| 
 | |||
| 
 
 
 
 
 | 
 Аннотация С.Губайдулиной: "In tempus praesens", второй концерт для скрипки с оркестром (2007)
Как и многих сочинителей ХХ века, меня в 
сильнейшей степени волнует проблема времени. Меня волнует, как оно 
изменяется   в связи с изменяющимися психологическими состояниями человека,
как 
оно проходит в природе,  мире, обществе, в сновидениях, в  искусстве. 
  Искусство всегда стоит между сном и реальностью, между мудростью и
безумием, между статикой и динамикой всего 
существующего. 
В обыденной жизни мы никогда не имеем времени настоящего. Лишь только
вечный переход от прошлого к 
будущему.
 И только во сне, в религиозном опыте и 
в искусстве мы может пережить  длящееся настоящее время. Думаю, что именно
этому служит 
музыкальная форма: в своем течении она претерпевает множество событий.
Некоторые 
из них оказываются наиболее важными (их я называю архитектоническими
узлами  
формы). И они могут образовать некую обобщенную фигуру, например, фигуру, 
похожую на пирамиду (на вершине пирамиды) In tempus praesens стоит эпизод
ритуального 
жертвоприношения). Целостное  переживание этой пирамидальной формы как раз
и 
представляет собой  длящееся настоящее время – In tempus praesens
Всё это время меня сопровождает образ 
Софии – мудрости Бога. Явился он мне совершенно спонтанно. Видимо,
совпадение 
наших имен дало повод для этой фантазии.Проявилось ли это в сочинении?
Отчасти – 
да. Но прежде я хотела бы объяснить, какие свойства этого образа были для
меня 
важны.«В начале было Слово,И Слово было у Бога,
И Слово было Бог» (Ев. по 
Иоанну)
Здесь Иисус Христос, Сын Бога – это и 
есть Слово. Отец и Сын – это одно целое, абсолютное единство. Число –
единица, 
. 
Но эта единица содержит в себе  
бесконечно многомерный мир и бесконечное число свойств.
И одно из самых важных свойств 
Абсолюта   - страстное желание, чтобы абсолютное начало  было
воплощено, 
т.е. реализовано в пространстве с меньшим количеством измерений. 
И вот эта идея воплощения и есть София, 
мудрость бытия Бога (Богиня мудрости у древних греков, софийное начало в
Ветхом 
Завете, София в православной традиции). 
Мудрость заключается в том, чтобы был 
сотворён мир, чтобы единица превратилась в число три: три ипостаси
Божественного 
Бытия – Отец, Сын и Дух Святый. Единство, множество и связь (Николай
Кузанский).
Инициатор этого превращения – София. Она 
– творческий принцип Бога,  инициатор творения мира.
Но и в сотворенном мире  необходима 
мудрость: достигнутое множество обязательно должно вновь приводиться к 
единству.
Когда Иисус говорит: «Я – в Отце, и Отец 
– во Мне, и вы – во Мне, и Я -  в вас» (Ев. по Иоанну), то в нем говорит 
софийное начало. Вечное превращение единицы в число три, и числа три в
единицу. 
Превращение единства – во множество и множества – в единство.
Именно поэтому при сочинении этого 
произведения на первый план вышло то качество, которое можно было бы
обозначить 
как двух-векторность образа Софии:  Страстное желание 
реализации звукового множества, желание достигнуть верхнего регистра,
услышать, 
так сказать, небо, а с другой стороны – достигнуть самого низкого регистра
с его 
адскими 
frullato 
  тромбонов.
2.   Второй же вектор –
это необходимость привести звуковое множество вновь к единице, т.е. к 
унисону. 
       Ссылки: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | ||