Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

После смерти Р.Э. Классона

Статья "Кризис топлива и роль торфа" вышла уже после смерти Р.Э. Классона в феврале 1926-го. В ней он резюмировал: "В настоящее время в целом ряде заседаний, комиссий и учреждений выносятся постановления о том, что необходимо уделять больше внимания торфу . Недавно с совершенной ясностью в заседании совета съездов промышленности констатировано, что те предприятия, которые в этом году озаботились заготовкой торфа, оказались во вполне благополучном положении по сравнению с теми, которые все свое благополучие строили на привозном топливе. А меж тем еще год тому назад в топливных плановых органах торфом пренебрегали и всячески хотели поставить промышленность на привозном топливе. Сейчас кризис топлива уже настолько остр, что необходимость спешных мероприятий для увеличения торфоразработок никем не оспаривается".

Однако развитие добычи торфа все время упиралось в запоздалое и недостаточное выделение чиновниками средств:

"Добыча торфа может быть реально поставлена только тогда, если своевременно будут финансированы торфоразработки, т.е. своевременно будут даны деньги на подготовку полей летом, а не зимой, и если машины будут заказаны по крайней мере, за год, а то и более для того, чтобы они вовремя поспели к торфяному сезону. Так как торфяные разработки всегда финансируются лишь на один год, и деньги на них отпускаются уже поздней зимой, то ничего из подготовительных работ вовремя сделано быть не может, и торфяные разработки хронически опаздывают. После чего им делается упрек, что они "не исполнили задания".

Заодно Р.Э. Классон приводил поразительные примеры вялой реакции на потенциальные заказы Гидроторфа со стороны давно национализированных предприятий, действовавших в жесткой плановой системе т.н. "разнарядок" (НЭП, напомним, оживил лишь мелкорозничную торговлю и сферу услуг):

"Когда Гидроторф получил осенью предписание готовиться к большой торфяной кампании 1926 и 1927 года, то он сделал запросы 10 русским машиностроительным заводам на изготовление 18 однотипных гусеничных кранов. Такой заказ 18 однотипных по готовым заводским чертежам, казалось бы, должен был заинтересовать машиностроительные заводы. За границей такой заказ оторвали бы с руками. У нас получилась своеобразная картина: 8 заводов наотрез отказались от изготовления кранов, 9-й завод не отвечал в течение нескольких месяцев, и только 10-й завод согласился, но при условии доставления ему железа, на что Гидроторф пошел, считая, что в России найти небольшое, сравнительно, количество железа всегда можно. Однако, оказалось, что найти самое ходовое обычное сортовое железо (угловое и швеллера) - задача совершенно неисполнимая. И работы по изготовлению кранов остановились из-за отсутствия двух вагонов железа, - остальное удалось набрать.

Гидроторф обращался по много раз во все учреждения, которые имеют малейшее отношение к железу, но всюду получил отказ. Железа достать сейчас нельзя. В виде курьеза могу сообщить, что наконец через три с половиной месяца ответил десятый завод и согласился исполнить краны, но с изумительно длинными сроками. А именно: для первого крана - 12 мес., а для последнего 23 мес. К этому, конечно, надо прибавить еще 3,5 мес., потерянных в ожидании ответа. Так как эти краны должны были работать уже через 4 мес., то, конечно, такое предложение являлось иронией.

Еще хуже обстоит дело с электрической частью для тех же кранов. Требовались простейшие, ходовые [(тяговые)] моторы и трансформаторы низкого напряжения, т.е. такие предметы, которые электротехнические заводы должны были бы печь как блины. Передача заказов за границу была запрещена, так как Государственный электротехнический трест твердо взялся изготовить 26 моторов и 10 трансформаторов к сроку 1-20 апреля. Заказ был передан ГЭТ и подтвержден им. По прошествии 4 месяцев ГЭТ прислал письмо, что первые моторы будут изготовлены 4 августа, т.е. через 4 дня после закрытия сезона, когда в моторах надобность уже минует. То же произошло и с трансформаторами. Так как теперь даже из-за границы получить моторы нельзя, то вся работа Чернораменского болота , а с ней и вся работа Нижегородской электрической станции , в текущем году будет сведена к работе на существующих старых машинах. Ясно, что клиенты Нижегородской станции ток получат лишь в ничтожном количестве.

Но хуже всего то, что и в 1927 году предстоит аналогичная картина: так как теперь ГЭТ требует на изготовление моторов уже 12-14 месяцев, то их надо заказать сегодня, чтобы они поспели к сезону 1927 года! Сроки машиностроительных заводов аналогично длинны, а так как средства на 1927 год будут отпущены опять-таки только поздней зимой 1926 года или даже в начале 1927 года, как это всегда делается, то ясно, что к 1927 году Нижегородская станция опять останется без машин и, следовательно, без торфа".

Как мы уже отмечали, большевики проиграли соревнование с капитализмом из-за неповоротливой системы планирования, "разнарядок", отсутствия экономической заинтересованности предприятий и прочих "прелестей" социализма.

Ссылки:

  • ГИДРОТОРФ 1923-1925
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»