Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский дневник Р.Э. Классона19 Январь 1901

11 января. Торжественная проба котлов на Бейбате в присутствии Байера (помощник Гаврилова). Байер форменный чиновник, спрашивал такие глупости, что мы с трудом удерживались от смеха. Определял поверхность нагрева в квадратных футах с точностью до сотых долей, и, наконец, после часа вычислений, определил поверхность на 1 кв. фут больше, чем мы рассчитали и чем на самом деле есть, и нам придется платить ежегодно на три копейки больше с котла! Понятно, мы с удовольствием согласились с правильностью его расчета. Проба сошла не блестяще, потому что пришлось пересоединить насос к другой паре котлов, и на это ушло много времени. Это было досадно, потому что я обращал особое внимание Радзиминского на то, чтобы проба была подготовлена, безусловно, тщательно и закончилась в четверть часа. По окончании пробы приехал П.О. Гукасов и осматривал постройки. Наш бетонный забор ему понравился.

12 января. Имел в Белом городе крупный разговор со Страсбургером, вот идиот! Поставили ему ультиматум, если он не кончит к воскресенью клепки в машинном здании, то мы его вовсе устраним от работы и сами будем заканчивать стропила. Сказал, что сейчас пошлю телеграмму Харьковскому заводу об этом. Он просил меня не посылать телеграммы, уверяя, что кончит к воскресенью. Но я ему ответил, что его словам уже никто не верит, и что телеграмму отправлю. Вообще Белый город не радует теперь глаза, все идет довольно медленно, потому что главные работы стоят из-за крыши. Пристань вышла очень удачной, это будет лучшее место для гулянья летом.

13 января. Беседовал с Мэдером*, он все жалуется на предстоящие трудности, так что окончательно разозлил меня. И я заметил, что ведь он для того и приехал, чтобы преодолевать их, а не приходить в ужас от здешних порядков. Определили число [кабельных] паяльщиков в 4 человека. Он хотел гораздо больше, но я не согласился без крайней нужды увеличивать число паяльщиков, так как они получают по 200 рублей. Решили вызвать их письмом, так как 1 февраля можно будет приступить к прокладке [кабелей]. Получили разрешение проложить кабель по бечевнику от Шапошникова. Странно, что он так милостиво к нам относится. Для нас прокладка по бечевнику означает большую экономию.

15 января. В Белом городе, наконец, закончены стропила на машинном здании, и сразу на постройке стало веселее. Спешно заканчивают фундаментные перекрытия, которых нельзя было делать раньше благодаря частому падению сверху всяких предметов. Делают бетон в подвале и кладут водоотводную трубу. Фундамента под машину "Лесснера" делать нельзя, он слишком запоздал. Даже постели нельзя будет теперь сделать, потому что место занято тяжелыми частями первой динамо. Сегодня, наконец, пришли фундаментные чертежи "Лесснера". Но теперь уже поздно, придется подождать, пока не соберем первые машины "Този". В котельном здании поставили шестую ферму. Страсбургер приходил с предложением улучшить жалюзи посредством целой кучи стоек из углового железа. Конечно, я отказался от такого предложения, так как пришлось бы поставить 2460 заклепок. Другими словами работа затянулась бы еще на четыре-пять месяцев.

16 января. На Биби-Эйбате обмуровка котлов идет хорошо, первая пара котлов будет готова к 1 февраля. Скверно, что распределительного щита нельзя собирать, так как основная рама, отправленная большой скоростью 20 декабря, все еще не прибыла, сегодня подаем жалобу. Большая скорость, очевидно, отличается от малой только тройной стоимостью. На Биби-Эйбат приехали Фейгль с Бардским и были удивлены тем, что мы их почти обогнали.

17 января. В Белом городе повсеместная деятельность. Даже монтеры Харьковского завода хорошо работают, поставили уже 8 ферм и сразу их заклепывают. Дом высших служащих тоже спешно отделывается, и в конце февраля переедем в него. Чему я очень рад, так как при спешном монтаже одними наездами нельзя ограничиваться. Надо возможно чаще там бывать. Тем более что начнется работа в Сабунчах и на воздушной линии. В конторе думаю бывать в известные часы, чем ограничатся разговоры с поставщиками и посетителями, от которых я с удовольствием бы избавился. Кроме того г. Ленер будет принимать абонентов. Приехал г. Штейнберг, завтра поедем с ним на Биби-Эйбат, чтобы он познакомился несколько с работами и организацией отчетности на постройках.

18 января. Приехал, наконец, монтер от "Този". Наш подрядчик Алиджан переговорил с татарами, владельцами земли под распределительную башню ближе к Сабунчам, и те согласны продать место под нее за 100 рублей, очень дешево! Приехал монтер от "Зейферта". Деннеке с Ленером вернулись. Оказалось, что у конденсатора отломан большой патрубок, надо делать новый кожух. Убыток отнесется за счет артели, разгружавшей машину в Батуме.

19 января. Ездил с Штейнбергом в Белый город. В котельном здании кончается подъем стропил, поднимают последнюю ферму. Сегодня ровно месяц со дня падения стропил. Недели через две крыша будет перекрыта. Рам для верхнего света* нет. И из Правления нет сведений, будут ли они вообще доставлены Харьковским заводом. А это надо знать, потому что иначе мы переплатим за сплошное покрытие крыши. Получили разрешение на котлы на Биби-Эйбате от Гаврилова. Пришла, наконец, рама для Бейбатского щита, шла большой скоростью ровно месяц. Подадим жалобу за опоздание, кажется, нам придется получить с дороги рублей 150-200. Только мы их получим не так-то скоро. В Белом городе вчера был несчастный случай, чернорабочий стоял на рельсах и помогал передвигать вагонетку с грузами, и колеса поехали ему на ступни. Доктор говорит, что, вероятно, произошло раздробление мелких костей.

20 января. Прибыли последние части паровых машин "Бурмейстера". Три машины имеют уже почти законченный вид, осталось только поставить золотники. Трубопроводы тоже подвигаются довольно быстро, так что, если не будет неожиданных осложнений и если адмирал разрешит строить колодец на морской земле**, то в апреле мы закончим [Биби-Эйбатскую электро]станцию. Получили сообщение городской Управы, что она предъявит нам иск о сносе построек, занятых "Светом", это не беда - будем судиться. Курьез получился бы, если бы Управа выиграла процесс и заставила нас снести постройки под конденсатор и другие необходимые сооружения. Тогда нам пришлось бы остановить [электро]станцию, и это было бы, пожалуй, не безвыгодной комбинацией. Все равно город нам дает гроши, а возни с ним масса. Было заседание Бакинских членов [Правления].

21 января. Сегодня два пожара - в Романах и в Белом городе у Каспийско-Черноморского О-ва, где горит громадный амбар на пять миллионов пудов. Амбар будет гореть, верно, дня три. На Биби-Эйбате на новых участках [нефтепромышленники] начинают ставить вышки и строить кочегарки, надо еще больше гнать [электро]станцию.

22 января. Пожар в Белом городе продолжается. Сегодня должна быть гидравлическая проба котла "Фицнер и Гампер" в Белом городе. Должен заехать за фабричным инспектором. Начало монтажа машин "Този" в Белом городе. Котел испытан. Катастрофа с Буриновым.

25 января. За последние три дня произошло так много событий, что некогда было вести дневник. Сегодня поеду в Белый город, где доктор Гальперин должен сделать третью перевязку ноги Буринова. Пожар прекратился, но развалины еще дымятся. Начали строить фундамент под первую трансформаторную будку на Биби-Эйбате у Манчо. В Белом городе часть строительных работ приостановилась, так как сгорели дома рабочих, и часть рабочих лично пострадала.

26 января. На Биби-Эйбате собирают четвертую машину. Первые три почти готовы, только золотников не хватает. Пристань опять пошла успешно. Бьют сваи, скала, кажется, кончилась. Жилой дом для машинистов заложен и быстро подвигается. Щит тоже подвинулся. Теперь только Зейфертский трубопровод запоздал, да за адмиралом остановка.

Ссылки:

  • Бакинский дневник Р.Э. Классона (1900-1902 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»