Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

О ликвидации Общества 1886 г (министр юстиции - в Совет Министров)

(по телефону от нашего корреспондента).

Министром юстиции внесен в совет министров журнал особого совещания, образованного под председательством сенатора И.Е. Ильяшенка о возбужденном московской городской Думой вопросе о ликвидации Общества 1886 г., а также разработанные министерством юстиции, соответственно высказанным в совещании суждениям, проекты законодательных актов, на основании которых должен будет разрешиться вопрос о судьбе Общества 1886 г.

Заключение председателя совещания. Журнал особого совещания по делу сопровождается следующим заключением товарища министра юстиции И.Е. Ильяшенко .

Задачей настоящего совещания, - говорит сенатор Ильяшенко, "является отнюдь не освобождение России от иностранных капиталов, а только вопрос о дальнейшей судьбе Общества электрического освещения 1886 г. Но так как законы не могут издаваться для отдельных случаев, то надлежит выработать закон в общей форме, которая бы распространялась и на Общество 1886 г. Добытый совещанием обширный материал, касающийся деятельности Общества 1886 г., исчерпан и с полной несомненностью свидетельствует о том, что названное Общество хотя и существует по русскому уставу, но до последнего времени фактически руководилось и направлялось из Берлина, чего не отрицал даже представитель Общества 1886 года.

Вполне установлено, что не петроградским правлением Общества, а существующим в Берлине давались распоряжения и указания по всем вообще вопросам как техническим, так и финансового и административного характера, вплоть до таких мелочей как увольнение в отпуск служащих, постройка дома, выгодность присоединения тех или других абонентов и тому подобное. Явление это находит себе основание отнюдь не в естественном желании хозяина иметь присмотр за своими деньгами, а в том, что Общество 1886 года есть не что иное как, выражаясь немецким языком, "Tochter"(дочь) всемогущего германского треста и притом выделенная только на бумаге, в действительности же всецело находящаяся под родительской властью своей матери.

Германский трест путем организации целого ряда подчиненных и зависящих от него предприятий стремится захватить повсюду в свои руки электротехническую промышлен-ность и, проникнув чрез якобы русское Общество 1886 года и другие, ему подобные, русские Общества, стал полновластным распорядителем и руководителем такой важной отрасли промышленности как электротехника, и получая, таким образом, возможность направлять, вопреки, быть может, видам государства, экономическую жизнь страны в ту или другую сторону по своей исключительной воле и даже оказывать нежелательное влияние на русский рабочий класс. Отсюда очевидна и в мирное время опасность в государственном и экономическом отношениях для страны от электрического Общества 1886 года, являющегося филиальным отделением германского треста.

В военное время опасность такой зависимости усугубляется уже по одному тому, что существующие в России предприятия являются источником денежных средств для врага, что в действительности и случилось. Перед самым началом войны состоялся дополнительный выпуск акций на сумму 10 милл. руб., из коих 9 милл. руб. остались в Берлине. Если даже допустить, что операция выпуска была проведена без участия русских капиталов, то, во всяком случае, остается не опровергнутым факт производства этой операции перед началом войны именно германским трестом, который получил нужные ему деньги, быть может, на военные цели, если и не непосредственно из русских капиталов, то, во всяком случае, под обеспечение оборудованного в России предприятия. В связи с этой операцией приобретает особое значение удостоверенный документально факт уклонения от производства платежей русским Обществом наряду с почти одновременной уплатой крупной суммы Обществу "Электропередача", являющемуся так же филиальным отделением германского треста. Помимо того, в настоящее ужасное время, когда Германией цинично попираются все законы и устои человеческого общежития, никаким образом нельзя отрицать возможности прекращения Обществом 1886 г. доставки энергии. Сейчас несомненно, что электрическое Общество 1886 г., истинным хозяином и полновластным руководителем которого является германский трест, а равно деятельность которого представляется вредной и опасной для государства и экономических интересов России, подлежит закрытию. На государстве лежит долг руководить всей жизнью страны, и в такой отрасли промышленности как электротехника оно обязано вступить на путь самостоятельного, независимого творчества, а не подчиняться воле германского треста.

При таких условиях высказанные в совещании соображения о невозможности закрытия Общества представляются, казалось бы, не осуществленными. Опасение отлива в будущем из России иностранных капиталовложений имеет лишь второстепенное значение, тем более что не подлежит сомнению, что капиталы, преследующие исключительно экономические интересы и потому полезные, несомненно, придут в Россию, учтя выгодность русского рынка при освобождении его от первенствующего значения германских капиталов.

Таким образом, ликвидация Общества 1886 г. не должна повлиять на оказание кредита русской промышленности со стороны английских, французских и тому подобных капиталов. Удержание же либо привлечение в Россию капиталов, преследующие иные цели, а в особенности политические, не нужно. От них следует безотлагательно избавиться. Такие события, которые происходят сейчас в Европе, случаются раз в столетие. И потому следует использовать переживаемую эпоху в целях освобождения русской промышленности от нежелательных капиталов, имея при этом в виду, что принятие предполагаемой меры в связи с чрезвычайными мероприятиями военного времени едва ли может оставить неизгладимый след в мирное время в смысле влияния на приток в Россию ино-странных капиталов. Высказанные же опасения приостановления или перерыва деятельности самого предприятия Общества 1886 г., так же имеющие второстепенное значение, могли бы, казалось, быть вполне устранены в соответствии с указаниями и соображениями по сему предмету военного и морского ведомств.

В пользу возможности передачи предприятий Общества 1886 г., несомненно, говорит и тот факт, что значительное большинство германских городов освободилось от монопольного хозяйничания в городах частных электрических Обществ и взяло электрическую энергию в свои руки, результатом чего и явилась более выгодная и дешевая поставка ее населению. Равным образом не имеется и юридических препятствий, так как в настоящее время отнюдь не предполагается принцип наибольшего благоприятствования иностранным капиталам. Аналогично и каких-либо международных осложнений нельзя, казалось бы, ожидать, так как, с одной стороны, предполагается закрыть Общество, учрежденное по русским законам и являющееся формально русским, а, с другой, не нарушается принцип наибольшего благоприятствования, ибо в проектируемой мере не проводится никакого различия между русскими и иностранными держателями акций.

В заключение надлежит заметить, что если бы при ликвидации доли, принадлежащие акционерам, оказались несоразмерно малыми, то это не могло бы служить основанием к непринятию правительством меры, вызванной целями государственными, но открыло бы разве возможность акционерам нейтральных стран (Швейцарии, например) обратиться к русскому правительству с ходатайством об облегчении их положения.

Проекты министерства юстиции. В проекте министерства юстиции намечаются две категории мероприятий по отношению к Обществу 1886 г. Одна отвечает пожеланиям, высказанным большинством членов совещания, а вторая покоится на мнении меньшинства.

Как известно, большинство членов совещания высказалось за закрытие Общества 1886 г. Сообразно этому министерство намечает следующий путь осуществления этой меры. "В порядке ст. 87-й Основных Государственных Законов должно быть постановлено:

I. Совету министров с Высочайшего соизволения предоставляется:

1) признавать подлежащими закрытию акционерные Общества, действующие на основании утвержденных в империи уставов, с установлением особого, при участии или исключительно правительственных органов или также и представителей общественных учреждений, управления и ликвидации дел Общества в тех случаях, когда действительными руководителями деятельностью Общества являются подданные, товарищества или учреждения воюющих с Россией государств и деятельность их представляется вредной и опасной для государственных либо экономических интересов России, с тем, чтобы при этом права кредиторов акционерных Обществ не были нарушаемы, а интересы акционеров по возможности соблюдались и чтобы нормальный ход предприятий Общества, буде существование данных предприятий признается необходимым, не приостанавливался;

2) устанавливать при изъясненных выше условиях и изложенных основаниях, особенно при участии или исключительно правительственных органов или также представителей общественных учреждений, временное управление делами указанных акционерных Обществ без закрытия их.

II. Те же правила применяются и к товариществам полным либо на вере, зарегистрированным в империи, если в них участвуют в качестве одного или нескольких полных товарищей подданные неприятельских держав или установлено, что деятельность этих Обществ представляется вредной или опасной для государственных или экономических интересов России.

В связи с изданием приведенного закона устанавливаются следующие правила закрытия Общества электрического освещения 1886 г.:

1) Управление делами Общества возлагается на особое, образуемое с этой целью правление; для ликвидации же дел Общества учреждается ликвидационная комиссия.

2) Правление составляется из трех лиц, назначаемых министром внутренних дел по соглашению с министрами военным, морским, финансов, торговли и промышленности, и двух по выбору городских Дум городов Петрограда и Москвы, по одному от каждого, и двух, избираемых правлением Общества электрического освещения из его состава.

3) На означенное правление возлагается безостановочное продолжение деятельности и общее заведывание и управление делами предприятий, причем правление назначает, где считает нужным, директоров- распорядителей Общества 1886 г., либо из вновь приглашаемых лиц.

4) Ликвидационная комиссия учреждается в составе председателя и шести членов, назначаемых министром внутренних дел по соглашению с министрами военным, морским, финансов, торговли и промышленности и юстиции с тем однако, чтобы двое из указанных членов назначались из акционеров Общества.

5) На ликвидационную комиссию в составе лишь членов от правительства возлагается немедленное производство оценки действительной стоимости на ходу предприятия и находящихся в отдельных городах самостоятельных его частей, причем комиссия вправе приглашать для выслушивания объяснений как входящих в ее состав членов из акционеров Общества, так и представителей городских общественных самоуправлений и других лиц.

6) На ликвидационную комиссию в полном ее составе возлагается составление баланса предприятия на день принятия дел Общества, удовлетворение всех кредиторов Общества, независимо от срока их обязательств, и распределение оставшихся сумм между акционерами.

7) Установленная ликвидационной комиссией оценка всего предприятия и его самостоятельных частей доводится до сведения министра внутренних дел и сообщается городским управлениям тех городов, где находятся самостоятельные части предприятия.

8) При желании городов приобрести отдельные самостоятельные, находящиеся в тех городах части предприятия города обязаны заявить о том в ликвидационную комиссию в течение месячного срока получения уведомления об оценке, и в таком случае означенные части предприятия приобретаются городами согласно установленной оценке.

9) При отказе городов от приобретения всех или некоторых самостоятельных частей предприятия право на приобретение таковых согласно оценке переходит к казне.

10) При отказе городов и казны от приобретения всех или некоторых самостоятельных частей предприятия или при отсутствии заявления о желании приобрести таковые - установленные оценки всего предприятия и его самостоятельных частей, оставшихся непроданными, публикуются в газетах.

11) В месячный со дня публикации срок желающие приобрести данное предприятие или его части за цену, не ниже установленной оценкой, обязаны заявить о том ликвидационной комиссии. По истечении сего срока все предприятие либо его самостоятельные части продаются за наивысшую из предложенных цен с сохранением всех условий, заключенных Обществом 1886 г. с подлежащими городами концессионных договоров.

12) При состоявшейся продаже предприятия в целом его составе либо его отдельных самостоятельных частей за цену, не ниже установленной оценкой, или отсутствии в месячный срок заявления о желании приобрести их оставшиеся имущества - предприятие реализуется ликвидационной комиссией на общих основаниях, хотя бы и по вольной цене, в полном объеме или, при невозможности, по частям. При этом в случае продажи предприятия в полном объеме договоры, заключенные Обществом 1886 г. с городами, сохраняют свою силу.

13) Со времени продажи предприятия в полном его объеме либо всех его частей или при несостоявшейся продаже со времени приступа к реализации имущества Общества 1886 г. особое правление передает все делопроизводство ликвидационной комиссии и прекращает свою деятельность, после чего Общество признается закрытым".

Второй проект министерства юстиции, отвечающий пожеланию меньшинства членов особого совещания, состоит всего из одного пункта, предусматривающего установление особого надзора за деятельностью Общества 1886 года путем назначения в состав правления этого Общества представителей правительства и городских общественных правлений Петрограда и Москвы. "Русские Ведомости", 18 февраля 1915 г.

Ссылки:

  • БОРЬБА МОСКОВСКОЙ ДУМЫ С "ОБЩЕСТВОМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОСВЕЩЕНИЯ 1886 г"
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»