Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

КВЖД и ее полоса отчуждения - общее представление

Что нужно сразу же сказать о Китайской Восточной железной дороге и ее полосе отчуждения. Некоторое впечатление об этом, как я хотел бы надеяться, дает моя первая книга "Маньчжурия далекая и близкая". Но в ней из-за нехватки листажа мне удалось сказать далеко не все то, что бы хотелось. В частности, пришлось снять Главу XI "Харбин промышленный и торговый" - которая была бы важна для понимания того, в какой обстановке оказались беженцы революции и гражданской войны, волнами прибывавшие в Харбин и полосу отчуждения в 1917, 1920 и 1922 годах. Конечно, в данной книге этот пробел будет восполнен. Далее, обязательно надо добавить следующее. Я уверен, что русские жители Маньчжурии, в том числе, конечно, и харбинцы, помнят названия станций КВЖД, где они жили или отдыхали летом, но вряд ли все представляют себе общую картину дороги. В этой книге, по возможности, мне очень бы хотелось назвать не только все крупные станции на этой железнодорожной магистрали, но и ее "закоулки", разъезды, которые были и остаются памятными для тысяч русских людей, живших и трудившихся на них, возможно, многие годы,- и хотя бы часть станций описать (продолжив это описание в следующих книгах). И еще.

Харбин был, конечно, административным, экономическим и культурным центром русской колонии в Маньчжурии, и к тому же с самой высокой концентрацией русского населения. Естественно поэтому, что, начиная разговор о русских в этом крае, я в своей первой книге открыл его историей Харбина. Вместе с тем я всегда знал и имел в виду, что Харбин - это отнюдь не вся Маньчжурия, хотя бы и только Северная, что когда-то придет время, предоставится возможность, и надо будет обязательно рассказать о жизни россиян и в других пунктах края -"на Линии", т.е. на станциях и разъездах Восточной Китайской дороги, а также в городах Хайлар, Цицикар, Маньчжурия, а хорошо бы также и в Гирине, Чанчуне, Мукдене, Дайрене с Порт-Артуром и других. Очевидно, что без этого картина жизни здесь русских людей останется неполной и значительно обедненной. Но, конечно,- всему свое время и место. Известный "крен" в сторону Харбина, как пункта, развивавшегося первыми к тому же наиболее интенсивно, был неизбежен, а теперь мы будем восстанавливать этот нарушенный "баланс", причем делать это общими силами. Мне очень понравился дух высказывания редактора канадского журнала "Россияне в Азии" (Торонто) харбинки Ольги Михайловны Бакич о том, что мы все вместе восстанавливаем историю российской эмиграции на Дальнем Востоке и что она приветствует перепечатки из ее журнала, конечно (и совершенно естественно - добавлю я), со ссылкой на источник. Сегодня в отечественных периодических изданиях Ассоциации "Харбин" в России - "На сопках Маньчжурии" (Новосибирск, ред. Анатолий Георгиевич Петренко . Неутомимый труженик, выпустивший со своими помощниками К.Л.Денисовым, Н.В.Шлеем и другими 94 номера этой интереснейшей газеты. Недавно ему исполнилось 70, и я присоединяюсь к хору поздравляющих!); "Русские в Китае" (Екатеринбург, глав. ред. Николай Степанович Кузнецов ; зам. глав. ред. Юлиан Иванович Гордиенко); "Омские харбинцы" (Омск, ред. Людмила Константиновна Дземешкевич ); "Русская Атлантида" (Челябинск, ред. коллегия: Г.И.Буторин, Е.Н.Гуляева, С.Н.Игнатьева, Н. Н. Клипиницер, Н. П.Разжигаева, И.А.Старицына, В.В.Шароухов) и других; а также - зарубежных - австралийских: "Политехник" Объединения инженеров, окончивших Харбинский политехнический институт (ред. коллегия: А.А.Логунов, О.С. Коренева, И.В.Черноус, С.И.Зуев, В.Г.Гунько, В.Г.Савчик (ныне покойный); "Друзьям от друзей из далекой Австралии" - Центрального президиума Союза окончивших учебные заведения харбинского Христианского союза молодых людей, "Австралиада" (глав. ред. Наталья Грачева (Мельникова)); "Жемчужина" (ред. Тамара Малеевская (Попкова)) и других. В израильском "Бюллетене" Игуд Иоцей Син - Ассоциации выходцев из Китая в Израиле (ред. Тедди Кауфман) публикуется много документальных материалов и ценнейших воспоминаний наших соотечественников, проживавших в разные годы в Китае, а ныне рассеянных по всему миру.

Ссылки:

  • КВЖД (КИТАЙСКАЯ ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА) И ЕЕ ПОЛОСА ОТЧУЖДЕНИЯ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»