Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Классон Р.Э. о массовом производстве в бедной стране

В 1925-м Р.Э. Классон, судя по запросу редакции "Экономической жизни" от 16 сентября, посылал в газету материал "Массовое производство в бедной стране". Речь шла о массовом выпуске дешевых товаров - тех же тракторов (по примеру заводов Форда), лопат, других сельскохозяйственных орудий и о развитой торговой сети (по примеру огромных магазинов Филена в Бостоне и других городах и торговых предприятий Вульворса), продающей массовые товары с минимальной накруткой. В обоснование актуальности последнего он приводил такие аргументы: Если мы обратимся к крестьянскому рынку России, то мы видим, что он нуждается в таких предметах потребления, которые все чрезвычайно легко поддаются массовому изготовлению и могут быть производимы по столь низким ценам, которые теперь нам кажутся фантастичными. Крестьянину нужен плуг, топор, коса, лопата, серп, колеса, сапоги и пр. - словом, все предметы, которые чрезвычайно легко могут быть изготовлены в массовом производстве. Но, конечно, для этого нужно, чтобы плуг не выковывался кузнецом и не вырабатывался кустарным, почти первобытным способом. Даже наши заводы, специально изготовляющие плуги, все еще работают слишком простыми и дешевыми машинами. <...>

Большие машины, штампующие отдельные части плугов, штампующие лопаты и все аналогичные предметы крестьянского обихода, могут выбросить на рынок такое количество дешевых предметов, что они удовлетворят потребности рынка. Но, конечно, при условии, чтобы завод не накладывал огромных накладных расходов на свои изделия. И, самое важное, чтобы посредники, которых всегда имеется целый ряд, не накладывали каждый раз от 50 до 100% на стоимость изделий. Пока ящик гвоздей, выпущенный по сравнительно дешевой цене с завода, дойдет до крестьянина, он повышается в цене в несколько раз. Казалось бы, сеть кооперативов обладает всеми данными для того, чтобы поставить действительно дешевую массовую торговлю. Рынком для него является вся страна с огромным населением, но, к сожалению, кооперативам не мешало бы поучиться у Филена способам дешево торговать. Они [же] накладывают на свои продукты такой высокий процент, что цена продукта, по мере его удаления от источника производства - завода, возрастает как снежный ком. На это, между прочим, указывает Филен , утверждая, что произвести предметы стоит гораздо дешевле, чем продать. Т.е. что расходы производства меньше расходов, налагаемых плохо организованным и нерационально поставленным торговым аппаратом. Конечно, этому чрезвычайно способствует тепличная атмосфера, в которой работают кооперативы.

Я знаю завод в нескольких десятках верст от Москвы, в котором вся торговля находится в руках заводского кооператива, и цены его процентов на 30 и более дороже московских. К сожалению, и сейчас многочисленные посредники накладывают до 50-100% на стоимость продукции. Возможно, что и по этой причине инфляция в России до сих пор недопустимо высока. Хотя, с другой стороны, в России появились торговые сети, которые завлекают покупателей разнообразными скидками. В итоге статья Р.Э. Классона под заголовком "О массовом производстве" появилась, с некоторыми сокращениями, лишь в декабре 1925-го и не в "Экономической жизни", а в Торгово-промышленной газете. В ней он приводил и такой аргумент:

У нас существует совершенно ложное представление о заводах массового производства , и зачастую к заводам Форда , которых почти никто не знает, относятся пренебрежительно и свысока. Между тем, именно такие и только такие заводы соответствуют современному состоянию рабочего рынка у нас: у нас очень мало квалифицированной рабочей силы. Ведь сейчас в провинции новые предприятия не в состоянии найти даже десятка хороших слесарей, а между тем неквалифицированной рабочей силы у нас сколько угодно, и ей делать нечего. На заводах Форда работают, главным образом, неквалифицированные рабочие, и каждый совершает предназначенные ему определенные движения. У него работают калеки - безрукие, безногие, слепые - и все они получают высокую заработную плату и тем самым все они увеличивают емкость рынка. <...>

Когда у нас заводы одновременно выпускают и паровозы, и тракторы, и всякие другие машины, то из этого ничего, кроме бесполезной траты денег, не выходит. Нельзя оборудовать производство современными машинами, выпуская 70 или даже 300 тракторов в год. Нельзя дешево производить лопаты, если одновременно с лопатами выпускаются сотни других вещей, и все они изготовляются кустарным способом. Массовое производство вызывает массовое потребление, но оно требует совершенно определенного, очень дорогого и крупного оборудования заводов. Плуги надо изготовлять только на одном заводе, но этот завод должен быть огромным и выпускать плуги через несколько секунд, как это делает Форд со своими автомобилями, выпуская каждые 6 секунд по автомобилю. Лопаты тоже надо производить огромными дорогими машинами, которые будут выбрасывать ежесекундно готовые лопаты, гораздо более совершенные, чем нынешние полукустарные. Мне скажут, что все это невозможно, что на это все требуются огромные деньги. Это верно, средства нужны большие, но иного выхода, как переход к массовому производству, нет.

Мы будем годами биться с дорогими, непроизводительными произведениями промышленности, совершенно не доступными крестьянам. Ни промышленность, ни сельское хозяйство не могут при этих условиях успешно развиваться, так как первая не имеет рынка, а второе не будет иметь достаточно орудий производства.

В конце статьи "О массовом производстве" отмечалось заодно: "Вся электрификация страны чрезвычайно затрудняется именно тем обстоятельством, что все, что приходится покупать в области механического и электротехнического оборудования, все несообразно дорого. Массовое производство дало бы в этом отношении чрезвычайно благие результаты. Но производство тесно связано с торговлей, о которой я скажу в следующей статье". Последнее обещание осталось невыполненным, по-видимому, из-за смерти автора через два месяца.

Ссылки:
1. Под большевиками (Классон Р.Э. и электростанции)

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»