Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

О депортации калмыков заговорили вслух в годы перестройки

Первыми, кто заговорил о депортации вслух в годы перестройки, оказались проживавшие в Москве калмыки, в основном - представители творческой интеллигенции, более свободные в публичном выражении своих взглядов, нежели жители республики. По сценариям одного из них, драматурга Олега Манджиева, были сняты два художественных фильма - "Гадание по бараньей лопатке" и "И вечно возвращаться". После успешного показа первого фильма в Москве и Элисте в 1988 г., - а снять его удалось на Рижской киностудии, - стало ясно, что говорить на эту тему вслух уже разрешено.

Потрясением для меня лично и моих родных была презентация фильма "Гадание на бараньей лопатке" во Дворце культуры профсоюзов в декабре 1988 г. Зал был набит битком. После фильма повисла долгая и скорбная пауза. Режиссер фильма Ада Неретниеце рассказала о сценарии, о работе над фильмом и представила актеров. Любимцем калмыцкой публики стал исполнитель главной роли Церен Цатхланов. Но в тот вечер народ "прорвало", один за другим стали выходить на сцену зрители и рассказывать, сколько они хлебнули горя в те времена. Зал слушал напряженно и с пониманием, потому что у многих судьба сложилась подобным образом. Я помню, что после этого фильма на площадке перед кинотеатром "Родина" прошел первый митинг памяти жертвам депортации и начался сбор средств на памятник. Мне кажется, что этот декабрь был рубежом: от "великой немоты" народ оправился, и мы стали говорить об этих скорбных датах [ 385 ].

В том же 1988 г. вслух с трибуны Верховного Совета СССР заговорил о депортации депутат, народный поэт Калмыкии Давид Кугультинов , начав выступление своими стихами: "От правды я не отрекался, я был и есть калмык" [ 386 ]. Его выступление было воспринято как "разорвавшее постыдное молчание"; но то, что было разрешено сказать поэту-депутату, пока не распространялось на весь народ. До выхода научных публикаций прошло еще несколько лет.

В 1990-е гг. табу на "тайную историю" калмыков было снято, депортационный период стал популярной темой общественных обсуждений. Были сняты документальные фильмы "Знаки ранящих мгновений" (Б.Харлуева, У.Наминова), "Операция "Улусы"", (А.Буратаева), издана поэма Е.Буджалова "Двери настежь, калмыки!", создан цикл художественных полотен К.Ольдяевым, поставлены в театрах несколько спектаклей.

Государственное отношение к депортации по сей день сдержанно: депортационные проблемы находятся под идеологическим контролем государства - и центра, и местной администрации, которая в вопросах, связанных с межнациональными отношениями и территориальными претензиями, особенно осторожна. В отличие от центра, цель которого - рутинизировать проблему, местная власть заинтересована в управлении депортационным дискурсом, чтобы не дать ему забыться и в то же время не допустить его чрезмерного развития, особенно появления новых лидеров, использующих энергию национальной обиды/травмы.

Так, кандидат в депутаты в Государственную Думу на выборах 2003 г. юрист Ю.Сенглеев свою предвыборную программу выстроил во многом на стремлении в должной степени использовать закон "О реабилитации репрессированных народов" и закон "О реабилитации жертв политических репрессий". Сложилась ситуация, когда закон принят, а народ не реабилитирован в полной мере, считал кандидат, а значит, фактически не реабилитирован [ 387 ].

Проблема депортации не забывается, и в определенные дни - 28 декабря, 23 февраля и 9 мая - актуализируется в обществе, но тональность публичных заявлений сдержанна и обращена в прошлое. Основной вывод из этих обсуждений: такие трагедии не должны повториться. Как написал в предисловии к сборнику документов "Ссылка калмыков: как это было" Президент РК Кирсан Илюмжинов , "мы и наши потомки должны знать и помнить, как это было, чтобы горький урок Истории больше никогда не повторился. Таков завет тех, кто не вернулся из далекой холодной ссылки в родные степные просторы. Будем же достаточно мудры, чтобы не пренебречь опытом прошлого, потому что это нужно для нашего будущего" [ 388 ].

Связанные с восстановлением республики трудные вопросы, не решенные политически, например не подписан указ о реабилитации народа, и калмыцкие политики считают, что народ был амнистирован, а не реабилитирован, проблема невозвращенных "северных" территорий, сегодня не поднимаются.

В школах и вузах республики нет специального курса и нет единого печатного стандарта по этой теме. Учителя ведут соответствующий урок по собственному усмотрению, на эту тему выделен один академический час. Тем не менее, современные школьники неплохо знают об этом событии и воспринимают его как самое значимое событие в истории народа прошлого столетия.

День 28 декабря объявлен Днем Памяти . В этот нерабочий день принято устраивать митинги памяти, в буддийских храмах - хурулах идут специальные службы. Сакрализация памяти отражена в двух мемориалах. Это памятный камень - известняк, привезенный из мест захоронения калмыков - узников Широклага . Второй - "Исход и возвращение" - памятник работы Эрнста Неизвестного , который был установлен и торжественно открыт в Элисте 28 декабря 1996 г. Он расположен на окраине города, на вершине искусственно насыпанного холма. Комплекс получил законченность, когда у подножия несколькими годами позже был проложен символический отрезок железной дороги, на котором тринадцатью "могильными плитами" отмечены каждый из пережитых годов выселения. Этот мемориал посвящен радостному событию - исходу из Сибири, но великий скульптор счел нужным поместить его в контекст исторического пути - судьбы калмыков в целом. Поэтому в обеих частях названия - несколько семантических слоев; в частности, как современный, "злободневный", так и библейский, непреходящий [ 389 ].

Депортации калмыков посвящен один из залов краеведческого музея Элисты. Музей устроил более чем скромную экспозицию, поскольку сам стал жертвой депортации. По музейным законам в чрезвычайных обстоятельствах персонал обязан сдать экспонаты сотрудникам близлежащего музея и только потом покинуть свой пост. Но в служебных инструкциях ликвидация государственности как чрезвычайное обстоятельство не предусматривалась. Поэтому музей был брошен, его фонды сильно пострадали, были распределены в иногородние музеи и большей частью до сих пор там находятся.

После восстановления республики краеведческий музей пришлось создавать заново. Однако собрать экспонаты, показывающие материальную культуру калмыцкого народа, сосланного "навечно", вычеркнутого из всех энциклопедий, оказалось практически невозможно: выставленные в наши дни предметы немногочисленны и фрагментарны. Зато зал о депортации благодаря скудости музейных экспонатов становится более красноречивым, а сам музей тем самым превращается в яркую иллюстрацию.

После образа народа-изгоя калмыки стали примерять и развивать образ народа-мученика в буддийском понимании страдания. С начала 90-х появилось немало мемуаров, это была беспроигрышная тема в искусстве и литературе. В это время авторы спешили "застолбить" за собой перспективную научную тематику, тогда же вышли брошюры Н.Ф.Бугая "Операция "Улусы"", В.Б.Убушаева "Выселение и возвращение" [ 390 ]. Название второй книги не случайно, это тоже примета официального подхода: ставить подряд выселение и возвращение. Этим как бы искупается вина: ошибка была совершена и позже исправлена, вопрос исчерпан. Так что трагическая история преподносится смягченно, а по справедливому замечанию И.Сандомирской, "политический язык творит условия политической реальности" [ 391 ]. Важно отметить, что в этом названии слово "возвращение" содержит смысл везения, поскольку не все выселенные народы были возвращены на свои территории; итак, надо радоваться, что возвращение калмыцкого народа состоялось. Калмыкам повезло, в отличие от крымских татар или российских немцев .

Ответы на многие основные вопросы в указанных изданиях получить можно. И все же основательные научные труды до сих пор так и не появились. Что же было сделано? Опубликована "Книга памяти ссылки калмыцкого народа" в нескольких томах, в них - неполный список погибших в Сибири, а также ряд архивных материалов о выселении, воспоминания узников Широклага. Вышли сборники воспоминаний "Поезд Памяти" [ 392 ], "Боль памяти" [ 393 ], "Мы - из высланных навечно" [ 394 ].

Драматическая презентация прошлого особенно удается талантливым режиссерам, актерам, композиторам и писателям. Я сама на каждом спектакле "Араш" в Калмыцком театре юного зрителя, - а я видела эту драму трижды, - рыдала, не в силах сдержаться. Волнующими с детства были для меня страницы повести "Три рисунка" А.Балакаева. Моя подруга не может без слез слушать "Балладу о выселении калмыцкого народа" в исполнении группы "Калмыкия": "Каждый раз плачу", - признается она.

Пытаясь анализировать свои чувства, вызванные этими произведениями настоящего искусства, а не попытками эксплуатировать модную тему, которых тоже было немало, я не услышала в себе желания мести или поиска виновных, скорее - чувства, близкие к катарсису.

Особенно активны были газеты, которые уделяли целые полосы письмам читателей о годах депортации, в то время как литературно-художественный и общественно-политический журнал "Теегин герл" - "Свет в степи" предоставлял свои страницы для мемуаров профессионалам пера.

В конце 80-х появилось большое количество произведений, полностью посвященных депортационной тематике. В наши дни многие российские литературоведы полагают, что эта тема спекулятивна, время ее прошло, и это направление литературные критики из центра иронично назвали "поздний реабилитанс" [ 395 ], полагая, что авторы, сами относящиеся к реабилитированным народам, попросту эксплуатируют эту тему. Тем не менее, в современной калмыцкой литературе редкий автор не затронул проблемы депортации. Характерны сами названия произведений - "Проклятые дни", "Горький путь", "Таможенка - двери ада", "Тринадцать дней, тринадцать лет", "День, обращенный в ночь", "Клейменные годы", в которых содержится оценка описываемых событий.

В последнее десятилетие прошло несколько крупных мероприятий - научные конференции об истории репрессированных народов, фестиваль "Репрессированные, но не сломленные", на которые приглашались представители соседних, также "наказанных" народов. Но доклады на этих конференциях, по мнению специалистов внесли не много существенного в изучение истории депортаций, поскольку они слабо аргументированы и документированы, зато эмоциональны [ 396 ], так же как и многие последующие публикации, не поднимаются до теоретических обобщений. Как правило, они рассматривают конкретный сюжет, взятый из истории одного народа, который подается как наиболее трагический.

Компаративные исследования, посвященные насильственному выселению народов, появившиеся в конце 1990-х, не охватывают калмыцкий материал, ограничиваясь северо-кавказскими народами. Исключением стало исследование П.Поляна, где дается классификация принудительных миграций в СССР, состоящая из восьми разделов. Раздел "принудительные миграции по этническому признаку" делится на подразделы: депортации в порядке "политической подготовки театра военных действий", "зачистки границ" (тотальные и частичные) и тотальные депортации "наказанных народов" (превентивные и депортации "возмездия") [ 397 ].

Автор определил депортацию как один из видов репрессий, разновидность принудительных миграций, которые имеют три особенности. Первая - административный характер, то есть никакой суд решения о депортации не принимал, принимал решение тот или иной исполнительный орган, как правило, это был Президиум Верховного Совета, или же в годы войны - Государственный Комитет обороны. Вторая - их контингентность, "списочность", то есть никого не интересовала персональная ответственность какого-то лица за то, что вменено этому контингенту в вину. Третья - массовость и перемещение, как правило, на большие расстояния [ 398 ].

Оценки специалистов в области исторического знания, в основном историков депортаций, на мой взгляд, еще не сложилось. Характеристики, встречающиеся в литературе, содержат знакомые формулировки из курса истории КПСС, слегка откорректированные в соответствии со временем.

Депортации на этнической основе преподносятся как грубое нарушение национальной политики и демократических принципов. Как писал авторитетный историк депортаций в СССР Н.Ф.Бугай , в 20-30-е гг. народы СССР строили социалистическое общество, и по утвердившейся концепции Сталина сопротивление классовых врагов по мере продвижения к социально справедливому обществу должно было возрастать. Ради построения социалистического общества были принесены многочисленные жертвы. Ими стали вначале представители классово чуждых слоев, так называемые "бывшие": помещики, капиталисты, дворяне, служители культа, интеллигенция, кулаки, буржуазные националисты, а также сами коммунисты, принадлежавшие в прошлом к разным партийным течениям. Со временем в "измене Родине" стали обвинять целые народы, а с карты Советского Союза стали исчезать отдельные национальные образования - районы, области, республики [ 399 ]. Указанные работы писались в самом начале 90-х гг., их авторы не были свободны от советской идеологической парадигмы, хотя и разоблачали ее.

Позже появились новые исследования принудительных миграций в СССР, включенные в более широкий исторический контекст. Географ и историк П.Полян , - возможно, благодаря редкому сочетанию двух специальностей, - смог подойти к проблеме депортаций с географическим и историческим размахом и показал, что "спецпереселенцы" не были порождением сталинизма. Известные со времен Ветхого Завета, все принудительные миграции за всю историю человечества исходили из набора одних и тех же политических и прагматических мотивов. И хотя чаще приоритетными бывают политические факторы, роль экономического фактора тоже огромна, например, исследователь обратил внимание, что лесоповал, на котором были заняты в основном репрессированные, был одной из немногих приносящих валюту сфер социалистического хозяйства. Этот же автор увидел связь между "вспышками принудительных миграций" и мировыми войнами [ 400 ].

Выселение калмыков определяется как тотальная депортация возмездия за совершенные и несовершенные в годы войны преступления против советского государства и помещено в один ряд с депортацией пяти народов Северного Кавказа и Крыма: карачаевцев, чеченцев, ингушей, балкарцев и крымских татар [ 401 ].

Ссылки:

  • Без/Гласность и вопрос депортации калмыков
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»