Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский дневник Р.Э. Классона41 Июль-август 1902

27 июля. В 7 часов утра разряд на громоотводе под щитом: предохранители у громоотвода ("Сименс и Гальске") сгорели. На Биби- Эйбате бьет уже с неделю фонтан у нефтепромышленника Зубалова. Залил амбары и сдвинул один из валов, в котором у нас лежит все тот же злополучный кабель к буровой N15 Каспийско-Черноморского О-ва. Для безопасности положили обходной кабель по другому валу, и временно питаем буровую от него. Кабель в сдвинутом валу сейчас без тока. Интересно, уцелеет ли он. Сегодня в 12 часов ночи на Биби-Эйбате лопнула одна из водяных кипятильных трубок котла N1 "Фицнера и Гампера" во время работы (12 атмосфер!). По счастью трещина невелика, и была скоро замечена. Так что дело обошлось без всяких осложнений: котел выключили, и на днях заменим лопнувшую трубку. Досадно, если такие случаи начнут повторяться. С котлами "Фицнер и Гампер" и без того было много возни. Только что привели их в порядок, как начинают обнаруживаться новые дефекты.

29 июля. На Биби-Эйбате сегодня настоящий механический бенефис. Лопнула еще одна водяная трубка, уже у другого котла - N 3. Едва успели его выключить, как около 3-х часов дня раздались сильные удары в золотнике высокого давления паровой машины. Работала одна машина N3 с нагрузкой около 200-250 киловатт. По счастью публика оказалась на высоте положения: моментально включили запасную машину и выключили N3. Так что никакого нарушения правильной работы станции не произошло. Разобрав цилиндр высокого давления, нашли в нем под поршнем обломок стального кольца от круглого золотника высокого давления. Кусок этот, размером 3х4х1 см, на полном ходу машины, в тот момент, когда само кольцо сломалось, был увлечен паром в нижнюю часть цилиндра высокого давления. И поршень как молот начал его ковать, причем дно цилиндра служило наковальней. Раза три кусок попал под поршень стоймя, тогда и были слышны сильные удары, потрясавшие всю машину. Остальное же время до остановки он лежал плашмя, да притом еще в небольшой впадине для потайной головки винта, прикрепляющего цилиндр к нижнему чугунному кожуху. Так что удар уже не был особенно сильным. Нижняя часть чугунного тела поршня в соответственном месте выкрошилась. Это предотвратило дальнейшее разрушение. Кольцо сломалось на три части, все изломы безукоризненные. Вероятно, просто слишком хрупкая попалась сталь, быть может, еще изменившая свое строение от постоянных сотрясений и изменений температуры. У кольцевой впадины в цилиндрическом чугунном теле распределительного золотника, в которой находилось сломавшееся кольцо, также отлетела кромка длиною 6 см. Надеемся, что работа машины от этого нисколько не пострадает и что нового золотника не придется заказывать. Некоторые опасения возбуждает только поршневой шток. Завтра произведем выверку его на токарном станке с целью определить, нет ли прогиба. В общем надо признать, что инцидент окончился сравнительно счастливо. На Биби-Эйбате же два дня назад обнаружилась полная непригодность к дальнейшей работе подогревателя для питающей котлы воды, железные трубки которого проржавели буквально насквозь. Заменяем их в Белогородской мастерской новыми, пока так же железными, так как медные трубки обошлись бы около 500 рублей. Вообще изделия "Фицнер и Гампер" по всей видимости не принадлежат к той категории, которая обеспечивала бы персоналу котельной, да и всей администрации, безмятежное существование.

30 июля. День начался звонком на телефон с извещением, что горит траверз на 3-й линии, не доходя первой башни, линию конечно тотчас же выключили. По приезде на место нашел левую половину нижнего траверза 3-й линии, сгоревшей без остатка. Внизу валялись обломки от юбок изоляторов, а над головой мерно раскачиваемые нордом колыхались два троса с уцелевшими частями изоляторов и изоляторными болтами. К 10 часам утра траверз заменен новым, и включены в работы линии 3-я и 4-я (последняя включена была "за компанию", чтобы безопаснее работать на 3-й). Никаких осложнений не было. После обеда был на Биби-Эйбате. Трубка у котла N1 заменена новой. Так как все Биби-Эйбатские котлы одного возраста, и, как видно, и стариться намерены одновременно, то приходится принять меры против забастовки всех их сразу. С этой целью мы сделали особое приспособление, позволяющее очень быстро произвести гидравлическую пробу каждой кипятильной трубки котла в отдельности. Таким образом, мы испытаем при 20-25 атмосферах два нижних ряда трубок у котла N1. Если пара-другая трубок не выдержит пробы, мы заменим их новыми и тогда уже будем спокойны за этот котел, по меньшей мере, на три-четыре месяца. Проделывая подобные пробы, время от времени, над трубками резервных котлов, можно будет заблаговременно открывать слабые места.

2 августа. Разряд на громоотводах воздушной линии, у вторых переходных мачт. Был на Биби-Эйбате. Кончают сборку золотника 3-й машины. Завтра она пойдет в ход. При полной разборке "Ридеровского" золотника и внимательном осмотре обнаружились трещины в стенках распределительного золотника, от паровых окон до края. Трещины в трех местах микроскопические и пока не представляют опасности, но все же новый золотник необходим. Попробуем потребовать замену от "Бурмейстер и Вайн" (конечно через "Сименса"). В буровой N14 Каспийско-Черноморского О-ва на 29-м участке опять бьет фонтан с камнями. Возможен второй пожар. Земляную отсыпь около будки Каспийско-Черноморского О-ва почему-то раздумали делать и вместо нее рядом с будкой со стороны фонтана возвели вторую кирпичную стенку. Сомнительно чтобы в случае пожара она много помогла делу. Потолок остается не защищен, воздушный же слой между стенками мог бы исполнить свое предназначение лишь при условии герметически закрытого промежутка, чего у них нет. Наше дело теперь сторона: мы можем только посоветовать, запретить же им экспериментировать, на их собственный страх и риск, конечно, никто не может. Лучшей испытательной станции как буровая N14 для этого рода опытов на Биби-Эйбате сейчас конечно трудно найти.

4 августа. Весь день провел в Романах на 107-м участке Каспийско- Черноморского О-ва. Там установлен новый центробежный насос "Зульцера" четырехкратного действия с 80-сильным мотором (ременная передача). Вначале Каспийско-Черноморское О-во взяло установку и пуск насоса на себя, но после четырехдневных безуспешных попыток пришлось придти к ним на помощь. Тем более что Балаханская публика по обыкновению собственное свое неумение обращаться с порядочными машинами начала громогласно выставлять как непригодность данного типа насосов в частности и электрической передачи вообще. Насос, конечно, взял немедленно, как только мы произвели необходимую переделку приемной трубы, которая была устроена с целым рядом грубых ошибок, и подает до 4000 пудов нефти в час на расстояние версты. На воздушной линии сегодня два инцидента. При утреннем обходе оказалось, что на первой линии (столб N47) кто-то ухитрился закинуть наверх кусок железной проволоки, которая повисла на одной из фаз и едва не касалась другой фазы. Проволоку благополучно сняли. Затем в 2 с четвертью часа дня произошел сильный разряд на громоотводах 2-й башни, сопровождавшийся на станции работой громоотвода на нейтральном проводе 2-й машины. Оба случая обошлись благополучно.

5 августа. В 5 часов дня сгорел громоотвод на нейтральном проводе машины N3. Горел медленно, так что в течение нескольких минут можно было наблюдать перескакивание искр между цилиндрическими электродами, а впоследствии между ними и мрамором, на котором они монтированы. Вчера был на Биби-Эйбате при пуске большой машины (N3). Работает хорошо, только отсечку поставили немного неправильно, и наполнение выходит неодинаковым по обеим сторонам поршня. Переставляется...* Во время исправления золотника у этой машины поставили также и маховик. Параллельное включение и работа с постановкой маховиков идут теперь несравненно лучше, чем прежде. Вчера мы включили параллельно две машины (одна с маховиком, другая без него) при разном положении кривошипов, и, несмотря на сильные изменения нагрузки, они работали прекрасно. Раньше включение надо было производить непременно при одинаковом положении кривошипов, иначе машины так расходились, что становилось страшно за предохранители. Котлы с лопнувшими трубками на Биби-Эйбате приведены в порядок.

9 августа. Воздушный промежуток громоотвода AEG уменьшили до 1,35 мм. В момент включения или выключения станционного трансформатора громоотвод этот работает со слабым потрескиванием, но искр не видно: они в момент образования уничтожаются магнитным выдувателем. Польза этого прибора теперь уже несомненна, и с постановкой еще 2-3-х таких приборов на башнях и в Сабунчах нежелательные повышения потенциала, вероятно, не будут повторяться. У котла N4 "Бабкок и Вилькокс" обнаружены 2 лопнувшие трубки. Для Белогородских котлов как будто рановато.

Ссылки:

  • Бакинский дневник Р.Э. Классона (1900-1902 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»