Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Р.Э. Классон - Зам. Председателя Президиума ВСНХ РСФСР (о "деле" на Классона и др.)

Письмо Ответственного Руководителя Гидроторфа Р.Э. Классона Зам. Председателя Президиума ВСНХ РСФСР, тов. П.А. Богданову

19 ноября 1923 г. Конфиденциально Многоуважаемый Петр Алексеевич 14 ноября с/г. я был вызван к следователю Экономотдела ГПУ, и мне было объявлено, что я, как и мои товарищи по Управлению Гидроторфа, привлекаюсь по ст. 110 Уголовного Кодекса и обвиняюсь в бесхозяйственном ведении дела Гидроторфа. Сущность обвинения заключается в том, что Гидроторф систематически, особенно летом, запаздывал с выдачей заработной платы, задерживая выдачу на продолжительное время, что вызвало недовольство и волнения среди рабочих, и в то же время Гидроторф купил 4 легковых и 1 грузовой автомобиль. В этом усмотрено халатное отношение к обязанностям и непроизводительная трата народных денег.

При этом указывалось, что, если бы автомобили не были приобретены, то на эти деньги можно было бы удовлетворить рабочих и предупредить волнения. Затруднения с деньгами у нас, действительно, происходили и происходят хронически и объясняются несвоевременным получением денег из Наркомфина, о чем мы неоднократно доводили до сведения ВСНХ и других высших органов. Как это обвинение в покупке автомобилей, так и второе, что мы строили дома для инженеров, я не считаю основательными. Автомобильное сообщение нам совершенно необходимо. Конечно у нас, как и у всех, были ошибки и излишние траты, но обвинение, по-видимому, осуждает всю нашу хозяйственную деятельность. Новый гараж с 5-ю новыми машинами гораздо экономичнее старого с 11-ю разбитыми машинами, и покупку автомобилей я продолжаю считать целесообразной. Время наших инженеров мы должны беречь до чрезвычайности. Инженеры должны жить на промыслах, следовательно, для них надо там строить дома, конечно, скромные, что фактически и делалось.

Но так как моя деятельность признана не только неправильной, но и преступной, а я и впредь мог бы совершать такие же, с моей точки зрения, целесообразные, но нецелесообразные, с точки зрения контролирующих органов, действия, то я прошу Вас освободить меня от всех административно-хозяйственных функций, сохранив за мной дальнейшую техническую работу в Гидроторфе. В этой области предстоит сделать еще очень много, намечен целый ряд работ, которые должны повысить производительность машин, и все свое время я хотел бы потратить на чисто техническую работу. Административно-хозяйственные функции я прошу возложить на другое лицо, пользующееся доверием высших контролирующих органов. В приложении приведены мои соображения относительно влияния покупки автомобилей на возможность своевременной выплаты заработной платы.

Приложение Гидроторф действительно приобрел в 1922/23 г. 5 новых автомобилей, и я считаю приобретение таковых совершенно целесообразным. У нас было 11 старых машин, крайне неэкономичных, полученных в свое время большею частью бесплатно. Содержание этих автомобилей требовало огромных расходов на ремонт и материалы, и, когда мы получили за границей кредиты, то мы в числе других заказов купили 1 грузовой и 2 легковых автомобиля, главным образом, для сообщения с Электропередачей. Деньги на эти 3 машины были уплачены за границей, и, конечно, из Берлинского Торгового Представительства нельзя было перевести деньги для расплаты здесь с рабочими. Таким образом, здесь фактически нами был произведен расход в течение лета этого года на покупку 2-х автомобилей Хорьх от Центросоюза, за каковые было уплачено 18 000 червонных рублей. Эти легковые автомобили были так же предназначены, главным образом, для сношения с Электропередачей и должны были быть получены ранней весной, но запоздали. Нам ставится в вину, что 3 автомобиля были предоставлены в персональное пользование старшим служащим. Это действительно было так, но, тем не менее, и эти автомобили часто ездили на Электропередачу, следовательно, большею частью были целесообразно использованы.

Несомненно, что лица, распоряжающиеся автомобилями, пользовались ими также для личных своих поездок, но это явление общее, и Гидроторф только не составил в этом отношении исключения.

Если предоставление автомобилей в персональное пользование признается неправильным, с чем я могу согласиться, то исправить это недолго. Целесообразность же покупки самих автомобилей этим отнюдь не ставится под сомнение. Старый гараж с 11-ю старыми машинами работал гораздо дороже, чем наш новый гараж, имеющий только 5 новых машин. В старом было 30 человек, в новом только 9, и, в частности, новый грузовик сделал за сезон 36 поездок на Электропередачу и перевез наиболее спешные сезонные грузы. Если бы 2 автомобиля, купленные у Центросоюза, не были приобретены, то в распоряжении Гидроторфа было бы лишних 18 000 руб. плюс 2 406 руб., которые были истрачены на пошлину и провоз двух купленных за границей легковых автомобилей. Утверждение, что этой суммы было бы достаточно, чтобы вывести Гидроторф из затруднения и предотвратить все опоздания в выплате заработной платы, несостоятельно.

В течение только трех летних месяцев - июнь, июль и август заработной платы по трем хозяйствам Гидроторфа, по Управлению и Заводу имени Владимира Ильича уплачено свыше 860 000 червонных рублей. Если же считать заработную плату в течение всего года, то она выразится в сумме свыше 1. миллиона червонных руб . Можно быть того или другого мнения о необходимости пользоваться автомобилями вообще, но ясно, что отказ от покупки 2-х автомобилей стоимостью 18 000 руб. никоим образом не повлиял бы заметно на задержку в выплате заработной платы. Задержки эти всегда выражались многими десятками тысяч рублей.

Второе обвинение в том, что Гидроторф на болотах строит дома для инженеров. Болота расположены вдали от жилья, и мы считаем крайне целесообразным, чтобы весь персонал, от низшего до старшего, жил непременно на болоте. Поэтому сначала строились дома для рабочих, а затем дома для инженеров, и постройку последних домов я считаю, безусловно, необходимой. Работать без инженеров рабочие не могут, особенно в таком новом деле как Гидроторф. Дома все эти скромные, без излишней роскоши. И, например, на Чернораменском болоте дома для рабочих давно выстроены, а из двух домов для инженеров второй все еще не окончен, и три инженера ездили летом за 6 верст, причем одна и та же лошадь всех троих привозила и увозила с болота.

Кроме квартир для инженеров было указано также на выезды для старших служащих. Опять-таки, без лошадей работать нельзя. Так, Чернораменское болото расположено в 30-ти верстах от Н. Новгорода и в 6-8 верстах от г. Балахны. Я считаю, безусловно, необходимым для всякого крупного промышленного предприятия хорошие средства сообщения, без них я себе работы не представляю. Для меня вопрос об экономии времени и о целесообразном использовании, в частности, каждого инженера стоит на первом плане, и расходы, делаемые с этой целью, я считаю производительными. РГАЭ, ф. 9508

Ссылки:

  • ДОКУМЕНТЫ ПО ГИДРОТОРФУ 1923 г
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»