Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский дневник Р.Э. Классона17 Ноябрь-декабрь 1900

27 ноября. Совершили пеший переход из Белого города в Сабунчи, во главе с землемером Государственных имуществ г. Дмитриевым. Мартини шел в сопровождении одного из многочисленных Рекачей и нового инженера. Линия провешена абсолютно прямая и отмечена красными кольями. В общем, она расположена очень благоприятно. Только в начале, у Белогородской [электро]станции она пересекает строящийся Манташевский амбар на 6 миллионов пудов мазута и в конце пересекает линию "Апшерона", у "Нобелевских" амбаров. Решили сдвинуть всю линию к востоку метров на 40, тогда сокращаются конечные кабельные куски, и экономия получается очень значительная. Мартини насилу дошел, и весь обливался потом, несмотря на ветер и мелкий дождь. Распределительные будки расположатся очень удачно, как раз на двух холмах, которые делят линию на три части (почти равные). Будки надо скоро начать строить, чтобы было, куда складывать материалы. Наш подрядчик Гаджи-Алиджан предлагает взять на себя охрану линии. И это очень хорошо будет, потому что он очень популярен среди окружных жителей, и никто не станет ему противодействовать.

28 ноября. Ездили с А.М. Фейгль на Биби-Эйбат и присутствовали при пробе крана 10-ю тоннами. Он смотрел на наш знаменитый бетонный забор, который должен произвести сенсацию, так как он на 50% дешевле самого скверного бакинского забора из извести и из рваного камня, и притом в четыре раза тоньше, так что места почти не занимает.

1 декабря. На Биби-Эйбате кончают крышу и кровлю, уралит немного отстал, очень скользко и по доскам трудно ходить. Монтер Металлического завода молодец, не то что позорная публика от [харьковского] Паровозного. Прибыли три рамы от машин "Бурмейстера", ездил на вокзал смотреть, как их разгружают. Противно смотреть на бестолочь, которая царит на вокзале, разгрузка идет египетским способом, без кранов, даже без домкратов. Валы страшно заржавели, видно, что машины лежали год под дождем. Получил от управления Совета съезда разрешение проехать с машинами по шоссе, по которому еще не открыто движение. И рама вчера поехала на 8-ми четверках, но, увы, по дороге застряла, так как шоссе сделано с таким горбом, что разъехаться встречным грузам, без риска съехать в канаву, очень мудрено, и это как раз случилось. Пришлось распрячь лошадей, и оставить раму на ночь. На Биби-Эйбате работа кипит во всех углах. Вечером было заседание [Бакинских членов Правления], решено все-таки строить коммерческий дом, несмотря на 75000 р. Я бы предпочел возить коммерсантов в Белый город на пароходе. Я боюсь, что клерки будут постоянно лезть на [электро]станцию, это вредит дисциплине. Впрочем, в крайнем случае, их можно будет не пускать без провожатых.

2 декабря. Доставили две рамы на Биби-Эйбат. Пришло сразу 7 вагонов кабелей для Биби-Эйбата. Нашлась решетка для котлов. Крановой монтер так возмущается медленностью и идиотизмом Страсбургера, что Деннеке его с трудом сдерживает от какой-нибудь грубой выходки по адресу Страсбургера, которой тот, впрочем, вполне заслужил. Кран совсем готов, но его нельзя пускать в ход потому, что моторы промокли, и их надо высушить, а без крыши этого нельзя сделать. Решили покрыть кровлей один угол машинного здания и поставить туда кран, и просушить моторы жаровнями, а затем током низкого напряжения. По участку ведется канализация. Пожарный трубопровод тоже заканчивается. Сад принимает некоторый вид, деревья уже рассаживают. Кажется, мы сделали довольно удачный выбор с садовником, он очень много работает и совершенно погружен в свой сад. Единственный недостаток - ужасно много говорит, так что от него все убегают. Пристань вышла далеко в море, и теперь забивают голову из толстых свай. Выходит довольно неостроумно: две пристани будут, а парохода, для которого они строились, нет!

4 декабря. Монтер в Белом городе вчера не работал. Сегодня пьян, не стоит на ногах. Но все-таки он, вероятно, довольно опытный монтер, потому что еще ни разу не свалился. Несмотря на то, что очень часто не может стоять, не прислонившись к чему-нибудь. Погода все время стоит ясная и теплая - +5-80 Р.*, а солнце даже немного печет. Проклятые стропила приводят положительно в отчаяние. Буринов, который каждый день видит это безобразие, впал в "стропильное помешательство". Если не удастся сорвать хоть неустойку с завода, то будет совсем скверно. Обсуждали вопрос о перенесении конторы в Белый город. Борнштейн говорит, что многие служащие не захотят переезжать в Белый город, где они будут скучать. А некоторым холостякам даже прямо невыгодно, так как они живут в семьях и платят очень мало за квартиру. Вообще это вопрос трудный, и удовлетворительного разрешения мы еще не нашли.

5 декабря. Ездил с Фейглем к адмиралу. Адмирал был любезен, но по трамвайному вопросу он, по-видимому, впал в апатию. Что и неудивительно, так как сначала одно О-во кормило его обещаниями, а теперь - другое. Результаты же пока более чем сомнительны. Он рассказал нам любопытные эпизоды из недавнего путешествия Персидского Шаха, и затем сказал, что пересмотрит наше заявление, а тем временем может быть получится ответ от Бакинского Электрического О-ва, которое благоразумно молчит. После того я был у Шапошникова, чтобы просить разрешения проложить кабели по бечевнику. Шапошников был сверх ожидания любезен, интересовался ходом построек и даже изъявил желание посмотреть Биби-Эйбатскую [электро]станцию.

7 декабря. Был в Сабунчах с Фейглем и Ленером. На наших постройках дело идет ладно, только за железными балками задержка на самой распределительной [под]станции. Делают шоссе по участку очень дешевое, так как мы купили строительный щебень от строящегося рядом с нами собора, и из него делаем шоссе. Затем поехали в Забрат на [электро]станцию Каспийско-Черноморского О-ва. Там работы подвинулись довольно значительно, но все-таки я надеюсь, что мы их нагоним Биби- Эйбатской [электро]станцией. У них газомоторы собираются, и валы пришабрены. Динамо еще не собраны, щит тоже не собирается. Газовый завод вчерне закончили, и я совершенно убежден, что первоначальное оборудование газовой [электро]станции стоило дороже эквивалентной по мощности паровой станции. Дорога в Балаханы очень скверная - Фейгль долго не мог перевезти из Белого города в Балаханы 5 котлов, которые изготовлены в его Белогородских мастерских. Теперь, наконец, нашлись перевозчики, но за 5 котлов взяли 2500 р.

8 декабря. На Биби-Эйбате работа идет во всех концах. Устанавливают рамы для трех паровых машин. Большое окно с каждым днем все нужнее, все простуживаются благодаря сквознякам. Кабели идут теперь большими количествами, скоро вся завалка моря будет ими занята. Вечером был в комиссии. В Белом городе производилась проба крана грузом в 1500 пуд.; завтра официальная проба. Заложили третий фундамент под 1000-сильную машину. Харьковские стропила идут по-прежнему плохо. В котельном [здании] ставят вторую ферму, в машинном ставят ветровые связи и фонарь, крыть деревом все еще нельзя.

9 декабря. Поехал в Белый город для испытания крана, но ничего не вышло - пошел дождь, и нельзя было пустить ток в моторы, не рискуя попортить их изоляцию, так как для этого пришлось бы снять брезенты. Осмотрел в деталях кран и дал монтеру Мюнстерману 100 р., которые он вполне заслужил, так как работал при самых тяжелых условиях. Хотя имел полное право отказаться от сборки, пока не будет готова вся крыша. Пришлось ограничиться вчерашней пробой, и даже нельзя было снять фотографии. Водокачка теперь далеко подвинулась. Главная и самая трудная работа в воде уже сделана, теперь пойдет быстро. Пристань скоро кончится. Сад подвигается успешно. Сделали посредине бетонный бассейн для опресненной воды, чтобы насыщать ее воздухом, без чего она непригодна для питья. Приехал монтер от "Бабкока". Но ему придется подождать несколько дней, пока подымут и скрепят еще несколько ферм в котельном. Был Мартини и заявил, что он едет в Ригу, и что его Правление телеграфировало ему, чтобы и от нас кто-нибудь приехал. На вопрос "зачем" он не мог ничего ответить. И я ему заявил, что по такому нелепому приглашению никто не может поехать, и что я считаю его личную поездку не только бесполезной, но даже вредной с точки зрения "Электрической Силы". Он, видимо, был чем-то угнетен. Вероятно, в Петербурге что-нибудь произошло.

10 декабря. Сидим в конторе и занимаемся тарифами и городским освещением. Из города толку не будет, лучше всего перепродать городское освещение, если найдется глупый покупатель. Получили новый проект воздушной линии от Дмитриева, с нанесением предполагаемой кабельной и воздушной проводки.

12 декабря. Был у Гаврилова, подал ему чертеж выключателя и трансформаторных будок. Гаврилов очень интересовался ходом работ на Биби-Эйбате. Ленер добывает места под трансформаторные [под]станции и довольно успешно.

13 декабря. Ругались в Белом городе со Страсбургером - вот идиот. Окна в Белом городе очень нужны (с северной стороны), боковые вставлены и почти все застеклены. Наш жилой дом опять вступил в быстрый фазис. Штукатурные работы переданы по рекомендации Фейгля итальянцу Флоранси, и тот поставил очень много народу, человек 25. Фундамент третьей машины "Този" успешно подвигается. Тагиев болен, нельзя составить заседания Правления. И адмирал, вероятно, составит себе странное мнение о нас, так как мы постоянно оттягиваем дело с трамваем. Мартини уехал, хотя я ему сказал, что получил письмо Правления, в котором нам предлагается столковаться относительно совместной поездки в Петербург, а вовсе не в Ригу, как он раньше говорил.

Ссылки:

  • Бакинский дневник Р.Э. Классона (1900-1902 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»