Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Опасность слияния Гидроторфа и Цуторфа

В начале августа Гидроторф рапортовал в инстанции:

"Настоящим извещаем Вас, что выяснившееся уже результаты окончившейся торфяной кампании Гидроторфа более чем благоприятны, и производственная программа Гидроторфа впервые выполняется в размере 100%. К 1 августа добыто уже около 12000000 пуд. при производственной программе в 12100000, между тем на Чернораменском и Дальнинском болотах добыча торфа производится и после 1 августа".

А могли бы добыть и раза в два-три больше, если бы не разнообразные политико-экономические препоны, присущие плановой экономике!

В том же месяце Р.Э. Классон выпускает следующий циркуляр по Гидроторфу (казалось бы, сугубо технический, но речь на самом деле идет о выживании организации "под большевиками"):

"Сушка гидроторфа все еще обходится дороже сушки машинно-формованного, и все усилия в настоящее время должны быть обращены на то, чтобы выработать дешевый способ формования кирпичей высоких и отделенных друг от друга воздушным промежутком. Только при этом условии возможно сокращение операций по сушке, производимых торфяницами, и при достижении такой формовки гидроторф станет сразу значительно дешевле и окончательно побьет конкуренцию машинно-формовочному торфу в глазах всех. Для того, чтобы не идти по ложному пути, я резюмирую итоги нашей работы по применению формовочных автомобилей. <...> Я прошу всех инженеров Гидроторфа подумать над этим вопросом, т.к. в тот день, когда разрешится вопрос о применении автомобиля формования и можно будет получать отдельные кирпичи, со всех сторон обдуваемые воздухом, задача Гидроторфа в области полей сушки будет разрешена. И такой автомобиль нам необходимо построить к 1925-му году". В августе же наш герой, получив тревожную информацию (у властей возник очередной "административный зуд" по поводу снижения управленческих издержек за счет укрупнения организаций и сокращения персонала), обратился в инстанции: "По полученным нами сведениям в настоящее время поднят вопрос относительно слияния Гидроторфа с Цуторфом. Мы считаем эту меру чрезвычайно вредной с точки зрения государственных интересов и категорически возражаем против нее по следующим соображениям.

1. Задачи и деятельность Гидроторфа и Цуторфа имеют общее только по исходному и конечному продукту производств: обе организации вырабатывают торфяное топливо. Но на этом кончается общность их деятельности. Прежде всего оба учреждения проводят в жизнь и ведут свое производство в корне различающимися методами. Цуторф работает старым машинно-формовочным способом, где все главные операции производятся руками рабочих. Гидроторф, идя совершенно другим способом, заменяет тяжелый физический труд рабочих водяной струей и машинами. Поэтому все машины, методы, схема организации Гидроторфа и Цуторфа различны и требуют различных знаний то технического персонала. Объединять в одном органе управление механизированным производством и производством кустарным или полукустарным нам представляется совершенно нецелесообразным.

2. Основная задача Гидроторфа - избавить торфяное производство от тяжелого труда и многочисленных специалистов-торфяников, что имеет место в машинно-формовочном способе, распространяемом Цуторфом. Поэтому оба эти способа конкурируют друг с другом и стараются вытеснить друг друга по крайней мере в крупных разработках. Поскольку эта конкуренция, техническая и коммерческая, происходит между двумя хозяйственными объединениями и основным оружием является понижение себестоимости торфа, постольку она не только допустима, но желательна. Перенесение же этой борьбы внутрь единого органа создало бы внутри него совершенно нездоровую атмосферу, так как конкуренция решалась бы не экономической целесообразностью применения того или другого способа в данном месте, а личными взглядами руководителей и ответственных работников объединенного органа.

3. Техническая, а отчасти и ведомственная, борьба, которая велась между Цуторфом и Гидроторфом в течение ряда лет, несомненно, наложила отпечаток на психологию ответственных работников как того, так и другого учреждения. Поэтому при слиянии учреждений в одном органе эта враждебность мешала бы нормальной работе и в результате, вероятно, пришлось бы уволить из него всех ответственных работников какого-либо из этих двух учреждений. <...>

5. Несмотря на кажущееся сходство задачи Цуторфа и Гидроторфа по отношению к своим разработкам совершенно различны. Цуторф является и должен являться больше всего органом регулирующим, т.к. торфяные хозяйства машинно-формованного способа, как полукустарные, где роль машин ничтожна и сами машины примитивны, не нуждаются в техническом руководстве центрального органа. Между тем как гидроторф или целиком управляет своими разработками или осуществляет по отношению к ним непрерывное техническое руководство вплоть до деталей. Такое руководство новым способом, из года в год совершенствующимся, совершенно необходимо. При этом чрезвычайно важно, чтобы высшее техническое руководство велось именно изобретателями, как это и имеет место в Гидроторфе. Никакой регулирующей деятельности Гидроторф не ведет и за ней не гонится. <...>

8. Наконец, Цуторф представляет собой обычное советское учреждение (Главк), регулирующее торфодобывание машинно-формовочным способом и объединяющее около себя несколько, случайно не переданных потребителям [топлива], предприятий, и по существу не должен был бы быть трестом. В то время как Управление Гидроторфа создано для распространения и эксплоатации вновь изобретенного гидравлического способа добычи торфа и в этом смысле является трестом. Во главе этого учреждения постановлением Б. Совнаркома и СТО поставлены изобретатели гидроторфа. При слиянии двух учреждений или придется во главе объединенного учреждения поставить лицо, для которого гидроторф будет делом малознакомым и чуждым, или заставить изобретателей гидроторфа нагрузиться еще вдвое больше делами Цуторфа, что едва ли окажется исполнимым, т.к. они и без того перегружены работой.

На основании этих соображений мы просим Президиум ВСНХ оставить Гидроторф и Цуторф существовать самостоятельно и конкурировать друг с другом технически и экономически, добиваясь понижения себестоимости торфяного топлива".

Ссылки:

  • ГИДРОТОРФ 1923-1925
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»