Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский дневник Р.Э. Классона18 Декабрь-январь 1901

14 декабря. Ездил с Ленером на Биби-Эйбатские промысла смотреть выбранные им трансформаторные места. Они все хороши, и надо будет скоро начать их строить. Железные остовы будок недавно сданы в мастерскую для исполнения. На [электро]станции маленькая неприятность, [гнезда под] четыре болта на внешнем подшипнике машины *2 сдвинуты при кладке фундамента на 5 см в сторону. Придется подрубать кирпичную кладку против этих болтов, задержка на один день. Ждем с нетерпением газомотор для Биби-Эйбата. Надо лучше освещать по ночам [электро]станцию, чтобы не крали медных частей, которых теперь уже довольно много. Срываем гору, на которой стоит пограничный столб, и этим откроем вид на торцевой фасад станции. А камень со скалы пойдет на засыпку моря, которая еще не кончена.

15 декабря. Прибыли, наконец, оконные переплеты и четыре вагона паровых машин для Биби-Эйбата. Большое окно мы уже затянули брезентами, а то все простуживались благодаря сквозняку. Беседовал с Глазбергом относительно дела Арамянца. Он говорит, что едва ли мы можем добиться толку при судебном процессе, так как слишком глупо было делать установку, не имея от Арамянца ни одного письменного заказа. Пришел к нам подпольный адвокат Хачатуров по делу рабочего, который получил увечье на Биби-Эйбате. Как раз в то время, когда мы переходили из одного страхового О-ва в другое. Требует 2500 руб., это, конечно, чрезмерно, и по совету Глазберга мы больше 800 руб. не будем предлагать. И то только в том случае, если наш доктор признает утрату трудоспособности.

16 декабря. В Белом городе к великому всеобщему изумлению сборка стропил вдруг пошла гораздо лучше, и народу прибавилось. Так что мы надеемся, что к новому году машинное здание будет перекрыто кровлей. В котельном здании половина стропильных ферм поставлена, но еще не скреплена. В Балаханах опять пожар, уже второй на этой неделе. Дым тянется на несколько верст, надо бы съездить, но не решаюсь ехать по железной дороге, слишком долго. Прибыли еще части паровых машин для Биби-Эйбата.

18 декабря. Котлы на Бейбате начинают пробовать на гидравлическом давлении, четвертый, впрочем, еще не готов. Все балки перед щитом уже положены, и делают бетон. Три рамы паровых машин уже залиты. Большого окна все еще нет, что очень затруднит сборку машин. Ломаем последнюю гору перед [электро]станцией. Пристань остановилась, сваи попали на камень и ломаются. Надо делать специальные, сплошные железные башмаки.

19 декабря. Катастрофа в Белом городе - котельные стропила рухнули. Страсбургер хочет уезжать, но мы заявили протест. Он очень удручен происшествием, и первое время винил всех кроме себя. Теперь он уверяет, что все произошло оттого, что он начал собирать стропила с севера, а надо было с юга!! Приписка Р.Э. Классона: "20-27 XII не вел дневника"

28 декабря. Праздники [Рождества] кончились, но работа плохо идет. Вчера и сегодня свирепая снежная метель при норде, работать на дворе немыслимо. Очевидно, начинается зима. В Биби-Эйбате большое окно вставлено, начинают стеклить. Как только оно будет застеклено, можно будет продолжать монтаж. Сегодня все машинное здание полно снега, котлы греют кострами, чтобы не замерзла вода в них. Монтеры при паровых машинах работают, несмотря на [не]погоду, но, конечно, производительность мала, так как руки коченеют, и приходится отогревать их у костра. В Белом городе положение совсем плачевно. Северные окна тоже только что пришли, и стекла еще не вставлены. А теперь надо ждать, пока утихнет норд, нельзя удержать стекла в руках. Крыша машинного здания все еще не покрыта досками, так как все рабочие еще пьяны, и никто не решается сегодня работать на обледенелой крыше.

29 декабря. Купили нефть на следующий год у [фирмы] "Шумахера" по 15 коп. за пуд на [перегонном] заводе. Доставка стоит 3 коп. с пуда. Грузы идут в изобилии для Белого города, но теперь это не радует, проклятые стропила положительно отравляют существование. Фабричный инспектор хочет привлечь Страсбургера к ответственности. Мы стараемся смягчить все это дело, потому что в случае, если его серьезно обвинят, он может попасть на год или полтора в кутузку. Приехал новый стропильный монтер от Харьковского завода, может быть теперь дело лучше пойдет. Большое окно на Бейбате наконец заканчивают, всеобщее ликование! Теперь остается повесить ворота и закрыть временно жалюзи, и можно будет поставить железные печи, чтобы сколько-нибудь поднять температуру. Прибыл газомотор для Бейбата, скоро можно будет дать настоящий свет. Фейгль уехал в Грозный. Никак не можем составить заседания Правления, а вопросов набралось достаточно.

30 декабря. Ездил с Ивановым (от "Апшерона") на Биби-Эйбате. Он много говорил о влиянии попудной платы* на абонентов и доказывал, что у нас Биби-Эйбат пойдет плохо именно из-за этой дурацкой попудной платы. Вопрос этот очень сложный, и, кажется, в нем почти еще никто не разобрался. Попрошу Ленера составить об этом доклад Правлению, он больше моего с этим знаком. Работа идет успешно в Биби-Эйбате, поставили козлы для сборки паровой машины N 1. Мороз все еще держится по ночам, так что снег не сошел. Погода прекрасная.

2-3 января 1901 г. Котел "Фицнер и Гампер" в Белом городе ("Корнваллийский") дал течь. Стюф разбирает кладку, чтобы определить причину. Оказалась отдулина на самом корпусе котла внизу, где пламя из жаровой трубы переходит во второй дымоход. Надо дальше разобрать кладку. Стропила разбирают, и выпрямляют погнутые места. Сборка очень трудная, так как едва ли удастся вполне выпрямить все стропила, и часть все-таки останется волнообразной. От харьковского завода нет сведений. Новый монтер оказался толковее прежнего. В общем, все-таки весь темп Белогородской [электро]станции сильно понижен благодаря неудаче со стропилами. Пришел огнеупорный кирпич. Часть свезли на Бейбат, а 16 вагонов подали в Белый город, где для его разгрузки подготовляют место и удлиняют железнодорожный путь за складом. Вечером состоялось заседание [Правления] с местными членами. Наконец, вопрос о пароходе решен утвердительно. Спрашивается, зачем потеряли мы столько времени? Наш доктор уехал на чуму. И я проявил, кажется, совершенно ненужную любезность, согласившись на его поездку, отчасти потому, что он успел всем надоесть. Изменение трамвайных условий мне совершенно не нравится. Адмирал составит себе самое неприличное мнение о нас, но местные члены не придают этому значения. Мне совестно менять проект концессии, так как мы представили адмиралу черновик, и он на него согласился.

4 января. Дело с котлом "Фицнер и Гампер" оказалось хуже, чем мы ожидали. У него в шов была вставлена клинообразная латка, которая была замазана, а теперь выгорела и выпала. Надо переменить лист на котле за счет "Фицнера". Показал это место Деннеке, тот возмущался, и мы согласились пригласить инженера Радзиминского от "Фицнера", и составить протокол осмотра котла. Наш жилой дом спешно штукатурится. Задержка за стеклами, которые высланы 12 декабря, но еще не пришли. Водокачка подошла под карниз. Переменили расположение труб на водокачке и иначе разместили насосы, в зависимости от будущего расширения [электро]станции. Был у Медведева, долго с ним беседовал. К нам положительно слишком много народу ходит, масса времени уходит на разговоры. Некогда писать письма. Тем более что стенографистка больна, и приходится писать черновики самому.

5 января. На Биби-Эйбате уже подвигают цилиндры на [поршневые] паровые машины, так что сразу получился другой вид. Станина для распределительного щита еще не пришла, хотя отправлена большой скоростью. Теперь большинство окон в котельном [здании] уже застеклено, стало много темнее и уютнее. В Белом городе второй скандал с Харьковским. Упала большая стрела, которой подымают стропила. К счастью, никого не убила, только сильно погнула одну стропилину, которая прошлый раз уцелела. Подымается норд с дождем и снегом. Хорошо, что перед праздником: все равно работы будут почти стоять на Крещенье.

8 января. Пришла часть железной рамы для щита Бейбата, шла 20 дней большой (!) скоростью. Сборка машин идет очень успешно. Пожалуй, машины будут готовы раньше котлов. Торопим инженера от "Фицнера" с трубопроводом. Пришли водоочиститель и опреснитель для Бейбата.

9 января. Встретил на Бейбате Тагиева, который в первый раз был там. Ему понравилась [электро]станция. На второй машине тоже уже поставлены цилиндры, так что получилась довольно внушительная картина. Одна динамо тоже окончательно установлена, и будет завтра заливаться на фундаменте. В Белом городе все еще уныние. Дождь льет сегодня прямо в машинное здание. Кровля на фонаре еще не настлана, так как работы по клепке стропил еще не кончены, и вода попадает на кран, так что моторы под брезентами, и в них нельзя пустить ток. Прибыли части первой большой динамо, но снять их пришлось без крана именно из-за сырости моторов, которых даже просушить нельзя, пока не будет крыша. Составил сравнительные сметы для Бакинского нефтяного общества. Строительное отделение, вернее Буйнов, начинает к нам придираться, никак не можем получить толкового ответа насчет телефонов по промыслам. Получили официальное уведомление от "Фицнер и Гампер", что котлы готовы к гидравлической пробе (вместо 15-го ноября!). 4-я паровая машина "Бурмейстера" давно прибыла в Батум. Но ее обещают отправить оттуда только через неделю, положительно на Батум не следует ничего посылать.

Ссылки:

  • Бакинский дневник Р.Э. Классона (1900-1902 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»