Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Менделеев Д.И. в Педагогике и просвещении

Училище наставников Три службы Родине В приватном письме С. Ю. Витте, оставшемся неотправленным, Д. И. Менделеев, констатируя и оценивая свою многолетнюю деятельность, называет "три службы Родине"[1]: Плоды моих трудов - прежде всего в научной известности, составляющей гордость - не одну мою личную, но и общую русскую... Лучшее время жизни и её главную силу взяло преподавательство... Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность... Третья служба моя Родине наименее видна, хотя заботила меня с юных лет по сих пор. Это служба по мере сил и возможности на пользу роста русской промышленности... Эти направления в многогранном творчестве учёного между собой связаны теснейшим образом.[1] [править] Логико-тематическая парадигма творчества учёного Всё научное, философское и публицистическое творчество Д. И. Менделеева предлагается рассматривать интегрально - в сопоставлении разделов этого большого наследия как с точки зрения "веса" в нём отдельных дисциплин, направлений и тем, так и во взаимодействии основных и частных его составляющих.[1] Директором Музея-архива Д. И. Менделеева (ЛГУ) профессором Р. Б. Добротиным был разработан в 1970-е годы метод, подразумевающий такой целостный подход к оценке творчества Д. И. Менделеева с учётом конкретных исторических условий, в которых оно развивалось. На протяжении многих лет[47] изучая и последовательно сопоставляя разделы этого огромного свода, Р. Б. Добротин шаг за шагом выявил внутреннюю логическую связь всех его малых и больших частей; этому способствовала и возможность работать непосредственно с материалами уникального архива, и общение со многими признанными специалистами разных дисциплин. Безвременная кончина талантливого исследователя не позволила ему в полной мере развить это интересное начинание, по многим признакам предвосхищающее возможности как современной методологии науки, так и новых информационных технологий.[1][48] Построенная подобно родословному древу, схема структурно отражает тематическую классификацию и позволяет проследить логико-морфологические связи между различными направлениями творчества Д. И. Менделеева.[1] Анализ многочисленных логических связей позволяет выделить 7 основных направлений деятельности учёного - 7 секторов[1]: 
  1. Периодический закон, педагогика, просвещение. 
  2. Органическая химия, учение о предельных формах соединений. 
  3. Растворы, технология нефти и экономика нефтяной промышленности. 
  4. Физика жидкостей и газов, метеорология, воздухоплавание, сопротивление среды, кораблестроение, освоение Крайнего Севера. 
  5. Эталоны, вопросы метрологии. 
  6. Химия твёрдого тела, технология твёрдого топлива и стекла. 
  7. Биология, медицинская химия, агрохимия, сельское хозяйство. 

Ссылки:
1. Менделеев Дмитрий Иванович (1834-1907)

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»