Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Вологдин Виктор Петрович (1883-1950)

Источник - В. Г. Шевченко-Вологдин.

   Род Вологдиных

Род Вологдинский происходит от крепостных графов Строгановых. Были в нём ополченцы, боровшиеся с бандами Пугачёва, выучившиеся, благодаря графам Строгановым работники горных рудников, школьные преподаватели. 

Представлен род особо одарёнными пятью братьями, которых человеколюбие привело к социал-демократии и политической борьбе, к отстаиванию идеалов красного и белого движения. Их деятельность легла в основу создания научных основ отечественной металлургии, радиотехники, высокочастотной техники, применения сварки в промышленности и судостроении, разработки проблем демографии Крыма, создания Российского флота и замечательных кораблей Франции. Одна из ветвей рода дала Отечеству известного учёного-палеонтолога. 

Все братья вели педагогическую деятельность, были профессорами различных вузов, а некоторые - основателями научных школ. Их сыновья и дочери воевали в годы Великой отечественной, поднимали после войны из руин Россию, были хорошими инженерами, медиками и просто воспитателями своих детей внуков и правнуков. О них и расскажут "Сказы о Вологдиных". Будут это очень разнообразные материалы: странички из семейных архивов, предания и легенды, книги, очерки, рассказы, газетные публикации самих Вологдиных и слова, сказанные о них. 

Автор не претендует на то, что сможет сколько-нибудь полно рассказать обо всём роде, о каждой его генеалогической ветви. Но он сделает всё, что сможет для того, чтобы поведать любознательным людям о славных и скромных и незаметных детях своей Отчизны.
Виктор Петрович Вологдин


Виктор Петрович (28.07.1883. - 14.10.1950) (В.П.) - один из представителей славной когорты замечательных российских инженеров и учёных - основоположников применения сварочного дела в нашей стране во многих отраслях отечественной промышленности. Известен он прежде всего как инженер, конструктор и исследователь, построивший на Дальзаводе первое цельносварное судно в СССР, а также как педагог, основавший первую в нашей стране школу сварщиков. В.П. глубоко чтил своих предшественников, В. В. Петрова, Н. Н. Бенардоса и Н. Г. Славянова. Есть все основания утверждать, что он принял эстафету сварочного дела у самого Николая Гавриловича который в 1894 г. напутствовал 11- летнего мальчугана реалиста Вологдина, пожелав ему успехов в избранной специальности. Сам В.П. описал завершение этого знаменательного визита на Пушечный завод, где Славянов был директором, так: " Преисполненные массой необычных впечатлений мы направились к выходу. На прощанье Николай Гаврилович сказал несколько слов, одобрив моё намерение посвятить себя изучению техники".
В 1902 г. Виктор Петрович, вслед за братом Владимиром поступил в Морское инженерное училище Императора Николая I. , где учился весьма успешно и был удостоен чина фельдфебеля. Однако В.П. имел неосторожность выразить солидарность с 10 соучениками и подписал так называемый "недисциплинарный протокол". В итоге в 1906 г. приказом Морского министра И.К. Григоровича все "бунтари" перед самым окончанием училища были изгнаны из него. Однако В.П. не пал духом - поступил в Политехнический институт и окончил его электоромеханическое отденление .В 1911 г. а для ознакомления с постановкой турбостроення выезжал в Германию Францию, Швейцарию. В декабре же !914 г. (тот же Морской министр Григорович) подписал приказ о переводе инженера-электрика Виктора Вологдина в Морское ведомство, "...исправляющим должность старшаго производителя работ в чертёжной Главного управления Кораблестроения." Вместе с тем преподавал в Петроградском институте путей сообщения и на кораблестроительном отделении Политехнического .
1918,1919 и 1920 годы - видимо были самые тяжкие в жизни В.П. Документы, недавно добытые Г.П.Турмовым в Государственном архиве (2004), свидетельствуют о том, что во-первых он не просто был обычным колчаковским офицером, а в 1919 г. совершил нечто вследствие чего ст. лейтенант Викт. П.Вологдин распоряжением Верховного Правителя адмирала А.В. Колчака был произведён в капитаны II ранга, а за мужество и храбрость оказанные в борьбе с большевиками награждён орденом св. Владимира 4 степени с мечами и бантами и орденом Св. Станислава 3 степени. С ноября 1919 Виктор Петрович - представитель Морского ведомства и директор правления Дальзавода во Владивостоке. В литератре нет сведений как при всём этом судьба пощадила его. Ведь гибли миллионы. 
Но, несмотря на все превратности судьбы,. В.П. зажёг на Дальзаводе сварочную дугу. Произошло это 27 Декабря 1920 г. Работа велась на самодельном оборудовании. Сварочной специальностью В.П овладел в совершенстве. В 1921 г. он избран ректором Владивостокского Политехнического института (ДВПИ) и деканом механического отделения. 
В июне 1921 создан первый в СССР сварочный цех. В 1925 г. В.П. организовал в Государственном дальневосточном университете первую в стране лабораторию электрической и газовой сварки. Лаборатория электросварки в Ленинградском электротехническом институте создана проф. Алексеевым в конце 1927 г., а маленькая сварочная лаборатория в Киеве начала работать под руководством Е.О.Патона в 1929 г. (по сведениям других авторов начало работы лаборатории относится к 1934 г.). 
Сварочная лаборатория только-только начинала становиться на ноги, а её создатель Виктор Петрович уже стремился заглянуть в будущее. Шестого июня.1927 он составил краткую записку "Применение электрической дуговой сварки при постройке мостов и крупных железных конструкций" (рукопись).
Помощник В.П. - Г. Д. Шевченко также начал в 1928 г. работы в сварочной лаборатории с постройки моста пролётом 25.08 м. Его изготовили 4 сварщика за 20 дней, причём экономия металла составила 20%. 
В 1929-30гг. сварен второй подобный мост. Причём при его строительстве впервые в СССР были применены пустотно-трубчатые элементы. Испытание обоих сооружений лабораторией сопромата дало замечательные результаты, ибо наблюдалось полное совпадение теоретического прогиба при нагрузке с действительным. Совершенно отсутствовал остаточный прогиб - явление, обычное при постройке клёпанных мостов.
В конце 1930- начале 1931 г., располагая теперь уже известным опытом, лаборатория приступила к изготовлению моста тяжелого типа пролётом 36,6 м и общим весом около 300 т. Как считает Г.П. Турмов, ректор ДВГПУ (2004): "По своей технической смелости эта работа должна быть поставлена в число работ, имеющих мировое значение". А ведь выполнялась она зимой при недостатке материалов и 40-градусных морозах. 
С 1925 по 1928 гг. В.П.- ректор Дальневосточного государственного университета, а в 1932-33 директор Владивостокского института техники АН СССР. Все эти чины и звания нужны были ему. лишь как ключевые позиции, открывавшие путь для внедрения сварки в во все важнейшие области промышленности. 
Большинство исследователей, затрагивающих проблемы сварки, пишут о В.П. как о специалисте-судостроителе. "Виной" этому то, что именно В.П. построил и спустил на воду первое в СССР судно (ЖС-6) , имевшее цельносварной корпус, а также то , что он явился зачинателем сооружения сварных судов типа "Седов", "Севморпуть", "Леваневский" и др. Однако не будем забывать, что ещё во Владивостокский период жизни В.П. строил: котлы для отопления, паровозные котлы, занимался судовым котлостроением, изготавливал баки и цистерны, опоры для конвейеров. Он был основателем в СССР сварочной специальности, именно сварочной специальности, а не сварочной специальности в области судостроения. Он же разработал первый учёбный план по ней, систему обозначений на сварочных соединений на чертежах, государственные стандарты на электроды, контроль качества сварки и впервые начал читать курс сварки. А уже в 1930 г. появились первые три инженера-механика сварочной специальности в нашей стране.
Широту взглядов В.П. убедительно иллюстрирует его участие (совместно с профессорами П.Ф. Папковичем и Ю.А. Шиманским) в освоении сварки прочного корпуса подводных лодок-малюток, ведь такие цельносварные корпуса нигде в мире никто не изготавливал! Эта работа положила начало широкому применинию сварки в отечественном подводном судостроении Таким образом, проф. Вологдин оказался не только первопроходцем в строительстве сварных надводных судов, но был прямым участником работы по применению сварки в создании флота подводного. Немногие знают, что В.П. работал в содруджестве со знаменитым полярным лётчиком и замечательным инженером Б.Г.Чухновским и таким образом приложил руку к применению сварки в самолётостороении.
В 1933 Г. В.П. переехал в Ленинград, где возглавил сварочную группу Главморпрома, осуществлявшую научно-техническое руководство внедрением сварки в судостроение, а с ноября стал зав. кафедрой сварки Ленинградского кораблестроительного института, одновремённо в 1933-34 гг. профессор электросварочного института. В довоенный период он консультировал крупнейшие нововостройки СССР по сварке (Адмиралтейский , Балтийский судостроительные заводы, Кировский завод, Днепроогесс.).
Один из учеников В.П. сказал,что Владивосток явлся "рассадником сварочного дела" в самых дальних уголках европейской и азиатской частей России .Живыми нитями технического и делового общения сварочная лаборатория Дальзавода была связана с многочисленными сварочными мастерскими, цехами или просто ячейками на многих заводах центральной и южной частей СССР, куда сварка окзалась заброшена , так сказать путём "отпочковывания" от лаборатории. Эти живые нити ярко прослеживаются через судьбы выпускников ДВПИ.
Они тянутся из Владивостока и в Грозный к местам постройки мощного по меркам 20-х годов сварного нефтепровода в 618 км. длиной, и на Кузнецкстрой, в далёкий Чарджуй, в Ростов-на-Дону, к Криворожскому комбинату, к Уралмашстрою и т.д. На всех этих новостройках освещали путь в будущее "Славяновские искры" ибо на них уже работали ученики, внуки и, правнуки проф. Вологдина в великом деле сварки..
И. разумеется, не случайно в 1936 году Первая Всесоюзная конференция по сварке в судостроении прошла именно в Ленинграде. И среди участников, конечно, было много не просто талантливых, а выдающихся учеников В.П.. Достаточно назвать чл.-корр АН СССР Н.Н. Рыкалина - пред. Национального комитета по сварке , вице-президента международного института сварки, И.С. Дмитриева - начальника сварочного сектора треста "Стальмост", работавшего на Днепрострое и Магнитке, нач. главной сварочной конторы Волгостроя, К.В. Любавского - лауреата двух Гос. Премий, члена научного комита по сварке при ГКНТ, Л.М. Яровинского, занимавшегося созданием металлоконструкций мартеновского цеха Магнитки , лауреата Госпремии и многих, многих других. 
1939 г. число сварщиков в СССР достигло 110 тыс. человек! Перед войной было изготовлено 40 млн. тонн сварных конструкций ведь сварочный потенциал СССР многократно усиливался за счёт постоянного притока талантливой молодёжи с Дальнего Востока в лаборатрии центра страны. 
Во время Отечественной Войны В.П. организовал в лаборатории сварки Кораблестроительного института специальное производство для нужд Ленинградского фронта (1941).Все годы эвакуации, находясь в Перми, консультировал работал над монографией (4), посвященной анализу причин усадочных явлений.
Особую страницу представляет деятельность В.П. и его учеников, связанная с Ленинградом в тяжкую пору блокады. Несмотря на то, что В.П. в годы войны находился в в эвакуации, в Перми, он не только консультантировал работы по сварке на судоремонтного заводе Перми, но помогал чем мог сотрудникам из ЛКИ (Мацкевичу, Бельчуку и др. работавшим в осаждённом городе). Была разработана новая технология сборки судов - корпусная которая успешно внедрялась на ленинградских судостроительных заводах при изготовлении тральщиков, бронекатеров, охотников за подводными лодками, сварных барж, тендеров, плашкоутов, мониторов и др. судов. 
Исключительно большую роль, сыграли сварные баржи - блокадки , которые в навигацию 1942-43 гг. перевозили через Ладогу не только вооружение, продовольственные грузы для Ленинграда и фронта, но даже паровозы, использовались они и во время прокладки кабеля по дну Ладоги. 
Всего на легендарной "Дороге" работало 118 тендеров. Они прославились при высадке десантов на острова Выборгского залива, Моозунда и на Чудском озере. Часть их была передислоцирована на Черное море, там они перевозили войска через Керченский пролив, участвовали в освобождении Севастополя.
После возвращения в 1945 г. Ленинград В.П., несмотря на тяжелую неизлечимую болезнь, продолжал чтение лекций, руководил работой аспирантов, регулярно участвовал в работе Общества сварщиков и Совета по Сварке.
Виктор Петрович скончался в ночь на 14 октября 1940 г. Похоронен на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге. Имя его неоднократно заносилось в Красную Книгу Почёта по Дальнему Востоку, было присвоено кафедре сварки судовых конструкций Ленинградского кораблестроительного института и контейнеровозу "Профессор Виктор Вологдин", он был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Сейчас имя, присвоенное кафедре, забыто, а контейнеровоз продан и неизвестно под флагом какого государства он плававет, Ордена же хранятся в музее Дальневосточного Политехнического института им В.В. Куйбышева. 
Заботами недавнего ректора ДВГТУ проф. Г.П. Турмова на Аллее славы университета установлен бюст Виктора Петровича работы скульптора , проф. Э.В. Барсегова. С 1994 г. 
Сотрудникам, студентам и аспирантам ДВГТУ и других вузов, а также иностранным гражданам вузов Владивостока присуждаются премии им. проф. В.П. Вологдина, студенты же получают Вологдинские стипендии. Работают Вологдинские чтения. Один из переулков, ведущих к Дальзаводу, назван "Проездом имени профессора Вологдина" есть разделы в ряде музеев города, посвящённые проф. В.П. Вологдину. Мемориальная доска памяти В.П. Вологдина, украшавшая стену Дальзавода, к сожалению, украдена, но на здании ДВГТУ установлена новая. Владивосток бережно хранит память о славном учёном и инженере, который первым в России проделал великую работу по внедрению сварки в промышленность: построил первое в СССР цельносварное судно, создал первый сварной мост, разработал особый "вологдинский " метод постройки крупных сооружений ("сверху" "вниз"). 
В 2004 г. издательство ДВГТУ выпустило две книги, посвященных памяти В.П. Вологдина. Одна из них принадлежит перу тогдашнего ректора ДВГТУ, проф Г.П.Турмова, другая написана автором настоящей статьи, внуком В. П. Вологдина, лауреатом премии его имени В.Г. Шевченко. 
Л и т е р а т у р а
Соч.: Применение электросварки при судоремонте и судостроении. - Вестн. Металлопромышленности, 1-2 и 7-8, 1926; . Постройка первого электросварочного катера на Дальзаводе, . - Изд. ДВПИ, Владивосток , 1931; 3 Развитие сварки в СССР за 20 лет - Судостроение, II, 1937; ;. Деформации и напряжения при сварке судовых конструкций. - Оборонгиз, 1945.
Лит.: Труды Ленинградского кораблестроительного института - Сборн. памяти д.т.н., проф. В.П.Вологдина. Гос. Союзн. Издат. Судостроит. Пром. , 19, 1956; Вологдин В.П. Морской энциклопедический словарь. - Л., т. 1, с. 261 1991; Турмов.Г.П. Огнём сварки и пламенем сердца. Исторический очерк., Владивосток, Изд. ДВГТУ 2004; Шевченко В.Г - .Сварщик Виктор Вологдин, Памятники истории, Изд. ДВГТУ, Санкт-Петербург-Владивосток, 293 с., 2004. 

Виктор Петрович Вологдин - основоположник сварки в судостроении

ВОЛОГДИНА Виктора Петровича знают, как создателя сварных конструкций судов и кораблей. Не верится, что ещё в начале двадцатого века клёпаными были не только корабли, но и подводные лодки. Трудами отчаянных первопроходцев, каким был Виктор Петрович ВОЛОГДИН, созданы прочные и надёжные цельносварные конструкции морских, океанских и речных судов 

ВОЛОГДИН Виктор Петрович родился в 1883 г. в семье смотрителя рудников в Пермской губернии. Когда ему было 11 лет его отец, Петр Александрович, показал электросварочные работы на Мотовилихинском заводе, организованные Н.Г.Славяновым. Дуговая сварка произвела на юного Вологдина неизгладимое впечатление, определив его дальнейшую судьбу. 

В Перми В.П.Вологдин получил хорошее техническое образование, что позволило ему с легкостью поступить на учёбу в Петербургский политехнический институт на электротехническое отделение. После окончания учебы в 1910 году молодой инженер пробует свои силы и в преподавательской работе на кафедре, и на различных промышленных предприятиях. 

С 1919 года В.П.Вологдин возглавляет техническое бюро на судоремонтном и судостроительном заводе "Дальзавод" во Владивостоке. Большой объем судоремонтных работ предоставил Виктору Петровичу широкие возможности в применении электро-сварки. Первоначально сварка использовалась при ремонте гребных винтов, деталей механизмов, палубного настила. Позднее сваркой стали восстанавливать изношенные детали, а затем применять при изготовлении новых изделий и конструкций. Огромная ответственность ложилась на В.П.Вологдина и его сотрудников. В те годы многие специалисты не доверяли сварке. А при неудачных ре-зультатах всегда можно было обвинить смельчаков в некомпетентности или во вредительстве. 

В 1921 г. под руководством В.П.Вологдина изготовлен первый сварной котел водяного отопления, а в конце 1922 г. - изготовлена серия первыхв СССР сварных паровых котлов. 

Одной из первых крупных работ по сварке сложных металлоконструкций, выполненных под руководством В.П.Вологдина, было восстановление в 1924 г. железнодорожного моста через реку Амур под Хабаровском. 

Летом 1928 г. во Владивостоке построен первый в СССР цельносварной мост пролётом 25,08 м, а в 1929 г. - второй такой же мост. Руководил работами Виктор Петрович Вологдин. 

Впервые В.П.Вологдин осуществил сооружение сваркой фермы моста пролетом 36,6 м. в зимнее время при температуре -40оС . Во Владивостоке в 1930 г. под руководством В.П.Вологдина спроектирован, построен и сдан в эксплуатацию первый в СССР цельносварной буксирный катер. Первый положительный опыт позволил в дальнейшем построить серию сварных катеров и барж. 

В 1933 году В.П.Вологдин был назначен руководителем сварочной группы технического отдела Главморпрома в г. Ленинграде. Начался новый этап освоения сварки при сооружении отечественных морских и океанских судов. Под руководством В.П.Вологдина строятся морские гидрографические суда, ледоколы. При постройке судов В.П.Вологдин разработал цикл мероприятий по предотвращению влияния собственных сварочных напряжений на прочностные свойства сварных соединений корпусов судов, работающих при малоцикловых нагрузках. Весома и значима научная и педагогическая деятельность В.П.Вологдина.
В 1920 году, будучи профессором Дальневосточного государственного университета, он проводит цикл научных исследований по дуговой и газовой сварке, впервые вводит понятие "коэффициент расплавления", изучает влияние пространственного положения на прочность шва. В 1927 году Вологдин открывает в ДВГУ подготовку инженеров-сварщиков, среди которых были впоследствии выдающиеся ученые и организаторы сварочного производства: Н.Н.Рыкалин, А.А.Ерохин, Г.К.Татур, Л.М.Яровинский, К.В.Любавский, Е.В.Соколов, И.С.Дмитриев. 

Свое творческое наследие В.П. Вологдин оставил нам в 30 трудах, главными из которых являются "Технология дуговой сварки" , "Деформации и внутренние напряжения при сварке судовых конструкций". 

Дополнения, исправления, уточнения: 

1. Пётр Александрович Вологдин работал горным смотрителем. 
2. Славянов не "организовывал" сварочные работы, а постоянно работал на Мотовилихинском пушечном заводе. Там дед и видел впервые сварку. 
3. В Перми Виктор лишь закончил реальное училище. После этого он поступил в Морское военно-инженерное училище Императора Николая I в Кронштадте. Из него он был изгнан (его ещё и разжаловали, лишив чина фельдфебеля). Произошло это совсем незадолго до окончания, в 1906 году. 
4. В 1906 г. В.П. поступил на электро-механическое отделение Петербургского Политехнического института Императора Петра Великого. По окончании, в 1910 г. работал лаборантом и ассисиентом кафедры. При этом параллельно преподавал в Институте путей сообщения и Коммерческом училище. 
5. В 1918 г. Виктор Петрович был командирован в Воткинск, где его мобилизовали в армию Комитета Учредительного Собрания (КОМУЧ), а в 1919 г. он получил назначение от Омского правительства на должность Директора Правления Казённого Дльневосточного завода, на котором проработал 14 лет. За эти годы побывал он и на посту директора технического бюро. 
6. Даже самый большой объем ремонтных работ не мог обеспечить В.П. "...широкое применение электросварки." Сварочное оборудование, за исключением одного автогенного аппарата, во Владивостоке отсутствовало. В с ё электросварочное оборудование было целиком создано на Дальзаводе по чертежам Виктора Петровича! При этом у него не было никаких руководств, журналов и иных справочных пособий. Вологдин всё восстанавливал по памяти. Впервые дуга вспыхнула во Владивостоке в 1920 г. Пути развития сварки были вполне самобытны. 
7. В 1921 г. изготовлен первый сварной жаротрубный котёл, а в 1922 - водотрубный. 
8. Цельносварной мост, созданный во Владивостоке, был первым таким мостом в Евразии, а, возможно, и в мире. 
9. Объединение в одном абзаце сведений о решении частной технической задачи (сварка при низких температурах) и данных о создании первого цельносварного судна по меньшей мере странно. Ведь во втором случае речь идёт о подлинной революции в судостроении! Катер марки "ЖС" был родоначальником всех судов и кораблей Российского флота, построенного после Октябрьского переворота с применением сварки. 
10. В.П. сам учил рабочих пользоваться сваркой. Он основал сварочную специальность в ДВПИ, ректором которого был, Довелось ему поработать и ректором ДВГУ. В 1925 г. впервые был поставлен вопрос о подготовке инженеров-специалистов в области сварочного дела, причём сварочного дела вообще, а не только в судостроении. 
11. В 1930 году состоялся первый выпуск инженеров-сварщиков. Их учёба сочеталась с практической работой в первой в СССР, а скорее всего, и во всём мире, сварочной лаборатории, а также на Дальзаводе. Инженером-сварщиком , получившим диплом № 1 был Геннадий Дмитриевич Шевченко. 
12. "Главморпром" - это было и важно и хорошо, но суть дела состояла в том, что В.П. в 1934 г. возглавил кафедру сварки Ленинградского кораблестроительного Института, которой руководил до кончины (в 1950г.). 
13. В.П. ввёл понятие "коэффициент наплавки". а не "расплавления". 
14. Важно: ещё в 1926 г. В.П. разработал оригинальную систему обозначений на чертежах сварных швов, которая была утверждена ВСНХ и принята на большинстве заводов СССР. 
15. Школа В.П. Вологдина славна не столько громкими именами, входящих в неё лиц, сколько тем, что эти люди разнесли славяновский огонь по всему СССР. Магнитка, Кузбасс, Днепрогес, Ново-Краматорск, Стальмостострой, создание трубопроводов - крупнейшие стройки и организации, на которых и в которых работали ученики и ученики учеников Виктора Петровича. Список прямых учеников В.П., сделавших очень много для развития научных основ сварки, а также внедрения её во все отрасли народного хозяйства можно было бы существенно увеличить. 
16. Вы пишете, что В.П. родился в 1883 г. Верно. Так быть может, есть смысл отметить, что в 2003 ему исполнилось бы 120 лет? 
17. В связи с этим во Владивостоке у ДВГТУ ему открыт памятник. 
18. Добавить: В.П. варил и подлодки "малютки". Заготовки для сварки поступали из Питера. 
Всего Вам доброго. В. Шевченко

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»