Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Резюме о деятельности Гидроторфа в "Правде" ноябрь 1922

В ноябре Л.С. Сосновский опубликовал в "Правде" статью "Юбилей": " <...> До сих пор изобретатели нового способа торфодобывания - инженеры Классон и Кирпичников - работали, главным образом, над первой половиной задачи: как добыть механическим (гидравлическим) способом торф, не прибегая к помощи тяжелого труда торфяника. В основном с этой задачей Гидроторф справился. Впереди могут встретиться еще некоторые технические трудности, но на практике они будут устранены. В прошлом изобретателям пришлось сменять одну за другой несколько конструкций машин, пока они добились подходящих результатов. Оставался неразрешенным второй вопрос: как применить искусственную сушку торфа? Всякое высушивание в повышенной температуре требует затраты топлива и поэтому удорожает торф. Пробовали отжимать влагу давлением под прессом - не выходит. До известного предела влага отжимается. А дальше, благодаря особенностям строения торфа, влага не поддается никакому отжиманию. Нужно химически воздействовать на торф так, чтобы он влагу выпустил. Вот эту задачу и разрешили группа работников-химиков - профессор Стадников , Берков и другие. Им удалось найти способ такого химического воздействия на торф, при котором вода может быть отжата особыми прессами. Такие прессы ["Мадрук"] изготовляются сейчас в Германии под наблюдением командированного туда инж. Р.Э. Классона. К июлю 1922 года, по заданию Совнаркома, первые машины должны быть установлены на Электропередаче.

Какой же вид примет тогда торфодобывание? Размытый сильной струей воды с примесью некоторых солей (кстати сказать, найденных химиками в ближайших к болотам источниках) торф в жидком виде всасывается из болота особой машиной - торфососом. После этого торф поступает в машины-прессы и там превращается в сухой торф и даже в сухой порошок, который можно направлять в топку котла. От болота до топки торф пройдет этот путь в какую-нибудь пару часов. И человеческий труд потребуется для этой операции в минимальном количестве по сравнению с обычным способом добычи. <...> С применением нового способа, во-первых, отпадает надобность в тяжелом, каторжном труде специалистов-торфяников, которые оплачиваются чуть ли не самым высоким пайком в РСФСР; во-вторых, производство не связано столь кратким сроком и может вестись почти круглый год, за вычетом, может быть, только пары морозных месяцев. И тогда торф из самого последнего, второстепенного вида топлива может стать первостепенным для нашей республики топливом, всюду имеющимся в большом количестве. <...>

Итак, в области торфодобывания Россия делает сейчас гигантские успехи, которыми мы можем гордиться. И тут мы, по-видимому, опередили и Европу. Теперь все зависит от того, с какой быстротой мы будем применять новое изобретение. Что оно вышло из стадии лабораторных изысканий, видно из такого осязательного факта. На "Электропередаче" в 1921 году добыто около 10 милл. пудов торфа. Из них гидравлическим способом больше 1000000 пудов. А в 1922 году руководители "Гидроторфа" надеются всю потребность "Электропередачи" покрыть гидравлически добытым торфом. Характерная цифра - на все машины и оборудование "Гидроторфа" израсходовано 6000 п. железа. Это немного более, чем весит один паровоз. И шесть тыс. пуд металла дались с великим трудом. Не может быть ни малейшего сомнения, что мы должны более решительно расходовать средства, металл, пайки на расширение гидравлического добывания торфа. Это нам через пару лет даст гигантскую экономию того и другого. <...> Мы выписываем из-за границы и пилы, и топоры, и прочие предметы. Вместо некоторой части этого добра лучше заказать лишние машины для Гидроторфа. Они избавят нас от пил и топоров".

Здесь стоит поправить Л.С. Сосновского: прессы "Мадрук" изготавливались под наблюдением В.Д. Кирпичникова, уже вернувшегося из Германии к моменту написания статьи, а находившийся в это время в Берлине Р.Э. Классон заказывал другое оборудование - торфососы, растиратели, краны, формующие автомобили, тракторные почвенные фрезеры для полировки болот и т.д.. Мы и далее будем отслеживать, как Р.Э. Классону и его сотрудникам какое-то время удавалось "опережать Европу".

Ссылки:
1. Гидроторф - "дело государственной важности"

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»