Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Классон И.Р. об инженерном образовании

Еще во время учебы Иван опубликовал солиднейшее исследование в Торговом бюллетене торгпредства СССР в Берлине. Поводом к этому послужили следующее обстоятельство.

"В России довольно распространено представление о постановке инженерного образования в Германии, значительно расходящееся с действительностью. Обычно не различаются высшие технические школы <...> с 4-летним курсом и техникумы с 2-2,5-годовым курсом. В России все это называют "германские политехникумы", и обычно считается, что по сравнению с прежними программами русских технологических и политехнических институтов программы германских школ, во-первых, уделяют меньше места теории и больше практике и, во-вторых, эти программы весьма специализированы. То и другое верно в некоторой степени по отношению к техникумам и совершенно неверно по отношению к высшим техническим школам", - было сказано в преамбуле статьи "Техника и НОТ". Остается только восхищаться, как студенту удалось сделать такой методически строго выверенный материал, который не каждый магистр педагогических наук мог бы осилить. Например, в статье разбиралась технология "пошагового", взаимосвязанного получения в вузах теоретических и практических знаний: "В германских высших технических школах центр тяжести лежит в изучении научных основ техники. Обучение технике в узком смысле этого слова происходит в незначительной степени в самой школе. Оно происходит отчасти во время обязательной годовой работы практикантом на заводе до поступления в высшую школу и, главным образом, уже после школы, что облегчается значительной специализацией инженеров в германской промышленности. В отличие от русских и американских высших технических школ в германских школах нет мастерских. Основам слесарной, кузнечной, литейной, модельной и механической работы студент должен научиться во время года практики на заводе. Это имеет то преимущество, что этими работами на заводе практикант занимается больше времени, чем он занимался бы ими в школьных мастерских. Конечно, работа в школьных мастерских зато более систематична и приноровлена к целям обучения, чем работа практиканта на обычном машиностроительном заводе. Но в последнее время большинство крупных заводов поставило обучение практикантов весьма основательно и систематично. Siemens, A.E.G., Borsig, Deutsche Werke, M.A.N., Demag и другие крупные предприятия основали заводские школы и ученические мастерские, куда поступают ученики (в возрасте 15 лет), которые через 3 года выпускаются высококвалифицированными рабочими. В этих же мастерских начинают свою работу и практиканты, годовые и двухгодовые. Однако они проходят в этих мастерских сокращенный по сравнению с учениками курс и переводятся затем (как и старшие ученики) в производственные цехи завода и проходят их последовательно по особой программе, причем от времени до времени они опять возвращаются в ученическую мастерскую. Кроме того, практиканты слушают лекции, например, по черчению и по технологии металлов в заводской школе. Таким образом, с одной стороны практиканты работают систематически под руководством особых мастеров и меньше мешают в производстве, чем при старой системе непосредственного поступления в цехи, а с другой стороны они знакомятся со всей работой и организацией завода. Это является большим преимуществом перед школьными мастерскими. Такая организация заводской практики студентов возможна только при деятельном содействии промышленности. Содействие это - материальное и духовное - находит свое выражение в деятельности Германского комитета технического образования (Deutscher Ausschluss f?r technisches Schulwesen), который является организацией Союза промышленности и Союза германских инженеров. Этот комитет преследует цели нормализации программ и методов обучения практикантов. Он изготовляет также учебные пособия. Хотя практиканты и приобретают на заводе много практического умения, все же главной задачей практики считается общее ознакомление с машинами и с принципами заводского производства, т.е. с основами техники. Рекомендуется, уже будучи студентом старших семестров, еще поступать на практику во время каникул".

А далее разбираются учебные программы, курс за курсом. И опять обращается внимание на более глубокое усвоение теоретических дисциплин через лабораторные занятия: "В лабораториях студенты лишь в малой степени научаются обращаться с машинами - здесь сущность работы в измерениях при испытании машин и в теоретической обработке протоколов испытаний. Таким образом, и в лабораториях главное внимание обращено на теоретическую сторону". Этот весьма важный момент обучения не был до конца реализован в СССР даже в 1970-е и даже таким сильным профессорско- преподавательским коллективом, как в МЭИ , где учился автор этих строк. Возможно потому, что вузы находились в подчинении своего министерства, а предприятия "своих". Поэтому преддипломная практика на объектах электроэнергетики не превышала двух недель и представляла собой не более чем подробную экскурсию по цехам. Автор, например, проходил ее на Нарвской ГЭС, совмещая с работой в студенческом строительном отряде на Прибалтийской и Эстонской ГРЭС.

Ссылки:

  • "Классонята"
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»