Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский дневник Р.Э. Классона03 Апрель 1900

15 апреля. Был у Горного инженера Гаврилова - любезен, как и раньше. Обещал разрешить постройку [электро]станции даже без фасадов ввиду того, что мы их от "Сименса" не скоро получим. Оказывается, Гукасов не прав, уверяя, что мы можем обойтись вовсе без Шапошникова. Ему надо подать прошение об отводе в натуре участка и о заключении с нами арендного договора, хотя бы на один год. Министерское разрешение Гаврилов тоже считает совершенно достаточной гарантией. В Белом городе работы сегодня идут вяло - норд , на дальних постройках нельзя глаза открыть. Работы прекратили рано. Купили необходимую мебель для конторки и часть в счет будущих квартир Языкова и Стюфа, которые на следующей неделе переселятся на участок. Грунтовая вода почти пресная сверху, внизу она, кажется, более соленая. Кладка идет пока на грунтовой воде, но, пожалуй, скоро не хватит ее. Решили проложить временный трубопровод к морю. Уехал Маслов. Пагельсон тоже благополучно отбыл!

16 апреля. Делали пробу цемента тремя сортами на участке Белый город. Везде свои тонкости, однако ждать нельзя. Каменщики-татары кладут кирпич очень неравномерно****.

17 апреля. Был Шестаков , управляющий "Гефеста" , продал нам за 500 руб. два деревянных сарая на нашем участке. Мы их приспособим под казармы для рабочих, благо они стоят как раз на месте. Подготовляем прошения в [Управление] Государственных Имуществ и в Горный округ о Биби-Эйбате. Получили телеграмму от Герасимова, ответ отложен до четверга. Был Гититс , управляющий Гукасова: требует возобновления контракта в Балаханах, мы должны согласиться на его условия. Отложили до возвращения Фейгля из Тифлиса. Должны были сделать ему уступку в тарифе [за электричество] на его личную квартиру. Говорил с Гольдлюстом об экспедиции Батум - Белый город. Выписали из Москвы стенографистку (100 руб. [в месяц]), послали ей на переезд 150 руб.

18 апреля. Получили от начальника дистанции возражение пересечь железную дорогу воздушными проводами. Получили чертежи от AEG с исправленными размерами (зеленые цифры), шли две недели из Берлина. Был у Гукасова, просил его поехать со мной к Шапошникову. Поехали. Шапошников совершенный иезуит, всячески доказывал, что тут масса препятствий. Что участок отойдет к Морскому ведомству. Затем, что тут будут бурить (!). Затем, что о том же хлопочет какое-то Петербургское Электрическое общество, но не наше. Затем, что "Гефест" имеет весь участок в годичной аренде (аренда кончилась) и т.д. без конца. В общем, он ничего путного не сказал. Подали в Горный округ прошение о разрешении строить [электро]станцию, обещали скоро дать. Подали в Губернское Управление на утверждение чертежи мастерской (она уже из земли выходит!), чертил ее Тургенев безобразно долго и очень скверно, в общем. На участке Белый город работы пошли опять очень быстро. Татары ведут постройку очень быстрым темпом. Сарумов отстает. Среднюю стену вывели до ординаты +3,1 м от уровня пола подвала машинного здания, и здесь пока остановили ее. Прокладывается трубопровод из моря, и роется большой колодезь у котлов. Приехал А.М. Фейгль , говорил с Акоронко* в Тифлисе о ветке, препятствий не будет. О [железнодорожном] переезде Фейгль забыл переговорить, придется завтра с Унановым переговорить.

19 апреля. Получили через полицию запрос из Строительного отдела Губернского Управления относительно дополнений к нашему проекту. Были с Фейглем у Унанова, получили от него разрешение на переезд через Манташевскую ветку. Опять обещал уплатить деньги (в четвертый раз!). Свез разрешение путейцу. Тот опять на все согласился, как и обещал приступить к разбивке полотна (в третий раз!). Может быть, теперь дело подвинется, так как я ему передал разговор Фейгля и Акоронко в Тифлисе. Устраиваем льготное освещение у Горного инженера [Гаврилова]. Получили от Горного инженера разрешение на воздушную линию Белый город - Балаханы. В Балаханах бензиномотор застопорил, лопнула крышка цилиндра. Послал Стюфа исправить.

20 апреля. Был в Балаханах, бензиномотор временно, наскоро заплатали. Проработал ночь, завтра будут латать основательно ? красной медью. Повез Бардского** на наши постройки в Белом городе. Он вполне убедился в превосходстве нашей цементной кладки перед его известковой и сам решил перейти на цемент. Он дал несколько указаний относительно кладки. Получили разрешение от Горного инженера [Гаврилова] на возведение зданий [ электро]станции Биби-Эйбата , под условие что Государственные имущества дадут в аренду участок. Прошение подали только третьего дня - рекорд! Узнали частным образом, что Шапошников сделал резолюцию на нашем прошении об отводе нам только нижнего участка. Не будем теперь протестовать, чтобы не задержать решение первого вопроса, а потом заявим требование и на верхний. Получили отказ от Герасимова, написали в Правление о[б архитекторе] Когновицком. На Биби-Эйбате начали перестраивать бывший сарай "Гефеста" под временные бараки для рабочих. Предоставим Фейглю выбрать подрядчиков для Биби-Эйбата, он соединит обоих конкурентов и отдаст им вместе работу. Начата кладка фундамента фасадной стены машинного здания в Белом городе.

21 апреля. Начата настилка шоссе камнем в Белом городе.

22 апреля. Приехал инженер Блеккер от "Сименс и Гальске" и привез чертежи. Но очевидно, что фирма не имеет понятия о том, что такое строительные чертежи. Придется здесь их делать, на присланных чертежах указаны только размеры зданий, никаких деталей нет. Были с Блеккером на Баилове*, там землекопы начали планировать нижний участок. С подрядчиками Сосновичем и Касумовым вышли неожиданные затруднения из-за фасадов, обратился к Тагиеву за выяснением вопросов. Разговаривали с Когновицким, гениальности в нем кажется мало. Пришла первая партия мебели для моей квартиры.

23 апреля (воскресенье). Получили Высочайшее разрешение арендовать участок Биби-Эйбата, 58. Выясняли с Блеккером некоторые детали [электро]станции, вопросов еще масса.

24 апреля. Ездили с Фейглем к Тагиеву, не застали. Отложили решение вопросов с подрядчиками до завтрашнего дня. Ездил с Когновицким на постройки в Белом городе, чтобы он вник в работу. Он запросил 400 руб. в месяц за ведение работ на Биби-Эйбате, много! Фейгль советует сказать, что мы телеграфировали в Правление и что оттуда получен ответ, что Правление не согласно платить 400 руб., будем торговаться. Был объездчик Государственных Имуществ, спрашивал, на каком основании мы работаем на участке Биби-Эйбат, 58. Показали ему телеграмму, он был поражен. Долго совещались с Фейглем, как бы получше разыграть телеграмму против Шапошникова, решили завтра съездить сперва к Горному инженеру [Гаврилову]. Написал Вольшке , чтобы возвращался, мы напрасно так затягиваем подачу электрической части проекта. Был Буйнов, привез фасады Белогородской [электро]станции - сверх всякого ожидания, они нам чрезвычайно понравились, просто и монументально. Обещал в скором времени (?!) представить проект нашего жилого дома и утвердить проект мастерской, в ней уже выводятся окна! Начали рыть фундамент для 2-й [дымовой] трубы (южной) в Белом городе. Открыт переезд (железнодорожный) в Белом городе.

25 апреля. Были с Фейглем у Гаврилова. Советовал телеграфировать в Петербург, чтобы Шапошникову оттуда предписали отвести нам участок. Поехали вместе к адмиралу. Принял хорошо, Фейгль необыкновенно ловко упомянул о передаче работ Когновицкому. Адмирал размяк, дорогу разрешил сразу. Сам пошел с нами на участок, по дороге захватил полковника Веселаго**, оба возмущались стеной [завода] Митрофанова и ругали Шапошникова (Гаврилов, впрочем, тоже ругал Шапошникова!), тот и им не отвечает на письма. Оказывается, что верхняя площадка обещана Морскому министерству и притом тоже 2200 кв. сажен, интересно как разрешится вопрос о верхнем участке. Впрочем, адмирал обещал нам обменять уже предназначенный для нас на горе участок на этот. Поехали к Тагиеву, тот опять поднял "известный вопрос"; скучно! Цены подрядчиков нашел высокими, также как и мы сами. Впрочем, сказал, что больше 85 руб. за куб. сажень давать нельзя, так мы и передали подрядчикам. "Гольдлюст" [из Ростова-на-Дону] застопорил доставку цемента. Не хватило запаса, обратились к Новороссийскому цементу ["Кайзера"], еще выгоднее для нас - бочка на 50 коп. дешевле чем у "Гольдлюста". Манташев опять не уплатил, хотя обещал платить завтра, но уже никто этому не верит. Пришла партия мебели в целости, но с молью. Выяснили бухгалтерские заказы формуляров и бланков. В ночь была гроза, громоотводы значит необходимы***.

26 апреля. На участке Белый город работы идут медленнее, чем хотелось бы - татарские праздники, а также задерживает белый камень (для казарм). Идет бесконечная торговля с подрядчиками для Биби-Эйбата, которые, уверившись, что А.М. Фейгль обещал им работы, повысили цены. Но мы их опять сбили, обратившись к Тагиевским татарам. Все-таки цены выше, чем в Белом городе - камень дороже. Был у путейца, опять обещал все сделать!! От Манташева требуется нотариальное разрешение - написали ему. Делали пробу цементов на участке Белый город, лучше всех выдержал Новороссийский цемент - поднял 58 кирпичей при растворе 1 часть цемента на 3 части песку. Ростовский поднял 47 кирпичей, Геленджик неудачен. Заказали 1000 бочек Новороссийского цемента. Манташев заплатил 4000 руб. после стольких проволочек. Не дали света [предприятию] "Вишау", потребовав предварительно уплаты 3900 руб. Кажется, он сдастся, свет ему нужен.

Ссылки:

  • Бакинский дневник Р.Э. Классона (1900-1902 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»