Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский дневник Р.Э. Классона28 Июль-октябрь 1901

10 июля. Был в Строительном отделении у Буйнова, справлялся о нашем коммерческом доме. Он все утверждает, что нам его не разрешат. Во всяком случае, хорошо хотя то, что Мирзоеву отказали в разрешении придвинуть свой завод ближе 10 сажен к нашей границе. Дело с улицей засохло. Советовался с Павлом Осиповичем [Гукасовым] насчет того, как быть с коммерческим домом. Он советует строить ночью, несмотря на запрещение. Губернатора нет в Баку, и потому к нему нельзя обратиться с жалобой. Сегодня устроили временное освещение, и с завтрашней ночи начнем строить. Посмотрим, удастся ли достроить.

11 июля. Дело с приставом улажено. Дом продолжаем строить, правда, с некоторыми предосторожностями, т.е. строим ночью и рано утром. Мотор на промыслах "Рыльского" работает прекрасно. 30-сильный мотор на 29-м участке не повез в буровой N 9. Но это вина всецело Каспийско- Черноморского О-ва, так как они ставят по жадности несоразмерные желонки.

12 июля. В Сабунчах довольно хорошо подвинулась установка в распределительной [под]станции. На трансформаторных [под]станциях работа идет, но неудовлетворительно - настал кризис на кирпичных кладчиков вследствие внезапного большого спроса в Закаспийском крае, куда они все устремились, и у нас работает слишком мало народу. Двери и окна работают вовсю. Но надо признать, что работа наших слесарей не отличается изяществом. Вообще промысловая работа с ее грубыми требованиями портит слесарей. На 55-м участке у "Нобеля" я заставил подрядчика Гаджи- Алиджана сломать кладку. Попалась нефтяная вода, и весь раствор превратился в песочный мусор, не успев окрепнуть.

13 июля. Ездили на Биби-Эйбат на пароходе. Встретились там с Бардским и А.М. Фейгль, которые смотрели фонтан, бьющий периодически в той вышке, где недавно пущен наш мотор. Боимся, что мотор промокнет от фонтана, несмотря на брезенты. Водил по вышкам "Нобелевского" управляющего и читал ему больше часа лекцию о трехфазных моторах. Обещал взять у нас ток. Так что завтра г. Ленер едет, чтобы его окончательно усовестить и уговориться о деталях. Может быть, "Нобель" станет нашим крупным абонентом. Для воздушной линии копаются ямы и подвозятся материалы для бетона. Установили кружала для бетонного каркаса в одной буровой на 29-м участке. Но задержка вышла из-за коммерческого фокуса, который выкинуло Каспийско-Черноморское О-во, заявив, что не будет платить за моторы. Делать нечего, надо все-таки установить остальные моторы. Потом, когда у них вовсе не будет пара на участке, мы им докажем обратную теорему. Жаль, что с насосами дело так скверно обстоит. Будь у нас теперь насосы, мы могли бы вовсе прекратить паровые котлы на 29-м участке.

14 июля. Сегодня исторический день для Белого города. Продували паропровод и пускали в ход насосы для питания котлов. Завтра продуваем малую машину и первую большую "Този". Приходят части от машины "Лесснера" - машина будет циклопическая. Яйцевидный канал подходит к морю, работы осталось на 4 дня. Пора кончать его, надоел. Коммерческий дом строим по ночам. Сегодня кладут последние перемычки на окнах. Нам важно втащить и уложить балки на потолке третьего этажа, тогда живо можно забетонить, и дом будет считаться готовым. Очень боюсь, чтобы кто- нибудь из каменщиков не упал вниз ночью - скандал будет чрезвычайный. Меры предосторожности приняты, леса я все осмотрел. Но черт их знает, упасть всегда можно. Ввиду этого перемычки на фасадной стене, самая опасная работа, - кладутся только утром, а внутренние стены - ночью. Вид с моря ночью на коммерческий дом очень оригинальный, он весь кажется иллюминованным. Р.Э. Классон написал на полях "Перерыв": связан, по- видимому, с его отпуском.

13 октября. Продували машину "Лесснера" через временный паропровод. Пустили первую машину "Този" на водяное сопротивление. Но оказалось, что водяное сопротивление надо переделать, так как наша колодезная вода слишком хорошо проводит ток, и нельзя поднять вольтаж. Пускали динамо- моторы, у одного из них реостат не годится, надо заменить другим, который и потребовали от AEG. У малой машины "Този" диаграмма неправильная, завтра переставим эксцентрики. Уговорились с заводом Хатисова-Кянджунцева передать им окончание работы железной клепаной цистерны, которая теперь уже на шесть месяцев опоздала. И с понедельника (15-го) придут котельщики от Хатисова, а монтеров Южно-Русского завода мы выставим. Получили разрешение на трансформаторную будку на 177-м участке в Сабунчах. Это последняя будка, которую мы будем ставить в этом году.

14 октября (воскресенье). Ездили с Красиным на трамвайные изыскания, с тем чтобы обойти городские улицы. Единственный возможный подъем - против опреснителя в овраге, но и там едва ли возможно будет обойтись без зубчатых рельс. Другими словами, это направление невозможно дорого. Кроме того кладбища тянутся на целые версты.

15 октября. Был Балаханах. Воздушная линия идет успешно. Приехали два монтера от "Униона", теперь они могут работать еще на двух трансформаторных будках. Сдал Гаджи-Алиджану две последние будки в работу по прежней цене, но с обязательством кончить обе будки в один месяц, под страхом неустойки в 25 руб. в день. Задержка у "Униона" за резиновым проводом на 6000 вольт, который до сих пор не доставлен кабельным заводом, хотя заказан еще в марте. Роют траншеи для кабеля в обоих концах воздушной линии. Сегодня в Белом городе залили аккумуляторы и пустили их на заряд. Заряжаем большой машиной через динамо-моторы, а малая машина "Този" работает на освещение участка и на центробежный насос.

16 октября. Идет заряд аккумуляторов со вчерашнего вечера. Кончится только завтра к вечеру. Ночью не хватило мазута - наш временный бак слишком мал для двухдневного запаса, а механик прозевал вечером подвезти. Ночью всех подняли на ноги, и вовремя доставили мазут. В первый раз видел, как мазут доставляют полным галопом. При Стюфе этого не было бы! Вызвали по телеграфу старшего монтера от "Този", так как Нозотти недостаточно знаком с парораспределением*. А его надо установить более точно. Тем более что на малой машине диаграмма получается совсем несообразная, и очевидно ошибка произошла еще на заводе.

17 октября. Заряд аккумуляторов тянется и кончится только завтра, так как у "Тюдора" теперь новая метода - заряжать с перерывами. Деннеке все боится, что что-нибудь случится, и дежурит до полночи, а другую половину дежурит Языков. Фундаменты под оконечные столбы воздушной линии плохо подвинулись. С подрядчиком Джалаловым вечная задержка из-за его разногласий с рабочими. Экономайзер, наконец, обмуровали. Но зато второй экономайзер еще не скоро будет готов, так как мы заменили все лопнувшие части у первого частями от второго экономайзера, который теперь наполовину разорен.

18 октября. Кончили заряд - надоел. В аккумуляторы вошло 43000 ампер- часов. Пустили для пробы воду в цистерну "Германа", которая теперь окончена с опозданием ровно в 6 месяцев. Мы требовали связей для продольных стенок, но "Герман" уверял, что бак выдержит, не прогнувшись, и без связей. Так как связи при заказе были предоставлены его выбору, то оставалось только сделать опыт, что сегодня и сделали. Стенки прогнулись, и связи будут теперь сделаны за счет "Германа". Малый насос постоянного тока в водокачке должен был дать 300 м3 в час, и мы соединили оба испытания. Он не дал этого количества (дал только около 200 м3), и потому мы потребовали от AEG замены якоря в моторе. Начали подвешивать [предохранительную] сетку** "Униона" между башнями. Наша сетка исполняется в мастерской, и обойдется втрое дешевле "Унионовской". Несмотря на то что наша тяжелее (не нашли тех сортов железа, которые взял "Унион"). Пришли распределительные щиты "Униона" для башен. Очень боюсь, что придется разобрать всю кладку. Но лучше сделать это теперь, чем во время работы. Приехал инженер для экономайзеров - удивлялся, что трубы лопаются. Я тоже выражал удивление. Завтра будем пробовать на 20 атмосфер тот экономайзер, который выдержал при 18 атмосферах, и уже обмуровывается. Подал прошение [Горному инженеру] Гаврилову о трансформаторной будке на 177-м участке и заручился его согласием. Потребовалось только согласие соседа (Каспийского Т-ва) на то, что мы придвинем будку к их границе. И по этому поводу я говорил с Аршак Осиповичем Гукасовым. Причем произошел курьез - он уже состоит арендатором 177-го участка, и без его согласия Шапошников не должен был нам сдавать участка. Аршак Осипович обиделся на меня, что я его обошел и захватил его землю. Хотя я его уверял, что раньше заручился согласием Павла Осиповича, но, по-видимому, надо было говорить с обоими порознь. Во всяком случае, он дал согласие, хотя и ругался. Перетащили второй "Корнваллийский" котел из временной кочегарки в котельное здание и начали обмуровывать. Со вчерашнего дня мы стали нефтепромышленниками - ловим нефть, которая попадает в наш канал и задерживается сетками. Один сторож успел за вчерашний день вычерпать около 80 пудов нефти. Так что при южном ветре мы будем всегда собирать нефть. Бьемся с цилиндровым маслом, лучшее здешнее масло "Вискозни" чересчур густо и засоряет наши конденсаторы. Передал масляный вопрос Ленеру, благо он занимался прежде маслом. Строим фильтры и отстойные бассейны для масла, чтобы уменьшить до минимума масляное conto*. Нефти пока жжем много, кочегары не умеют топить, а нам еще некогда заняться котлами.

Ссылки:

  • Бакинский дневник Р.Э. Классона (1900-1902 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»