Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский дневник Р.Э. Классона24 Апрель-май 1901

13 апреля. Сегодня должен был состояться пробный пуск в Романах у Каспийско-Черноморского О-ва с током от Апшеронского [электрического] О- ва. Но перед самым началом, когда хотели пустить двигатель на холостой ход, упал шкив с верхушки вышки (9 сажен) и разбился вдребезги. Повредило осколками наш провод к мотору, к счастью никого не убило. Хотели поехать на Биби-Эйбат на пароходе Фейгля, и условлено было, что пароход придет в 3 часа на нашу пристань. Опять получилась та же история - ждали до 4-х часов, потеряли массу времени, потом плюнули и решили не ехать. Пароход вовсе не пришел, несмотря на обещание. Посмотрим, что дальше будет. Пока морское сообщение наше не клеится, да вероятно и никогда не наладится, как следует.

16 апреля. Поехали компанией в Романы. Сначала заехали на [электро]станцию Каспийско-Черноморского [О-ва], она приблизительно в том же фазисе, что и наша Биби-Эйбатская - остановка за мелочами. У них стоят только два газомотора, третий совсем застрял и еще не отправлен из Кельна. Газовый завод у них заканчивается, теперь начнется налаживание. Затем поехали на наш мотор смотреть. Мотор был уже на ходу, и мы все устремились к приборам. Расход энергии в среднем невелик, даже меньше, чем я ожидал, но толчки бывают очень сильные. Через 20 минут вдруг случился скандал, расплавился подшипник, и загорелось масло. Мартини был очень сконфужен, потому что оказалось, что кольца вовсе не были поставлены на места, и, следовательно, вал работал без смазки. Пришлось все разбирать и отложить опыт. На обратном пути заехали с Буриновым в Сабунчи на наши постройки. Работы там подвинулись, и теперь остались главным образом малярные работы и мелкие поделки. Были в комиссии, где обсуждался доклад Лазарева о газомоторах и об их преимуществах перед паровыми машинами. Так как в заседании технического общества нас обвиняли, что мы выбрали [поршневые] паровые машины вместо газомоторов, то мы были приглашены в комиссию для возражений, и без особого труда разделали Лазарева под орех, так как он совсем почти не знаком с текущей технической литературой. Ездили на Биби-Эйбат на пароходе Каспийско- Черноморского [О-ва] - опять опоздал на целый час. Скучно с такими порядками.

17 апреля. Совершенно изводят меня подрядчики, которых посылает Арнольд Михайлович. Все они назойливо просят работы и ссылаются на Фейгля. Но мы не можем ежемесячно менять подрядчиков, особенно пока мы ими довольны. Теперь на очереди кабельная прокладка в Балаханах, и при всеобщем кризисе эта работа привлекает многих подрядчиков. Был в комиссии по выработке правил для электрических установок на промыслах.

18 апреля. Начали обмуровку четырех котлов ?Бабкока?. Работа идет хорошо, печники кладут очень аккуратно. Фундамент машины "Лесснера" выведен на одну треть, кладут хорошо. Вообще кирпичные работы теперь хорошо наладились, и стали чуть не вдвое дешевле, чем раньше. Кирпич тоже упал в цене, и теперь мы купили последнюю партию в Белый город по 14 руб. [за тыс. штук.]

20 апреля. Заключили последний договор на воздушную линию с Бюльбюлинцами, положительно гора свалилась с плеч. Был у Марковского, беседовал о попудной плате, сведения довольно утешительные. Нефть все падает в цене, кризис усиливается, платежи поступают всюду очень туго.

21 апреля. На Биби-Эйбате полный скандал - распаялся опреснитель. Мы уже целую неделю с ним бьемся и не можем наготовить воды. Оказалось, что он паян не чистым оловом, а третником*, и при 12 атмосферах распаялся. Придется ставить воздушные форсунки, чтобы не быть в зависимости от этого глупого прибора. Вообще за последние две недели мы очень мало подвинулись вперед с Биби-Эйбатской [электро]станцией, все не ладилось. Трансформаторные [под]станции подвинулись довольно хорошо, но все еще работы довольно много. Пробный мотор у Каспийско-Черноморского [О-ва] тоже не ладится. На этот раз разлетелся деревянный шкив на их станке, и второй деревянный шкив тоже хочет сломаться, так что Бардский решил переделать оба.

28 мая. Три дня тому назад вернулся Мартини, привез новую конструкцию реостатов для моторов. Судя по чертежам она вполне разработана и будет лучше, чем имеющиеся у нас от "Сименс и Гальске" и "Униона". Кабельная прокладка идет не вполне удовлетворительно, не хватает рабочих у подрядчика. Решили сдать часть работ второму подрядчику, если первый завтра не выставит 150 человек. Столбы для воздушной линии пришли в Сабунчи (60 штук). Распределительные щиты тоже приходят, работа Строительной конторы "Унион" теперь начинается - пора. На Биби-Эйбате устанавливаются моторы на промыслах, и переделывается щит, причем количество дерева сводится к минимуму. Будки теперь заканчиваются, остались лишь мелочи: окраска и прочее. Сегодня после обеда опять пропало полдня из-за парохода - хотел отправить спешные грузы пароходом, и с ними должны были ехать слесаря из мастерской и я с Ленером. Пароход не пришел вовсе, а на лошадях уже поздно было ехать. Вообще нам лошадей совершенно не хватает, и придется на лето взять еще одну пару. В Белом городе идет усиленная клепка железной цистерны на водокачке, и сегодня из машинного здания высунулась первая большая труба для водопровода. Обмуровка первых 4-х котлов закончена, а вторые 4 котла наполовину готовы. Два больших котла готовы и обмурованы, последние два (NN 11 и 12) заканчиваются. Яйцевидный канал для водоотвода готов от машинного здания до середины мастерской. Начали устанавливать моторы в водокачке. Моторы AEG для низкого напряжения производят очень хорошее впечатление своей солидной обмоткой, состоящей исключительно из полос меди, а не из проволок.

29 мая. Весь день на Биби-Эйбате. Два мотора в вышках уже совершенно готовы, еще два ставятся. Станция переживает детские болезни, всякие мелочи приходится налаживать. Сегодня, например, пробило свинцовый кабель, ведущий к насосам трехфазного тока. Кроме того, нашли повреждение в машине N4, которая вдруг перестала давать ток. Оказалось, что изоляция коллекторных колец пробита, и между обоими кольцами полное короткое замыкание. Трехфазные насосы по-прежнему не работают, придется ставить совсем новые моторы или насосы. Мы с ними проделываем всякие опыты, и результат тот, что они должны делать не 980 оборотов, а 750 оборотов. Фундамент для 5-й машины окончен, и кругом него заканчивают плитный пол. В котельном здании идет побелка стен, и выводится фундамент под компрессор. Опреснитель по-прежнему течет после каждого ремонта, с ним можно в отчаяние прийти. В конце этой недели пустим моторы на холостой ход.

30 мая. Был весь день в Балаханах. Сначала на кабельной прокладке, потом встретился с Достаковым и условился о дальнейшем пути прокладки кабеля. Потом поехал к Бардскому и с ним к "Нобелю" на электрическую станцию "Нобеля". Наблюдал за приборами на щите и пришел к очень утешительным выводам относительно K, он больше чем я предполагал при расчетах*. Смотрел как "Нобель" защищает свои моторы от пожара - он делает вокруг них особую будку из волнистого железа или из кровельного железа (это, впрочем, старая конструкция). Будем делать у себя бетонную защиту для моторов с железным каркасом внутри. Это будет лучше и дешевле.

1 июня. Сегодня в первый раз вращались моторы на Биби-Эйбатских промыслах. Два мотора совершенно готовы, а два устанавливаются на фундаментах. Еще для 4-х котлов подготовляют фундаменты. Собственно говоря, теперь можно бы и пустить [электро]станцию в ход, но в обеих вышках спускают колонны, и придется ждать до 8 июня. На станции закончен пол, переделан щит и закончены все крупные работы. Отделка мелочей, конечно, будет идти еще долго, но это не задержит открытия станции.

2 июня. Был в Балаханах на кабельной прокладке. Теперь она идет блестяще благодаря тому, что мы все непрерывно ругали подрядчика и обещали его выставить, если он не увеличит числа рабочих. Теперь работает 180 человек, и мы идем по 300 сажен в день, несмотря на трудные условия. Хотели пройти напрямик через промысла. Но, кажется, не удастся переговорить со всеми управляющими и заручиться их согласием раньше, чем мы подойдем с прокладкой к этому месту. Будки строят в четырех местах. "Унион" устроился в Сабунчах и приступил на днях к сборке распределительных щитов в Сабунчинской [трансформаторной] подстанции. Часть моторов уже пришла, и весь склад завален материалами, так что стало тесно. Контора тоже переехала, только рабочие еще на старом месте. Опять был пожар в Балаханах, почти ежедневно пожары. Приходилось проезжать прямо через тучи черного дыма, чтобы проехать в Романы на прокладку, и теперь по возвращении надо было переодеваться с ног до головы из-за сажи и пыли (норд). Сегодня ночью убили одного из наших кабельных рабочих в Балаханах около самого вокзала. Здесь ежедневно по несколько человек убивают. Не мешало, чтобы на это кто-нибудь из начальства обратил внимание. Сабунчинские постройки закончены, и двор принял приличный вид, остались только выгреба и дренаж. Воздушную линию на днях начинаем, жду уборки хлеба, чтобы не вступать в пререкания с татарами из-за помятого хлеба. Столбы прибыли, и производят очень солидное впечатление. Моторы "Униона" нового типа построены, по- видимому, довольно солидно.

Ссылки:

  • Бакинский дневник Р.Э. Классона (1900-1902 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»