|
|||
|
Менделеев Д.И. в Педагогике и просвещенииУчилище наставников Три службы Родине
В приватном письме С. Ю. Витте,
оставшемся неотправленным, Д. И. Менделеев, констатируя и оценивая свою
многолетнюю деятельность, называет "три службы Родине"[1]:
Плоды моих трудов - прежде всего в научной известности, составляющей
гордость - не одну мою личную, но и общую русскую... Лучшее время жизни и
её главную силу взяло преподавательство... Из тысяч моих учеников много
теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая
их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал
повинность... Третья служба моя Родине наименее видна, хотя заботила меня с
юных лет по сих пор. Это служба по мере сил и возможности на пользу роста
русской промышленности...
Эти направления в многогранном творчестве учёного между собой связаны
теснейшим образом.[1]
[править] Логико-тематическая парадигма творчества учёного
Всё научное, философское и публицистическое творчество Д. И. Менделеева
предлагается рассматривать интегрально - в сопоставлении разделов этого
большого наследия как с точки зрения "веса" в нём отдельных дисциплин,
направлений и тем, так и во взаимодействии основных и частных его
составляющих.[1]
Директором Музея-архива Д. И. Менделеева (ЛГУ) профессором Р. Б.
Добротиным был разработан в 1970-е годы метод, подразумевающий такой
целостный подход к оценке творчества Д. И. Менделеева с учётом конкретных
исторических условий, в которых оно развивалось. На протяжении многих
лет[47] изучая и последовательно сопоставляя разделы этого огромного свода,
Р. Б. Добротин шаг за шагом выявил внутреннюю логическую связь всех его
малых и больших частей; этому способствовала и возможность работать
непосредственно с материалами уникального архива, и общение со многими
признанными специалистами разных дисциплин. Безвременная кончина
талантливого исследователя не позволила ему в полной мере развить это
интересное начинание, по многим признакам предвосхищающее возможности как
современной методологии науки, так и новых информационных
технологий.[1][48]
Построенная подобно родословному древу, схема структурно отражает
тематическую классификацию и позволяет проследить логико-морфологические
связи между различными направлениями творчества Д. И. Менделеева.[1]
Анализ многочисленных логических связей позволяет выделить 7 основных
направлений деятельности учёного - 7 секторов[1]: Ссылки:
|