты в связи с нехваткой специальной испытательной и общеизмерительной аппаратуры для комплектации вагонов. Но это, пожалуй, были единственные конфликты между промышленностью и военными в то время. Совершенно удивительно, что оба спецпоезда к декабрю 1946 года были построены и полностью укомплектованы. В течение первых лет ракетной эры мы просто не мыслили себе жизни и работы на полигоне в Капустином Яре без спецпоезда. Только к началу пятидесятых годов, когда стараниями начальника ГЦП Василия Ивановича Вознюка были выстроены гостиницы, монтажно-испытательные корпуса с мастерскими, бытовые учреждения и многое другое, - жизнь в заволжской степи оказалась возможной и без спецпоездов.

Ссылки:

  • ИНСТИТУТ "НОРДХАУЗЕН"
  • Н1: ракета ОКБ-1
  • Р-1 ракета, испытания на полигоне ГЦП
  • Полигон: Тюратам: выбор места и начало строительства2
  • Бытовые условия на полигоне ГЦП "Капустин яр" к 1949 г.
  • Ракеты: немного теории
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»