Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

ГПУ аресты на Гидроторфе, запросы март 1922

13 марта Р.Э. Классон подписал договор на постройку здания завода по искусственному обезвоживанию , а также нескольких бараков, общежитий и домов на Богородских разработках со Строительной Конторой "Братья Б.и И. Утевские и Г.Х. Рабинович". И сразу после этого последние были, по-видимому, арестованы чекистами (кроме Иосифа Самойловича Утевского ). В ф. 758 РГАЭ хранится письмо Гидроторфа в ГПУ от 20 марта:

"По полученным нами сведениям Госполитуправлением 16-го с/м. арестованы граждане Б.С. Утевский и Г.Х. Рабинович , владельцы строительной конторы, коей Управлением по делам Гидроторфа поручены срочные, носящие исключительно ударный характер, работы по постройке завода по искусственному обезвоживанию торфа при станции "Электропередача". <...> Управление Гидроторфа просит не отказать сообщить <...>, какое именно обвинение предъявляется к упомянутым лицам и можно ли рассчитывать на освобождение Б.С. Утевского и Г.Х. Рабиновича в течение ближайших дней. Также просим сообщить Госполитуправление, не найдет ли оно возможным, если к Б.С. Утевскому и Г.Х. Рабиновичу не предъявляется особо серьезных обвинений, выпустить их на поруки Управления Гидроторфа?. Пока неизвестно, были ли эти граждане выпущены на поруки по ходатайству Гидроторфу или же чекистам попросту не удалось "сшить весомое дело", но следы переписки Гидроторфа со Строительной Конторой имеются и в 1922-м, и в начале 1923 года.

6 марта В.И. Ульянов-Ленин выступил в партийной фракции Съезда металлистов. И следующий пассаж из его речи вполне можно было бы отнести к "преданным коммунистам" (типа того же Ф.Э. Дзержинского), которые не справлялись со своими должностными обязанностями: "Мы на практическую работу для исполнения насадили коммунистов со всеми их прекрасными качествами, но для этой работы совершенно непригодных. <...> Нам нужна проверка пригодности людей, проверка фактического исполнения. Следующая чистка [партии] пойдет на коммунистов, мнящих себя администраторами <...>

Сочиняют что-нибудь особенное и мудреное и оправдываются тем, что новая экономическая политика и надо что-нибудь выдумать новое. А то дело, которое им поручено, не делается. Не заботятся о том, чтобы сберечь копейку, которая им дана, и не стараются превратить ее в 2 копейки, а составляют планы на миллиарды и даже триллионы советские. Вот против этого зла мы повернем нашу борьбу. Проверять людей и проверять фактическое исполнение дела - в этом, еще раз в этом, только в этом теперь гвоздь всей работы, всей политики".

Однако главный чекист и неумеха-железнодорожник усидел в обоих креслах! Выходит, пассаж речи вождя был не более чем красивой фразой или же последовавшие за этим инсульты (основные, не считая микроинсультов, случились в мае и декабре 1922-го) не дали ему довести хорошую задумку до конца.

В марте 1922-го чекисты отправили в Гидроторф такой запрос:

"Экономическая часть ГПУ просит сообщить:

1. В каких местах за границей имеются Ваши представители.

2. Когда и кем они командированы.

3. Какие задания им даны.

4. С какими фирмами за границей Гидроторф имеет связь?.

Похоже, чекисты под как будто бы благовидной целью - проверка обоснования необходимости заказов заграничного оборудования и его оптимальной цены искали среди сотрудников Гидроторфа и его контрагентов возможных шпионов. На этот запрос В.Д. Кирпичников дал вполне исчерпывающий ответ: "У Гидроторфа имеются представители: в Берлине по наблюдению за выполнением заказов Гидроторфа в Германии, по получению предметов оборудования и отправке его в Россию инженер Борис Абрамович Кревер ; в Ревеле для руководства работами по приемке прибывающих из Германии грузов для Гидроторфа и для транспортировки их в Россию - Сергей Александрович Кругликов ; в Риге для тех же целей, что и в Ревеле - Иван Иванович Жевнерев . С.А. Кругликов и И.И. Жевнерев командированы Управлением по делам Гидроторфа по соглашению с Народным комиссариатом по Внешней торговле. [Иностранный подданный] Б.А. Кревер приглашен для работ Гидроторфа руководителями Гидроторфа инженерами Р.Э. Классоном и В.Д. Кирпичниковым в бытность их в командировке в Берлине для заказа, по постановлению Совнаркома, оборудования для Гидроторфа на заводах в Германии. Помимо указанных лиц нами, по запросу представителя Внешторга в Берлине инженера В.В. Старкова, предполагалась командировка специалиста по оборудованию для гидравлической добычи торфа - для приемки, сортировки и транспортировки изготовленных на немецких заводах оборудования для Гидроторфа - техника Ивана Робертовича Классона , но выезд ему в Берлин не был разрешен Госполитуправлением. <...> Для передачи заказов по изготовлению оборудования для Гидроторфа на немецких заводах в начале сентября п/г. по постановлению Совнаркома была образована специальная Комиссия в составе представителей Русской Торговой Делегации тов. Стомонякова, Старкова и Руководителя Гидроторфа тов. Классона, которыми заказы были распределены между следующими фирмами: <...> (следует список из 54 фирм)".

Чекисты немедленно ухватились за последнюю информацию - а почему заказы на изготовление оборудования были размещены за границей, а не в России: "Экономическая Часть ГПУ просит сообщить, какие мотивы послужили к тому, что заказы на изготовление необходимых "Гидроторфу" предметов оборудования сданы 54-м различным германским фирмам, а также указать перечень русских заводов и предприятий, которым равным образом даны заказы".

Переписка на эту животрепещущую тему длилась не один месяц. Из мартовского письма Р.Э. Классона: "В ответ на запрос Ваш от 20 марта с/г. N 191002 сообщаем, что заказы Гидроторфа за границей производились особой комиссией, назначенной Председателем СНК. Инструкция этой комиссии, составленная Цуторфом и утвержденная Председателем СНК, при сем препровождается. Комиссия проработала свыше 3-х месяцев, запрашивала сотни различных фирм, выдала заказы на все необходимое оборудование для Гидроторфа. Большинство заказанных машин в России не изготовляются, некоторые являются совершенно новыми, специально для этой цели изготовленными машинами, которые, конечно, ни изготовить, ни найти в России нельзя было. Кроме того, были заказаны некоторые части оборудования, которые, хотя и имеются в России, но не имеются у Гидроторфа для того, чтобы сделать работу этого учреждения более производительной. К этому рода заказов относится заказ паровоза для узкоколейных путей и рельсы. Добытый торф лежал на болоте из-за отсутствия подвижного состава, и его не только нельзя было вывезти, но он, кроме того, мешал новому производству, так как занимал площадь, на которой должен был происходить разлив торфа. Заказы производились не Гидроторфом а Русской Торговой делегацией по утвержденным заказам и по указаниям Гидроторфа. Что касается русских заводов, то заказы Гидроторфа переданы так же на следующие крупные заводы: завод б. Русская Машина почти полностью работает для Гидроторфа, который привел его в порядок, отремонтировал и пустил в ход; затем работает завод Московский Металлический, завод Добровых и Набгольц, зав. Мохова и Фалькевич, Густав Лист, Бари, Богатырь и, наконец, Сормовский завод близ Н.- Новгорода".

Ссылки:

  • Гидроторф - "дело государственной важности"
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»