Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

ВЛИЯНИЕ ТРАНССИБА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ И КУЛЬТУРЫ

Сооружение магистрали способствовало быстрому развитию некогда отсталых районов Сибири и Дальнего Востока. Промышленность и сельское хозяйство получили мощный стимул к увеличению производства и расширению рынка сбыта. Города и деревни, через которые проходила магистраль, преображались. Так, в Челябинске , где она начиналась, за шесть лет строительства население увеличилось вдвое, в Сретенске за 1897- 1901 гг. возросло с 1710 до 8500 человек. В 1898 г. в Омске было много заводов и фабрик. Через три года их количество резко возросло, причем годовой Доход увеличился в 5 раз. В Омском железнодорожном узле действовали ремонтные мастерские, паровозное депо, переселенческий врачебно- продоволь-ственный пункт на 1500 человек, больница, церковноприходская школа для девочек, двухклассное училище, церковь.

В связи с постройкой в 1891-1897 гг. Южно-Уссурийской дороги преобразилось село Никольское у Владивостока, сожженное в 1866 г. хунхузами. В нем стали жить преимущественно железнодорожные строители. В 1898 г. оно приобрело статус города, получившего название Никольск-Уссурийский . Здесь стоял гарнизон казачьих войск, размещались депо, мастерские, возник кирпичный городок для железнодорожников и их семей.

Города и населенные пункты росли и на некогда пустынных землях. Примером тому служит ст. Тайга , где расположились несколько магазинов, гостиница "Тайга", церковноприходская школа 178_1 . На станции также размещались железнодорожные ремонтные мастерские, депо, больница, школа; действовал любительский театр. Своим названием Тайга обязана Н. Г. Гарину-Михайловскому ; пункт оборота паровозов и место ответвления на Томск он выбрал в самом центре широкой меридиональной таежной полосы 178_2 .

Инженеры-путейцы, горные и военные инженеры, студенты-практиканты Петербургского института путей сообщения стали носителями цивилизации в глухих местах Сибири. Наличие железной дороги стало считаться высшим показателем развития. Самоотверженный труд изыскателей, инженеров- строителей вызывал у населения чувства симпатии и восхищения.

Наряду с сооружением жилых домов в районе станций строили амбулатории, лечебницы, школы, церкви. Инженер путей сообщения Н. М. Тихомиров возвел в Ново-Николаевске храм Александра Невского . Нередко целые поселки с больницами и магазинами строились на частные пожертвования подрядчиков и купцов.

Оживляя территории Сибири, железная дорога сама нуждалась в трудовых ресурсах. Поэтому из центральной России сюда переселялись тысячи квалифицированных рабочих и служащих. Правительство выделяло им земельные участки для постройки дворов на условиях 30-летней аренды, с оплатой от 2,5 до 10 руб. в год. Размер усадеб составлял около трети гектара. С. Ю. Витте хлопотал об их увеличении вдвое и бесплатной раздаче.

Транссиб способствовал переселению крестьян в соответствии со столыпинской земельной реформой . Только с 1897 по 1900 г. в Сибирь приехали на постоянное место жительства 830 тыс. человек. В дальнейшем миграция возросла еще больше. В 1906-1910 гг. сюда ежегодно прибывало до полумиллиона человек. Министерства земледелия и внутренних дел вели постоянную работу по отводу им земельных участков. На трассе создавались врачебно-продовольственные пункты, чтобы оказывать первоначальную помощь переселенцам. Для них ввели льготные железнодорожные тарифы, они освобождались на несколько лет от налогов и податей.

Великий Сибирский путь - своеобразный памятник мужеству, таланту, мастерству инженерно-технических работников и рядовых строителей. Поэтому многие станции на Транссибе названы в честь самых разных людей - от местного проводника (ст. Литвиново) до инженеров-строителей (ст. Межениновка, Адриановка) и министра (ст. Рухлово). Так же появились названия станций Розенгартовка, Барановский, Снарский, Вяземская, Кнорринг, Дроздов, Свиягино, Шмаковка, Прохаска, Дормидонтовка, Гедике, Кругликово и многих других.

Прощаясь со строителями магистрали, генерал-губернатор Восточной Сибири Н. И. Гродеков имел все основания сказать:

"...имена инженеров-строителей навеки закреплены в названиях станций и будут чтиться..." Позднее на зданиях многих станций появились мемориальные доски, привокзальным площадям и улицам присвоили имена строителей; в их честь были установлены памятники.

Многие технические сооружения Великого Сибирского пути, являясь уникальными для своего времени, вызывают большой интерес и в наши дни. Поэтому понятно стремление железнодорожной общественности к созданию на местах музеев под открытым небом, посвященных инженерным подвигам строителей Транссиба.

С появлением Великой магистрали богатство и потенциал Сибири стали более активно использоваться Россией, подтверждая слова М. В. Ломоносова:

"Российское могущество прирастать будет Сибирью".

Ссылки:

  • ИЗЫСКАНИЯ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»