Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Автор долго мучился над названием очерка о В.П. Некрасове

Автор долго мучился над названием этого очерка, да и над его содержанием тоже. Начал с пафосного "Виктор Некрасов: путь на Голгофу" и "скатился" потом к - "Виктор Некрасов в жизни". Но, в конце концов, остановился на данном заголовке. Дело в том, что до сих пор нет цельного, подробного описания "линии жизни" нашего последнего героя. Да, имеются многочисленные воспоминания о В.П. Некрасове, но они весьма обрывочны с точки зрения отмеченного критерия и, к тому же, односторонни - весьма хвалебны.

В 2001-м в Киеве вышло подобие биографии, написанное Юрием Виленским : "Виктор Некрасов. Портрет жизни (художественно-документальное издание)". И лично знакомый с писателем Владлен Кузнецов (хотя и младше его на двадцать лет) в своем предисловии к этой книге признал упомянутый факт:

"О человеке с мировым именем и кристальным душевным обликом на протяжении нескольких десятилетий не было написано ни единого обобщающего, систематизированного произведения. Отдельных фраз, статей, отзывов, литературоведческих опусов, биографических заметок, сексотских доносов, эпистолярных страничек, пафосных инвектив, восторженных панегириков, государственных бумаг, юбилейных и надгробных речей, глав и абзацев в мемуарах друзей и врагов - великое множество. А чего-то наподобие добротной книги из серии "Жизнь замечательных людей" - нет, вернее, как на мой вкус, не было до выхода в свет работы Юрия Виленского".

Что касается "кристального душевного облика" "человека с мировым именем", то мы уже несколько подпортили оный в очерке "Софья Мотовилова - "семейная связь" , но лишь для его более объективного представления. В то же время и "добротная книга" "Виктор Некрасов. Портрет жизни" представляет собой, на наш пристрастный взгляд, не более чем беллетризованное произведение, основанное на цитировании трудов писателя и, опять же, на уже опубликованных воспоминаниях. В частности Ю. Виленский упоминает сборник "Написано карандашом", подготовленный Михаилом Пархомовым и выпущенный издательством "Украинский письменник" в 1992 году. Михаил Ноевич Клигерман , печатавшийся под псевдонимом Пархомов, был одним из хороших знакомых В.П. Некрасова: "Все четверо - Виктор Некрасов , Леонид Волынский , Николай Дубов и Михаил Пархомов - жили в Киеве . Они начали печататься почти одновременно, были почти одного возраста - сорокалетние, назывались "Киевской школой современной русской прозы". Сдружились и чаще всего собирались дома именно у Пархомова - самого молодого. Даже главной темой большинства их произведений была война" (из "Киевских ведомостей" от 22 сентября 2005 г.)

Ю. Виленский упоминал и о том, что участник сборника "Написано карандашом", киевский корреспондент "Литературной газеты" Григорий Кипнис (псевдоним - К. Григорьев ) в 1993-м отправился в Париж за архивом писателя. После переговоров с пасынком В.П. Некрасова, профессором Сорбонны Виктором Кондыревым архив удалось вывезти, и теперь он хранится в ЦГИАМ (Центральном Государственном музее-архиве) литературы и искусства Украины. Правда, в скором времени Г.И. Кипнис умер, и это печальное обстоятельство не позволило ему поработать над документами и опубликовать на их основе достоверную биографию В.П. Некрасова.

С выхода книги "Виктор Некрасов. Портрет жизни" прошло восемь лет. И тут в Москве была издана, в 2009-м, совсем уж убогая книжонка Николая Надеждина "Виктор Некрасов. Этот чудесный: саперлипопет" . Богатейшая биография писателя уместилась на девяноста страничках формата А5! При этом автор, похоже, старательно переписал некоторые недостоверные мифы из книги Ю. Виленского. Но это уже совсем другой жанр: "писа-тель" Надеждин к тому времени наваял две сотни подобных "Неформальных биографий": от Коко Шанель до Поля Брэгга!

В общем, автор, после таких "биографий" решил, не выходя за рамки уже обозначенных "биографических очерков", написать этот очерк, основываясь большей частью на вывезенном из Лозанны архиве В.Н. Ульяновой и Н.А. Ульянова (ф. 786 отдела рукописей РГБ) и архиве Классонов (ф. 9508 РГАЭ). И опровергнуть некоторые явные легенды и литературные вымыслы "биографов". Надеюсь, что мой нелегкий труд использует будущий, профессиональный биограф В.П. Некрасова.

С другой стороны, этого героя мы включили в мотовиловское древо хотя бы по тем основаниям, что В.П. Некрасов уже в шесть лет потерял отца (да и до этого практически не видел его) и воспитывался бабушкой, матерью и теткой, имеющими мотовиловские корни. В своих произведениях он постоянно возвращался к этим корням, не имея, похоже, в то же время никакого представления о происхождении отца.

Фото (класс) Бабушка Алина Антоновна Итак, данный очерк получил название "Виктор Некрасов в разных измерениях". Конечно, необходимо будет упомянуть в нем и погибшего в гражданскую войну старшего брата Николая , судя по всему, более талантливого, чем Виктор, а также опять-таки процитировать письма Алины Антоновны в Лозанну (в части, более относящейся к ее "любимому внуку").

Забавно признание С.Н. Мотовиловой: И.Р. Классону "Вам можно писать о Вике? Это мой любимый sujet de conversation ("Сюжет для разговора"). Мне говорят мои знакомые старухи: "Это Ваш племянник, вам интересно, а нам не интересно". А Вам можно о нем писать?" А с сестрой Верой Николаевной за год до смерти поделилась: "Ах, сколько интересных данных я могла бы дать Викиному будущему биографу! Идиоты те, которые этого не понимают, а я же скоро умру. А так будет всякое вранье!".

Мы не будем далее отдельно идентифицировать, за редкими исключениями, письма Софьи Николаевны сестре в Лозанну и И.Р. Классону в Москву - это примерно одни и те же впечатления и реминисценции "биографа", лишь кое- где эти адресаты всплывают, по обращениям соответственно на "ты" и "Вы".

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»