Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Детские сады и школы в Харбине

Маяк Соколовых открылся в 1912 г. на Полицейской улице - первым в Харбине, с 7 воспитанниками, которых позднее стало 30. На Хабаровской юбилейной выставке 1913 г., в честь 300- летия Дома Романовых, Екатерине Николаевне Соколовой и ее детскому маяку в Харбине была присуждена золотая медаль - такая же, как и всем "большим", а по сравнению с ее "маячком" просто огромным - Харбинским Коммерческим училищам КВЖД (Мужскому и Женскому).

В 1916г. маяк уже с 60 детьми с помощью правления Общества КВЖД перешел в собственное здание - просторное, светлое, с водяным отоплением, вентиляцией,- рассчитанное на 100 детей. Было предусмотрено создание при маяке сада и детской спортивной площадки. С 1925 г. детский садик открылся и при харбинском Христианском союзе молодых людей (ХСМЛ, YMCA) . Его руководителем был Николай Арсеньевич Стрелков - преподаватель литературы в ХКУ и гимназии ХСМЛ, а еще ранее, в этом же 1917- м - важная фигура в политической жизни Харбина - выборный делегат от полосы отчуждения КВЖД в Учредительное собрание в Петрограде.

В детском садике ХСМЛ большое внимание уделялось также английскому языку, и дети добивались в нем успехов. Вот один из примеров. В 1933 г. в Английском детском садике ХСМЛ был устроен бал(!), на котором общий восторг вызвало выступление 6- летнего Юрика Осипова; в цилиндре и специально сшитом для него смокинге, он без запинки провел весь конферанс вечера на английском языке. Харбинские детские маяки - это была первая ступень в воспитании и образовании русских детей в условиях пребывания за границей; первый, но, может быть, наиболее важный этап становления личности ребенка, когда, по моему мнению, начинают развиваться не только его знания, но и эстетические представления, художественные способности, т.е. закладывались основы той высокой культуры, всего поведения, которыми именно отличались и отличаются харбинцы.

В ряду руководительниц и воспитательниц детских садов и частных школ много лет, вплоть до разъезда русских из Харбина в середине 50- х, особое почетное место занимают два имени: Клавдия Павловна Чеснокова и Александра Дмитриевна Торопова . Обе они посвятили всю свою жизнь воспитанию и обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста. И ничем другим, насколько мне известно, в своей жизни не занимались. Это были педагоги Божией Милостью, работавшие по новейшей для того времени педагогической системе, предусматривавшей полное и гармоничное развитие ребенка - всех его способностей, талантов и дарований. Такой подход давал отличные результаты. По их убеждению, решающая роль принадлежала педагогу - его опыту, умению распознать и понять душу ребенка, самоотдаче, если хотите - даже его жертвенности, причем в полном понимании этого слова. В работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог должен обязательно обладать самыми широкими и разносторонними знаниями. Но в работе своей настоящий педагог руководствуется не только профессиональными знаниями, но и вдохновением, без которого невозможен успех, вдохновением, сочетающимся с высокой чуткостью, тактом. Нельзя добиться успеха и без любви к детям: только при ней возникает то живое общение, которое дает самый благотворный результат, ибо оно просветляет душу ребенка при его общении со взрослым. Именно такими Педагогами с большой буквы и были А.Д.Торопова и К.П. Чеснокова , по отзывам их питомцев, ставших сегодня известными людьми в общественной и научной жизни многих стран. Сейчас я хочу поговорить подробнее о детском саде и частной школе Клавдии Павловны. Теплые, сердечные воспоминания о годах, проведенных в этой школе, написала в очерке, опубликованном в газете "На сопках Маньчжурии" [далее: НСМ] (Новосибирск, 1997, *44), Людмила Таргонская . Это имя, когда я снова услышал его уже в России, пробудило сонм воспоминаний о днях моей студенческой юности. Самая красивая, прелестная девушка в Харбинском политехническом институте в годы, когда я в нем учился. И, думаю, в нее была тайно влюблена вся мужская половина института! Несколько слов о ней и ее семье. Ее дед - старожил Харбина - Василий Иванович Криулин - жил в городе с 1904г. У них с супругой Пелагеей Николаевной были три дочери: Анастасия , Анна и Мария . После трагической гибели главы семьи старшая Анастасия взяла на себя заботу о младших сестрах, дала им образование, открыла дорогу в жизнь. Мама Людмилы - Анна Васильевна - окончила известную в Харбине гимназию М.С. Генерозовой и фельдшерско- акушерские курсы, но с 1913 по 1931гг. работала только на КВЖД . В 1925 г. вышла замуж за кадрового офицера Русской армии Станислава Мартыновича Таргонского , вся работа которого тоже была связана с КВЖД. С самого основания Харбинского политехнического института ( ХПИ ) он был секретарем Технических курсов при институте. Людмила Станиславовна Таргонская, ныне Зубарева , окончила ХПИ, живет в настоящее время в Оренбурге , автор многих, неизменно интересных и ценных воспоминаний. К их числу можно с полным основанием отнести и названный выше очерк. Посмотрите, чему обучали детей в этом детском саду и школе: не только русскому языку, арифметике, Закону Божьему, естествознанию, но и английскому и японскому языкам, лепке, рисованию, вышиванию, гимнастике (много и серьезно), танцам. А уровень преподавания иностранных языков был настолько высок, что воспитанница школы - Елена Бучацкая (Петрова) в своих воспоминаниях (журнал "Друзьям от друзей", Сидней, Австралия, 1993, *38, с. 49- 51) пишет, что школа привила ей язык (английский), а бывший ученик Игорь Архангельский недавно, на встрече в московской Ассоциации "Харбин" наизусть рассказал, под аплодисменты, на японском языке басню о двух упрямых козликах, встретившихся на узком мостике над речкой.

А какие были в этом детском саду- школе педагоги! Русский язык и литературу преподавала Наталия Александровна Смирнова , арифметику - Елизавета Владимировна Малиновская (она же прекрасный школьный концертмейстер и учительница танцев), английский язык - Иван Яковлевич Межераупс (позднее преподаватель и воспитатель в Лицее Св.Николая в Харбине), японский язык - Нина Петровна Гаврилова , Закон Божий - о. Александр Кочергин . К.П. Чеснокову отличали разносторонние знания, которые она успешно применяла в учебно- воспитательном процессе. Превосходным и занимательным для детей приемом была организация школьных утренников, особенно - праздничных рождественских, проходивших на "больших" сценах Украинского дома или Железнодорожного собрания. Сценарии их и музыку писали всегда сами Клавдия Павловна и Елизавета Владимировна. Принцип организации был такой: каждому ученику должна достаться роль, пусть и маленькая, или отдельный номер в программе. Главное, чтобы никто не чувствовал себя обойденным, не было пассивных наблюдателей, участвовали все. Вот и появлялись, например, в спектакле "Красная Шапочка" три "мышонка", четыре "таракана", два "зайца", "енот", "гусь". А "большие" роли исполняли: Боря Гертнер (в чепце) - "бабушка", Нина Кошкина - "Красная Шапочка", Ника Суторихин (почему- то в цилиндре) - "волк". Л.Таргонская сопроводила свои воспоминания несколькими прекрасными фотографиями школьных спектаклей и "артистов", многие из которых позднее стали, я бы так выразился, "нашими самыми большими людьми". У К.П.Чесноковой учились: Георгий Александрович Мыслин - инженер- теплоэнергетик (ХПИ), 31 год проработавший в системе Минэнерго, создатель новосибирской Ассоциации друзей Харбинского политехнического института (1988, - позднее Ассоциации "Харбин"), которая имеет сегодня филиалы во многих городах России и объединяет здесь выходцев из Китая;

Петр Константинович Фиалковский - инженер- строитель (тоже ХПИ), прекрасный организатор, секретарь Пекинского Союза советской молодежи, бессменный ответственный секретарь Ассоциации "Харбин";

Всеволод Семенович Миронов - инженер- строитель (ХПИ), крупнейший в России специалист в области механики грунтов, проектирования и устройства оснований и фундаментов, профессор кафедры инженерной геологии Государственной Академии строительства;

Павел Всеволодович Мухин - окончил Донецкий Индустриальный институт, горный инженер- геолог;

Елена Васильевна Бучацкая (Петрова) , окончила гимназию ХСМЛ (13- й выпуск), со своим прекрасным знанием английского языка 38 лет проработала в ТАСС ;

Лариса Кравченко - член Союза писателей России;

Татьяна Васильевна Пищикова - инженер- электрик (ХПИ), много лет плодотворно работала в "Газмонтажавтоматике"; мужественно преодолев огромные трудности (у нее в результате участия в экспедициях разрушились суставы ног), стала автором нескольких книг по родословной своей семьи, семейной хронике, а также написала книгу о крупном русском японоведе М.П. Григорьеве ("На Востоке". Калуга, 2000).

А "артисты" - Николай Борисович Суторихин - выдающийся инженер в области сетей связи, доктор технических наук, академик Международной академии информатизации;

Сергей Иванович Елисафенко - заслуженный строитель Российской Федерации;

Игорь Германович Архангельский - окончил электрофизический факультет ВЗПИ (Москва), 45 лет проработал старшим инженером- наладчиком медицинской аппаратуры в "Медтехнике" (Нарва);

Олег Сергеевич Кирсанов - окончил химический факультет ХПИ (Дальний), горный инженер, кандидат технических наук;

Алексей Григорьевич Левченко - тот же химический факультет, но химик, предприниматель в Екатеринбурге. Еще несколько слов о С.И. Елисафенко . Родители моего друга и коллеги по ХПИ - Сережи - Иван Васильевич и Татьяна Федоровна (урожд. Сапфирова) были в Харбине (в Модягоу) частнопрактикующими зубными врачами. Сергей окончил ХПИ (с дипломом "инженера- механика путей сообщения с правом строительства зданий и сооружений не выше 5 этажей") и после возвращения в Союз обосновался в Красноярске . Много сделал для края и города. Став проректором Красноярского университета, осуществил строительство большого университетского комплекса (университет в Красноярске, кстати сказать, как раз пятиэтажный). 14 раз побывал в разных городах Китая, в том числе, конечно, и в Харбине. По его инициативе в университете введено изучение китайского и японского языков. И почему я их здесь назвал.- Что примечательно: добившись столь высокого положения в обществе, все они в своих биографиях неизменно упоминают о том, что учились в школе К.П. Чесноковой . До сих пор они поддерживают связь между собой, никогда не забывают свою старую учительницу, помогали ей материально. В чем причина прочности такой связи?. Причина, на мой взгляд, в том, что школа эта была замечательная.

А судьба самой Клавдии Павловны. Она осталась в Харбине, никуда не уехала. Ослепла. И за ней ухаживал истопник ее школы китаец Иван. Скончалась в конце 1969 г., в возрасте 85 лет в своей квартире *3 на Гиринской ул. д. 29. В одном из своих последних писем И.Архангельскому Клавдия Павловна просила прислать ей гречневой крупы, которой в Харбине не стало. Но оказалось, что за посылку с гречкой ей пришлось бы заплатить такую пошлину, что эта крупа стала бы золотой. В письме были горькие строки: "Прослужила я учителем 57 лет, но не заслужила ниоткуда ни пенсии, ни выходного пособия и не попала на Родину, так как не нашлось для меня жилой площади, а Москва мне ответила, что у меня нет прямых родственников."

Без комментариев.

Ссылки:
1. УБИЙСТВО НИКОЛАЯ II - ПОТРЯСЕНИЕ ВСЕХ УСТОЕВ
2. Харбин приветствовал февральскую революцию, но жил по-старому. Рождество

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»