Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Остановки Раушской станции. Наводнение 1908 г

Электростанция останавливалась два раза по полчаса, из-за отсутствия инвестиций и полной изношенности оборудования, только в 1920-х (о чем мы обязательно упомянем в главе "Под большевиками" ). А в апреле 1908-го на Москве-реке случилось небывалое наводнение , которое затопило все набережные, а Раушскую станцию вывело из строя на несколько дней. Это событие можно было бы квалифицировать современным термином - форс мажор, т.е. чрезвычайными, объективными обстоятельствами. Хотя форс мажором для всей России оказалось и 70-летнее правление большевиков, после падения которого экономика страны (в том числе и электроэнергетика) выздоравливала как минимум пятнадцать-двадцать лет.

В.Д. Кирпичников рассказывал о борьбе со стихией так: "Я помню наводнение 1908 года, когда Московскую станцию мы не сумели даже вместе с Робертом Эдуардовичем отстоять. Наводнение началось в четверг. Час за часом прибывала вода. Сначала показались отдельные струйки в подвалах, потом струйки эти обратились в ручьи, потоки. Р.Э. энергично распоряжался. Срочно, в течение одного - двух часов устанавливались новые насосы с моторами, ставились новые эжекторы для откачки воды. Боролись с водой одни сутки, вторые сутки и, наконец, на исходе вторых суток взорвался пол в аккумуляторном помещении, и хлынул такой каскад воды снизу вверх, что никакие насосы спасти станцию не могли. И вот, во время этого наводнения, когда весь персонал был разбит на дежурства, так как нужно было работать непрерывно, несколько дней подряд, Р.Э. находился на станции бессменно. Ни один из молодых инженеров не мог вынести этой работы. Я помню, как мы сидели с ним тогда около 12-й турбины на полу, и, на 13 лет моложе его, я не выдержал такой работы - заснул, а Р.Э. был бодр и энергичен" (Памяти Р.Э. Классона, МОГЭС, 1926).

И. Соловьев тоже не смог пройти мимо этого эпизода: "Небывалое в Москве наводнение в 1908 году затопило Московскую станцию. Она представляла собой остров, окруженный со всех сторон водой, и добраться до нее можно было лишь в лодке. Наводнение разразилось как раз в первые дни Пасхи и грозило разрушением Московской станции. Конечно, никто не мог предусмотреть подобного наводнения, и не было никаких приспособлений для борьбы с разбушевавшейся стихией. Роберт Эдуардович мобилизовал все рабочие силы для откачки воды, отыскал в Москве ручные и паровые насосы. Пожарные паровые машины работали день и ночь, откачивая воду. Водой были залиты все помещения станции, вся обмотка генераторов была промочена, ее пришлось просушивать, а иногда и перематывать вновь. Работы продолжались день и ночь, и, только благодаря героическим усилиям Р.Э. [и всего персонала] Московская станция была спасена и через неделю она могла вновь работать, и работала без всяких аварий в дальнейшем. Как выяснилось впоследствии, вода сильно повредила фундамент станции, и, если бы своевременно не были приняты меры, ее разрушение было бы неизбежно. Тотчас же по окончании работ по ликвидации [последствий] наводнения Р.Э. образовал комиссию из ответственных работников для принятия необходимых мер защиты станции на случай будущих наводнений. Благодаря принятым мерам Московская станция была превращена в корабль с водонепроницаемыми перегородками" (тот же источник).

Конечно, в начале XX века в России не имелось столь мощной гидрометеорологической службы как сейчас (да и научных знаний для надежного прогнозирования водности рек не хватало). Поэтому предупредить хотя бы за месяц энергетиков о грядущем небывалом наводнении на Москве- реке было попросту некому. Но раз оно случилось и вывело станцию из строя на целую неделю, необходимо было превратить ее в "корабль с водонепроницаемыми перегородками". Пусть следующее наводнение такой же силы случится лишь через сотню лет.

Как вспоминал сын Иван, в редких случаях, когда при неполном сгорании нефтяного топлива в котлах по недосмотру персонала котельных Раушской электростанции, из ее труб вдруг начинал идти черный дым, и наблюдательный отец видел это из окон конторы или своей квартиры, он немедленно, чуть не бегом, мчался в котельную. Приведем здесь заодно один забавный эпизод из эксплуатационной практики, уже по воспоминаниям инженера Общества 1886 г. Федора Алексеевича Рязанова :

"Из дежурных инженеров весьма своеобразным был изобретатель В.А. Варганов . Однажды в его дежурство днем начали взрываться под землей на дворе станции муфты кабелей, соединяющих трансформаторную подстанцию с распределительными устройствами 6 кв и 2 кв. Взрывы происходили один за другим через несколько минут. Классон звонит и спрашивает дежурного инженера, в чем дело. Варганов, твердо усвоивший, что дежурный инженер не должен теряться и оставаться спокойным, отвечает: "На станции все спокойно, взрывы продолжаются". Как-то вечером в его дежурство на станцию явился репортер от какой-то газеты. Варганов ознакомил его со станцией. Неизвестно, какие он при этом давал пояснения, но на следующий день в газете появилась статья с описанием станции. Статья изобиловала образными сравнениями вроде следующих: "паровые котлы вибрировали под большим давлением" или "паровые турбины, как огромные слонихи, дрожали на своих основаниях" (ф. 9592 РГАЭ). Поясним попутно, что дежурными назначались примерно каждые три дня все рядовые инженеры Раушской станции, включая и Ф.А. Рязанова. фото (класс) 54-2 Инженер Федор Алексеевич Рязанов Интересна история того, как Г.М. Кржижановский , который в 1909-м заведовал кабельной сетью Общества 1886 г. на Васильевском острове в С.- Петербурге (а начальником всей кабельной сети Северной Пальмиры был тогда Л.Б. Красин ), оказался по приглашению Р.Э. Классона в Москве. В это время кабельной сетью станции на Раушской набережной заведовал А.Б. Красин . Но он имел меланхолический характер и, несмотря на прекрасные условия работы и заботливое отношение начальства, свел счеты с жизнью в 33 года. Наш герой по этому случаю опубликовал в Бюллетене общества электротехников (N 26 за 1909 год) весьма проникновенный некролог, который стоит привести почти полностью: См. Некролог Классона Р.Э. А.Б. Красину

Ссылки:

  • Классон Р.Э. опять в Первопрестольной
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»