Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Катастрофа с топливом на Московских электростанциях март 1922

Письмо Управления МОГЭС в Совет Труда и Обороны 31 марта 1922 г. Препровождая при сем выписку из протокола заседания Управления МОГЭС от 23-го марта с/г., Управление обращает особое внимание СТО на возможную остановку 1-й и Трамвайной Московских Электрических Станций из-за недостатка топлива, имеющегося в данное время в распоряжении указанных Электростанций. Обе Электростанции находятся исключительно на жидком топливе. Весь остаток нефтетоплива в Москве на 30-ое марта равен 300 000 пуд., при суточном расходе обеих Электростанций в 20 000 пудов, т.е. Электростанции обеспечены топливом до 10-12 Апреля, причем, необходимо отметить, что в Феврале и Марте месяце было сожжено под котлами, чтобы не остановить Электростанции, 200 000 пудов керосина. Такое обеспечение топливом Московских Электростанций, имеющих чрезвычайно важное государственное значение и в экономическом и даже в политическом отношении ни в коем случае нельзя признать удовлетворительным и нужны самые срочные меры к тому, чтобы обеспечить Электростанции топливом в количестве до 600 000 пудов, из расчета, что новая партия подвезется в Московский район к 1-му Июня, и тем самым избежать приостановки работы Электростанций.

Какие же причины привели Московские Электростанции к столь тяжелому топливному кризису? Причина по мнению Управления одна: Московские Электростанции, подошедшие к зимнему сезону с запасом топлива в 2 000 000 пудов, с установлением новой экономической политики стали для ГУТа не такими предприятиями, которые надо спасать при всяких обстоятельствах, как это было всегда до сего времени, а предприятиями, пожирающими громадное количество топлива без всякого смысла, как бы для своего собственного удовольствия. Начиная с Января месяца наряды на нефтетопливо даются ГУТом из таких пунктов налива, как то: Царицын, Саратов, Батраки - откуда доставить топливо при топливном голоде всех железных дорог заведомо считалось невозможным. Наряды выполнялись в размере 30-50% от заданий и, кроме того, железные дороги реквизировали топливо в большом количестве в пути следования. Из ближайших пунктов налива за Электростанциями была забронирована только Рязань, на которую сейчас же вслед за забронировкой стали выдаваться наряды и для Казанской жел. дороги, и для Москвотопа, и даже для Московского Районного Нефтяного Комитета и друг. В конце Февраля месяца, когда положение с нефтетопливом Электростанций надо было уже признать очень тяжелым в течение 3-4 недель, по распоряжению ГУТа производились реквизиции всего топлива, приходящего в адрес Электростанций и, когда Электростанциям грозила остановка, Управление принуждено было доказывать ГУТу невозможность остановки Электростанций и вымаливать разрешение на отпуск керосина. В дальнейшем такое положение вещей не может быть терпимо и необходимо признать одно из двух: или Московские Электростанции являются предприятиями, не имеющими государственного значения, остановка их не грозит неприятными последствиями и тогда политика ГУТа по отношению их вполне правильная, или Электростанции работ прекращать не могут и Гут обязан приходить им на помощь всеми средствами, имеющимися в их распоряжении. В таком случае необходимо:

1) обязать ГУТ выдать наряды на погрузку нефтетоплива для Московских Электрических Станций из ближайших мест налива, как то: Рязань, Н.Новгород, Кинешма и друг. С условием погрузки наравне с железными дорогами и в первую очередь перед всеми другими потребителями;

2) обязать ГУТ производить без всякой задержки перекачку в нефтехранилища Электростанций со складов МРНК всего количества нефтетоплива, приходящего в Москву в адрес Московских электростанций;

3) обязать НКПС обеспечивать пункты налива для Московских Электростанций достаточным количеством порожняка и категорически запретить реквизиции нефтетоплива, идущего в адрес Московских Электростанций;

4) обязать ГУТ передавать Московским Электростанциям полностью все топливо, приходящее в адрес Московских Электростанций;

5) признать 150 000 пудов минимальным количеством нефтетоплива, которое должно быть в распоряжении Электростанций. В случае падения запасов топлива ниже указанного количества обязать ГУТ передавать Московским Электростанциям соответствующее количество керосина с освобождением его от акциза, как идущего на отопительные цели;

6) обязать ГУТ отпускать для Электростанций Московского Района топливо бесплатно до того времени, когда СТО предоставит оборотные средства МОГЭС-у, согласно его ходатайству, так как МОГЭС при настоящих условиях совершенно не имеет возможности оплачивать требующееся для него топливо. О введении указанных мероприятий и ходатайствует Управление МОГЭС. Выписка из протокола заседания МОГЭС 23 Марта 1922 г.

Слушали: 3) По вопросу о перекачке нефти на 1-ую и Трамвайную Государственные Электрические Станции со складов Московского Районного Нефтяного Комитета.

Постановили:

3) Принимая во внимание, что

1) перекачка нефтетоплива в хранилища Электростанций Московским Районным Нефтяным Комитетом производится весьма неудовлетворительно,

2) запасы топлива на 23-е Марта упали на 1-й М.Г.Э.С. до 109 000 пудов при суточном сжигании от 16 до 20 000 пудов и на Трамвайной Электростанции до 12 500 пуд. при суточном сжигании до 2 500 пуд., между тем как на складах М.Р.Н.К. топ-лива имеется до 300 000 пудов и

3) в дальнейшем запасы нефтетоплива в нефтехранилищах Электростанций могут уменьшиться ещё в большей степени как от неудовлетворительной перекачки, так и вообще от недостатка топлива - считать 50 000 пудов для 1-й М.Г.Э.С. и 8 000 для Т.Э. тем минимумом, который должен остаться в нефтехранилищах неприкосновенным в предупреждение замораживания Электростанций и довести до све-дения СТО, Президиума ВСНХ, Президиума М.С.Р. и К.Д. и ГУТа, что

1) при наличии на 1-й и Трамвайной М.Г.Э. Станциях указанного количества топлива работа Электростанций по подаче электрической энергии в городскую сеть должна будет прекратиться и

2) работа Симоновского и Лизинского складов М.Р.Н.К. по перекачке нефтетоплива на Электростанции не поставлена на должную работу, благодаря чему Московские Электростанции в течение последних двух месяцев неоднократно были под угрозой остановки, при наличии на складах М.Р.Н.К. значительных запасов нефтетоплива. ГАРФ, ф. 130 (Совнаркома)

Ссылки:

  • ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РОССИИ ДО И ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ
  • ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ ПРИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (ДО 30-х гг)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»