Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Агитационная деятельность Горького в 1930-е г

Однако агитационная деятельность Горького, разумеется, далеко не сводилась к театральной. Никогда в жизни не было у него такого объема оргработы, как в СССР в тридцатые годы, особенно сразу после окончательного (в 1932) переезда в Союз Советов. Больше всего он носился с двумя своими навязчивыми идеями: первая - книжные серии, в которых пролетариату излагали бы в доходчивом виде историю мировой культуры, Гражданской войны, фабрик и заводов (последняя инициатива - самая необъяснимая: кому нужна история фабрик и заводов?! Кто будет о ней читать, особенно если работает на этих заводах и фабриках?!).

Коллективный писательский подряд необходимо было внедрять, по мысли Горького, хотя бы потому, что на внедрении коллективного труда стояла вся советская мифология, сельское хозяйство подверглось коллективизации, так пора и литературу коллективизировать, как он уже пытался когда-то в "Знании" ! Привлечь лучших, раздать задания, разбить историю на главы, каждому вручить по главе - знай пиши! Такой опыт уже был в "Сатириконе", и вполне удачный, но тут-то все было всерьез!

Преимущество у такого образа действий было ровно одно: писателю давали заработать. Но необходимость знакомиться с фабрично-заводскими архивами, выслушивать рассказы пролетариев, описывать жизнь удалых купцов, талантливых, но исторически обреченных? Реконструировать историю большевистской агитации на фабриках, перелистывать ломкие желтые страницы большевистской прессы, подгонять стилистику под слезливо- пафосную "Мать"? О, как все это вязло в зубах, как невозможно было ни писать, ни читать эту фабрично-заводскую историю! - а ведь талантливые люди мучились, смертельно больной Вагинов ездил на фабрику, производящую электрические лампочки, - Мария Шкапская описывала историю ивановского текстиля - Горький умер, серия прекратилась, рукопись так и осталась ненапечатанной.

Были у него и более удачные проекты - "Библиотека поэта", существующая поныне; "Жизнь замечательных людей" (тоже процветающая); "История молодого человека" Он же придумал издательство "Academia" - новую, усовершенствованную версию "Всемирной литературы" .

Все тот же коллективный писательский труд породил и лично Горьким задуманную и отредактированную книгу о строительстве Беломорско-Балтийского канала - первую стройку социализма, на которой использовался исключительно труд заключенных . Причем уголовные и политические составляли уже примерно равные доли - шел 1933 год. Сам Горький, посетив строительство в составе возглавляемой им группы лояльных литераторов, обратился к чекистам с нежными словами:

"Черти драповые! Вы сами не понимаете, какое великое дело тут делаете!" И прослезился - он это хорошо умел.

Книга вышла в свет 20 января 1934 года и была посвящена только что открывшемуся XVII съезду партии - впоследствии он получил название "Съезд победителей" ; две трети этих победителей были потом репрессированы - за то, что Киров на съезде чуть не обогнал Сталина по числу голосов при избрании генсека. Соредакторами книги были Горький, а также низвергнутый, но еще не репрессированный вождь РАППа Леопольд Авербах ; с чекистской стороны проект курировал Фирин .

Писателей собрали около тридцати человек, некоторые - как Булгаков - отклонили приглашение. Приняли его Алексей Толстой, Николай Погодин, Виктор Шкловский, Михаил Зощенко, Александр Авдеенко, Всеволод Иванов, Бруно Ясенский, Вера Инбер. Просился и Андрей Платонов - видимо, не столько ради легализации своего положения в литературе, сколько ради действительно уникального материала, который можно было в этой поездке увидеть; его не пустили. Интересно, что книга эта была в 1937 году запрещена - двое из соредакторов были арестованы, а третий умер. Но в 1934 году она выглядела воплощением горьковской мечты - коллективный труд, знакомство с жизнью, роскошное оформление!

Писательская бригада сделалась главной единицей литературного процесса. Эти бригады - в их составе были и крупнейшие писатели эпохи, и литературные поденщики, и откровенные бездари-конформисты,- раскатывали по всей России, мешая великие дела с халтурой, бессмыслицу с подвигом, культуртрегерство с коллаборационизмом.

Одни переводили с языков народов СССР бесконечные и одинаковые народные эпосы (а зачастую просто сочиняли эти эпосы): так выживали серьезные поэты, вытесненные в ниши переводчиков, - Липкин , Тарковский , Штейнберг , Шенгели , Петровых .

Другие переводили грузинских, украинских, белорусских коллег, дагестанских ашугов и казахских акынов на русский язык. Третьи воспевали железную дорогу, отправляясь в агитпоезде, состав которого утверждал лично Лазарь Каганович, транспортный нарком и вернейший сатрап.

Ссылки:

  • Горький в 30-е годы
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»