Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский дневник Р.Э. Классона42 Август 1902

12 августа. В 5 часов дня разряд на громоотводе AEG. С уменьшением воздушного промежутка этот громоотвод начинает работать теперь прежде "Сименсовского". Разряд прошел вполне благополучно. Громоотводы у нейтральных точек снабжены предохранителями, чтобы во время работы машины можно было выключать их для осмотра и починки. На Биби-Эйбате сегодня появился монтер от "Фицнер и Гампер". У первого котла опять пропарил шов в заднем днище. В котельной по этому случаю форменное уныние. Со стороны оно может быть непонятно, но в действительности трудно оставаться равнодушным в таких случаях. С котлами мы возились целую зиму, отдирали всю изоляцию, чеканили, переставляли заклепки, лазили в котлы и топки чуть не ежедневно, ломали кирпичную кладку, чтобы добраться до поврежденных мест и проч. и проч. Наконец после полутора- двух месяцев усиленной работы привели все в порядок. Кирпичи, глина, кизельгур, клейстер из ржаной муки и прочая пакость, вместе с соответственными специалистами, были изгнаны из котельной. Кладка и изоляция заново возобновлены. Месяца два-три шло все хорошо, и теперь вдруг опять начинай сначала. Из-за пробитого шва пришлось отодрать изоляцию днища. При подчеканке (по обыкновению) отлетела заклепка: значит, надо остудить котел, выпустить из него воду, чтобы можно было влезть внутрь, затем переменить заклепку, подчеканить шов изнутри, переставить большую часть люков передней и задней камер, затем снова заправить котел и опять восстановлять изоляцию днища. Жаль, что во времена фараонов водотрубные котлы "Фицнер и Гампер" еще не были известны. Работа с ними могла бы вполне сойти за одну из египетских казней.

13 августа. Окончили пересоединение кабеля AEG от водокачки, с временных собирательных шин в подвале, на шины близ трансформаторов. В 4 часа дня жестокий разряд на громоотводе AEG. К несчастью, на одной из работавших машин - N3 200-амперные предохранители еще не успели заменить 600-амперными (их приходится делать самим), и разряд был настолько силен, что предохранители этой машины не выдержали. Вся нагрузка моментально перешла на 1-ю машину. Тут произошло нечто, не поддающееся описанию: все предохранительные (пружинные) клапаны цилиндров работали сразу - в цилиндре среднего давления упругость пара была 6 атмосфер, и притом не на момент, а в течение нескольких секунд. Рев в машинном здании ужасный, пришлось 1-ю машину выключить. Постановка предохранителей на 3-ю машину и пуск обеих машин были произведены очень быстро, так что вся остановка продолжалась 2 минуты. Громоотвод AEG изрядно обгорел, предохранители его конечно сгорели. На промыслах остановка замечена не была, так как большая часть моторов не успела остановиться (холостой ход), остановка же моторов нагруженных была приписана местным причинам. У "Нобеля" предохранители конечно тоже сгорели. На Биби-Эйбате окончена постановка маховика на 4-й машине. Остается 1-я машина.

17 августа. В 10 часов вечера мерцание ламп и адский рев со стороны машинного здания. Вбежав в машинный зал, из-за поднимающегося отовсюду пара едва мог различить машины: работала N1, а N3 была уже выключена и неслась со скоростью 200-150 оборотов. У обеих машин пар свистел из всех предохранительных клапанов. Из-за рева и шума нельзя было расслышать собственного голоса. Нагрузка не убывала, и потому пришлось остановить и первую машину. Кое-как закрыли паровой вентиль 3-й машины (найти его можно было лишь ощупью), пустили резервную четвертую и, включив ее параллельно с первой, постепенно подняли напряжение до 6000 вольт. Нагрузка постепенно возрастала, и скоро все вошло в норму. Продолжительность остановки - 8 минут. По словам дежурного, дело было так: в 10 часов на обеих машинах вдруг получился сильный мгновенный толчок, стрелки киловаттметров закинуло за пределы шкалы. Через несколько мгновений новое, на этот раз уже продолжительное, увеличение нагрузки - свыше 2400 киловатт. Обе машины открыли все свои предохранительные клапаны, пар заполнил машинное здание. Затем третья машина внезапно сбросила с себя нагрузку, и была выключена дежурным. Так как первая машина при этом оказалась перегружена еще больше, то пришлось выключить и ее. Предохранители на станции все целы. Из громоотводов ни один не работал. Настал, по-видимому, дождливый период, жара совсем спала.

25 августа (диктует Р.Э. Классон). Ездил в Балаханы, там очень много сделано за время моего отпуска. И народ стал более дисциплинирован, так что уход за моторами стал более дешевый. Финдейзен, по-видимому, вполне на высоте задачи. Новая Московская будка сделана по новому образцу, аналогично Черноморской, "Руно" - совсем упразднена. От Амировской будки у нас идет линия на 240 вольт для освещения отдаленных промыслов за Романинским озером. Теперь мы ее переделаем на 120 вольт, чтобы уменьшить опасность для персонала. Вечером разразилась гроза с ливнем, крыша в машинном здании дала течь в нескольких местах. Пресной воды с крыши собрали столько, что пришлось остановить работу опреснителя " некуда девать воду. Гроза в августе для Баку совершенная новость. На воздушной линии гроза не отразилась, хотя разряды молнии были очень сильные, таких еще при мне здесь не было. Ленер уехал в отпуск, и я остался solo в доме. Наконец "Лесснер" удостоил ответить. Переделка, однако, безобразно затянулась, части прибудут только в конце сентября. Значит, мы только в октябре попробуем машину, опоздание на целый год!

26 августа. Подготовляем чертежи и прошение адмиралу относительно Баилова [мыса].

27 августа. Был у адмирала с Арнольдом Михайловичем [Фейглем]. Адмирал был кисловат, очень уж часто мы его надували, обещая и трамвай, и освещение, но все-таки не стал ломаться из-за [прокладки по его участку] кабеля.

28 августа. Устроили большой пересмотр трансформаторов и моторов в Романах и нашли одну сгоревшую клемму на трансформаторе Черноморской будки. Что надо было ожидать, так как амперметры ненормально показывали. Через неделю надо будет перебрать Амировскую будку. Подготовляем генеральную чистку большого бака на водокачке, грязи там феноменальное количество. Хочу промыть также большую водяную трубу, но это надо основательно подготовить. Переделали громоотводы под щитом в Белом городе и установили дополнительную серию в Сабунчах. Машина N2 работала вхолостую, все в порядке.

31 августа. Пишу под впечатлением монстр-бенефиса в Сабунчах прошлой ночью. Вечером после 6 часов получилось огромное короткое замыкание, осадившее совершенно машины, и моментально пропала вся нагрузка. По силе замыкания я увидел, что это должно было произойти в конце кабельной сети в Романах, и потому моментально помчался туда. 6 минут запрягали и 35 минут ехали (10 верст). Замыкание было универсальное, во всех будках были разбиты предохранители. Как назло наша сеть, обыкновенно разбитая на две независимые части, была на два дня соединена параллельно для того, чтобы можно было по очереди пересмотреть все будки, и потому сеть представляла ряд замкнутых колец - самый невыгодный тип при коротких замыканиях. Разбили сети на две части, и я поехал с монтером восстанавливать Романы, а Финдейзен - независимо линию Балаханы - Забрат. Работать приходилось при свечах, при страшной спешке, так как за исключением больниц все промысла были во мраке. Измерять кабели тоже было некогда, и приходилось включать прямо на риск отдельные части сети. При этом два раза предохранители взорвало с таким феноменальным треском, что отовсюду народ сбежался. У монтера Сагомонянца предохранитель взорвало в щипцах, когда он его вставил в кабель. Мы оба на несколько минут ослепли от ослепительного пламени. Стеклом нас не поранило, потому что его разнесло в пыль. Часа через полтора моя линия была восстановлена, и Романы работали. Я поехал на Забрат, но нашел там все во мраке - пока я переезжал, произошло второе замыкание, и опять предохранители в распределительной станции взорвало. Новый монтер, не видевший еще таких зрелищ, на четвереньках выполз из станции. Хотя перед приборами риску нет, плавление происходит сзади щитов. Пришлось начинать сначала. И так как время все равно было потеряно, то мы начали работу систематически и измерили все кабели. К 10 часам вечера Финдейзен восстановил две трети освещения, и стало несколько легче на душе. В Каспийской будке оказались разбитыми изоляторы, и потому мы ее совершенно выключили и начали собственноручно менять изоляторы, так как монтеры были все в разъездах с поручениями. В одиннадцать с половиной часов ночи пустили Амировскую будку, а в 12 дали свет казенным участкам Каспийско-Черноморского О-ва. К двум часам ночи пустили Каспийскую будку с ее моторами, а в 4 часа утра приехали на последнюю, Черноморскую, будку. Тут случился скандал, не могли открыть дверей, замок закапризничал, а войти было необходимо. Пришлось ехать назад на станцию, выпили по стакану чаю и вернулись с новыми ключами. В 6 часов утра все было выяснено, дефектный кабель выключен, и ток был дан этой последней будке. В 7 часов утра приехали в Амировскую будку, чтобы включить второй кабель, и мечтали приехать домой и отдохнуть. Вдруг новый скандал - сгорел мотор вентилятора к одной группе трансформаторов. Сейчас [же] вызвали по телефону монтеров, а сами начали снимать сгоревший мотор. Затем в ожидании замены мотора стали руками поочередно вращать вентилятор, чтобы не дать чересчур нагреться трансформаторам. Монтеры приехали очень быстро и через час пустили вентилятор - резерва нет. Эти мерзавцы [из] "Унион" до сих пор не выслали вентиляторов, заказанных еще зимою, и мы каждую минуту можем сесть на мель. За ночь мы переменили 4 пары лошадей и сделали около ста верст. Зато теперь у меня всего два вольта осталось, и если в эту ночь опять что-нибудь произойдет, то будет дело дрянь.

Ссылки:

  • Бакинский дневник Р.Э. Классона (1900-1902 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»