Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Выдающиеся служащие и масштаб КВЖД

Слишком длинный список. Очень уж большим было это русское предприятие. Сочувствую. Но я исхожу при его публикации из того, что кому-то из родных, друзей и, конечно, потомков приятно будет встретить на этих страницах дорогое для себя имя. И еще несколько слов. В Управлении дороги работало много интересных людей. Например, в Службе телеграфа - телеграфист высшего разряда "слухач" Сергей Георгиевич Клестов , дед нашего известного земляка - бухэдинца Георгия Петровича Берзина . Он первым в Маньчжурии принял телеграмму об отречении от престола Николая II.

Знатная семья железнодорожников Берзиных в общей сложности проработала на КВЖД 111 с половиной лет! В этой же Службе трудился Михаил Павлович Бондаренко , первостроитель КВЖД (родился в г. Сумы в 1880г.). Тянул связь от Пограничной до Никольска-Уссурийского, создавал телеграфные отделения на станциях и пр. В 1920 г. его командировали в г. Цицикар, в 1922 г. перевели в Управление в Харбин - начальником отделения (2- й этаж Управления, громадный зал, 20 сотрудников). Его сын - знаменитый и замечательный по своим душевным качествам человек - Виктор Михайлович Бондаренко , (1920 года рождения), ныне москвич: репатриант 1935 г ., харбинец, который не только выжил, но и окончил престижный институт и играл одну из ключевых ролей в конструировании и постройке советского гидроплана - лодки !

Вот даже, казалось бы, человек совсем невысокой должности - курьер Управления Никита Георгиевич Евсюков . Но он - отец Петра Никитовича Евсюкова , родившегося 3 января 1921г. в Харбине, тоже репатриировавшегося с семьей в 1935 г. и ставшего единственным харбинцем, получившим рангnЧрезвычайного и Полномочного Посла СССР! (Биографию его см.: Харбинцы в Москве. В 2 вып. Вып. I. М., 1997, с.42 - 45.) В 1923 г. на КВЖД работали 18 362 служащих и рабочих - значительная часть огромной русской колонии Маньчжурии. Сама дорога - это прежде всего 1726,51км обустроенного железнодорожного пути с 75 станциями и 112 разъездами. Этот километраж складывался из протяженности всех трех главных линий дороги и внутреннего сообщения по Харбину. Имея своим центром Харбин (станция Харбин - Центральный), дорога расходилась отсюда тремя Линиями: Западной (Харбин - г. Маньчжурия) с выходом на территорию России и соединение с Читинской ж. д. - протяженностью 934,72км; Восточной (Харбин - ст. Пограничная) , где она смыкалась с Уссурийской ж.д. и выходила на Владивосток , протяженностью 549,96км; и самой короткой - Южной (Харбин - Куаньчэнцзы) , где она имела соединение с Южно-Маньчжурской железной дорогой , принадлежавшей Японии, и выходила на порт Дайрен (Дальний, Далянь) , протяженностью всего 238,45км. К ним надо добавить еще 4,27км внутригородской линии (Харбин-Центральный - Харбин- Пристань).

Китайская Восточная железная дорога была крупнейшим русским предприятием в Маньчжурии ; она имела также самый большой в крае речной флот и лесные концессии. О масштабах и значении ее Главных механических мастерских в Харбине говорит наличие в них таких цехов и предприятий, как паровозосборный, котельный, механический, кузнечно-литейный, вагонно-пассажирский, вагонно-товарный, электрическая станция, лесопильный завод, испытательная станция, другие. Мастерские были в состоянии выполнять любые механические и ремонтные работы. Земельный отдел КВЖД , руководимый Н.Л.Гондатти , имел завод сухой перегонки дерева (скипидар, смолы, древесные масла, вар и пр.), производил мебель, различные виды паркета.

Десятки развитых агрономических учреждений отдела обеспечивали дорогу и предлагали населению семена, саженцы, всевозможные молочные продукты, располагали складами сельскохозяйственных машин и орудий, племенными рассадниками молочного скота, опытными полями и показательными фермами, несущими в массы русского и китайского населения края передовую агротехнику земледелия и выращивания ягодных и технических культур.

Дорога имела также службу телеграфа, автоматическую городскую телефонную сеть, мощную типографию, печатавшую литературу на пяти языках, метеорологическую станцию. Вот что такое КВЖД.

Ссылки:

  • КВЖД (КИТАЙСКАЯ ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА) И ЕЕ ПОЛОСА ОТЧУЖДЕНИЯ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»