Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Карпачева С.М. командировка в УФУ

К Ленинграду подходили немцы, сажевый завод в Лигове пришлось закрыть (позднее в больших металлических печах-цилиндрах этого завода немцы устроили огневые точки). В стране теперь оставался только один сажевый завод, и надо было срочно искать место для нового.

В начале августа меня вызвали в Наркомат резиновой промышленности и предложили срочно подыскать место для нового сажевого завода на Урале, около Уфы или Стерлитамака. Для этого была создана комиссия, куда, кроме меня, включили экономиста Р., очень самоуверенного мужчину средних лет, и проектировщика М. - худого скромного белобилетника лет сорока. Поскольку ехать надо было срочно, рекомендовали лететь до Казани самолетом, а дальше добираться поездом.

Доехав до Внукова, пересели на "кукушку", а потом еще тащились пешком до аэродрома километра три. Мы взяли немного консервов, хлеба и минимум одежды, но и это кое-что весило. Добравшись до касс и получив билеты по правительственным командировочным удостоверениям, мы выбрались на летное поле. Нас провели к четырехместному самолету. Там позади пилотской кабины было по два кресла с каждой стороны, так что пассажиры сидели лицом друг к другу. Одно из мест заняла молодая женщина, которой предстояло с несколькими пересадками добираться до Сталинграда, куда был эвакуирован ее сынишка. В тот момент никто не мог и предположить, что ее ждет в Сталинграде! Наш самолет летел на высоте около трехсот метров. Трясло беспощадно. Пилот выходил из кабины и с жалостью посматривал на женщин. Но мы выдержали, а вот самоуверенного Р. укачало так, что в Пензе, где мы сделали остановку для ночевки, он еле выполз из самолета. До Казани долетели вполне спокойно. Нас встретил представитель наркомата, отвел в столовую, устроил на ночь, хотя это было очень непросто - город был переполнен эвакуированными. Наутро мы втиснулись в бесплацкартный поезд до Уфы, куда тащились еще два дня. С нами ехала молодая хорошенькая киевлянка, которая с ужасом рассказывала, как их спешно эвакуировали из Киева, как многие люди пешком уходили из города. Я слушала и думала, что в Москве такого никогда не произойдет. Мы проезжали мимо больших городов, где привокзальные площади были заполнены беженцами с измученными и грязными лицами. Люди спали прямо на камнях, с рюкзаками, мешками, корзинками, в рваной обуви... Это продолжалась эвакуация из европейской части страны в спасительную Сибирь, на Урал, где не бомбили. В Уфе не было затемнения. Людей было много, они ходили свободно, не вглядываясь в небо. Гостиницу заполнили представители разных предприятий, подыскивающие площади для размещения эвакуированных производств. Некоторые министерства уже определили места и для своих главков - местные учреждения вынуждены были потесниться. Поселили нас в комнатах, где уже жили по 5-6 человек. С питанием было плохо, но в гостинице командированных еще кое-как кормили. На рынке же цены подскочили в несколько раз, хлеб стал особой ценностью. Н.К. Байбаков , в то время замндркома нефтяной и газовой промышленности, и Ю.Н. Боксерман - начальник Главгаза посоветовали нам рассмотреть перспективы строительства завода в Стерлитамаке . На следующее утро Боксерман заехал за нами, и мы отправились в Стерлитамак. Площадка показалась достаточно удобной, но местное газовое месторождение содержало слишком много сернистых соединений, поэтому было неясно, получится ли конечный продукт нужного качества. Требовались дополнительные исследования, и от их результатов зависело, какое решение будет принято. Неожиданно нас пригласил к себе секретарь стерлитамакского райкома. Мы подъехали к деревянному двухэтажному домику на небольшой площади, окруженной одноэтажными избушками. Поднялись в кабинет. Видно было, что секретарь сильно рассержен. Однако присутствие молодой женщины заставило его проявить сдержанность. "Что же, вы, москвичи, разъезжаете по району, что-то замышляете, а ко мне, хозяину, и не заходите?"- упрекнул он нас довольно мягко. Я ответила, что мы обязательно собирались к нему прийти, только сначала хотели получить представление о здешних условиях. Затем я рассказала секретарю райкома о планах и проблемах строительства завода. Наша идея не показалась ему крамольной, хотя соседство с сажевым заводом не обещало местным жителям ничего хорошего. Расстались мы мирно. Зато в Уфе врач санэпидстанции категорически запретила строить завод ближе 30 километров от Стерлитамака, что очень усложняло поиск подходящей площадки. Напрасно я уговаривала суровую женщину, что во время войны не до охраны окружающей среды, а завод здесь не навсегда. Та была неумолима: "Война кончится, а вас отсюда не выгонишь". В общем-то она была права! Мы так и не договорились. Завершив дела, я решила заехать проведать семью. Смешно сказать "заехать", когда расстояние между Уфой и Пермью больше тысячи километров. Но по уральским меркам - это недалеко. И, распрощавшись с коллегами, я отправилась в Пермь с пересадками в Челябинске и Свердловске.

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»