Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Дальновидение Термена - праобраз телевидения

Источник: Кокин Л., 1981

В 20-е годы идеи радиопередачи изображений на расстоянии будоражили многие головы. Фототель, телефот, телоптикон, телегор... новые устройства сыпались, как из рога изобилия. В большинстве случаев это были установки для передачи неподвижных изображений, то, что мы называем фототелеграфом. Если же установки передавали движущееся изображение, то лишь предварительно заснятое на кинопленку. Телевидение рождалось в муках, и в то время, даже название самого процесса еще не устоялось. Уже существовало слово телевидение, но Термен предпочитал называть это дальновидением. То же самое именовалось телевизией, телеоптикой, телескопией. Факт был тот, что ни одно из предложенных устройств - как бы ни называли его авторы - не позволяло наблюдать движущиеся предметы в момент, когда движение совершается.

"Инженер-музыкант" Термен летом 1922 года предложил устройство, которое позволило бы увидеть само событие. Но одно дело - предложить проект, нарисовать его на бумаге, и совсем другое - осуществить... А он разбрасывался. Он монтировал сигнальные установки, ездил с концертами- лекциями, и все это отнюдь не помогало работе. Иные его коллеги не воспринимали Термена всерьез. Термен? Талантлив. Но... Они бы назвали его фантазером, однако в институте Иоффе это вовсе не было бранным словом. Но... легкомыслен! - говорили они.

А Иоффе относился к Термену с интересом. По-видимому, придавал его работам большое значение и многого ждал от него. Во время своих поездок за границу он не раз вспоминает в письмах о Термене: "Я очень прошу всех, кто сейчас работает, написать мне о ходе дела и о том, чего не хватает. В особенности это относится к Термену, Селякову, Чернышеву..." (Берлин, 16.V.1921). В мае 1922 года Иоффе спрашивает (из Берлина же), какие книги хотели бы получить из-за границы профессора Политехнического института, и просит прислать списки. "Пусть пришлет кое-кто из рентгеновцев - Семенов, Лукирский, Термен, Селяков". "Очень интересны опыты Гебе,- пишет он жене из Берлина в ноябре 1925 года,-укажи на них Чернышеву и Термену". Удивительно заботливым, доброжелательным человеком был внешне холодноватый Папа Иоффе! И не кто иной, как он, настоял на том, чтобы руководитель лаборатории электрических колебаний известный физик Термен был зачислен в Политехнический институт - студентом физико- механического факультета. Ведь физик Термен имел военно-инженерное образование, окончил консерваторию со званием "свободного художника", но диплома физика у физика не было. И не кто иной, как Папа Иоффе, предложил новиспеченному студенту тему для диплома - электричское дальновидение.

За дипломную тему Термен принялся с жаром. В Физтехе разработкой системы электрического видения на расстоянии занимался еще и профессор Чернышев - заместитель директора и руководитель Технического отдела, непосредственное начальство Термена. Александр Алексеевич Чернышев был человек обстоятельный и к своей задаче относился сообразно своему характеру, вместе с помощниками тщательно продумывая и отрабатывая каждую часть будущей системы. Термену же не терпелось сделать действующую установку, а доводку отдельных звеньев он с легким сердцем готов был предоставить другим. Он собрал в свою установку известные прежде приборы и устройства, щедро тратя премию за изобретения по сигнализации и электромузыке на Александровской толкучке в Питере и на Сухаревке в Москве - там можно было достать и детали, и материалы...

Для развертки изображения на "отправительном приборе" он применил вращающийся диск с наклоненными по-разному зеркалами, которые последовательно "осматривали" передаваемую картину. Точно такое же колесо "свертывало" изображение в приемном устройстве. Для синхронизации вращения обоих колес Термен на одном валу с их моторами установил известный аппарат - магнето. Световые "зайчики" от первого колеса один за другим падали на фотоэлемент. Возникал ток. И когда по своим электрическим дорогам он подходил к приемному прибору, качающееся там под действием тока зеркальце отбрасывало зайчик на вращающиеся зеркала второго колеса - освещая их тем ярче, чем сильнее был в этот момент ток... Этим способом издавна пользовались в измерительных приборах. Словом, части установки были известны задолго до Термена. Но это вовсе не значило, что он просто подсоединил их одну к другой. В таком именно сочетании и порядке никто и никогда не объединял их. В конце концов паровоз Стефенсона тоже был собран из ранее известных частей. Но понадобилось три десятка лет плюс гений изобретателя, чтобы совместить паровую машину Уатта с катящимися по рельсам, как на средневековых рудничных путях, колесами посредством давно известного кривошипно- шатунного механизма.

...И снова, как несколькими годами раньше, в пору рождения терменвокса , в лабораторию к Термену потянулись паломники. Смотрели сами, приходили смотреть с семьями - лаборанты, физики, профессора. Наконец, настал день публичного показа - день защиты диплома. Дипломные работы на физмехе нередко оказывались первоклассными научными исследованиями. Студент Кондратьев , например (впоследствии академик), положил начало новому этапу в изучении химических реакций, впервые применив для этой цели в своем дипломе масс-спектрометр. Оригинальными исследованиями были студенческие работы будущих академиков и профессоров Харитона, Курдюмова, Лейпунского, Гохберга, Шальникова и других. "Это была настоящая научно-исследовательская работа, совсем как у "больших". Как вырастал каждый из нас во время выполнения работы! - вспоминал профессор Я.Г. Дорфман .- С какой гордостью несли мы на защиту свои "диссертации", как интересно было выслушивать настоящую научную критику и парировать удары оппонентов..." И все-таки при всем этом в понедельник 7 июня 1926 года состоялась защита, необычная даже для физмеха.

Распаренный от жары Лесной. В Большую физическую аудиторию Политехнического института набилось человек двести. На окна опущены плотные шторы, но никто не ропщет на духоту. Вспыхивает в темноте ярко- зеленый квадрат экрана, и аудитория взрывается аплодисментами. На экране движется человеческая рука. Поворачивается. Сгибает и разгибает пальцы. Потом ее место занимает игрушка - паяц забавно дергается, прыгает на шнурке. Все это напоминает кинематограф, хотя экран мерцает, а изображение не вполне четкое, размытое, в полосах. Но в зале хлопают: ведь и паяц, и рука движутся в тот же самый момент за стеною, стена как бы стала прозрачной! Да, покамест прибор маломощен и хрупок. Но разве совершенен был первый грозоотметчик Попова или кинетоскоп Эдисона?..- вот о чем спрашивают себя свидетели этой защиты. Им назавтра вовсе не кажутся сильно преувеличенными восторги газетного репортера:

"Практика радиодела и мощнейшая техника современных усилительных приборов в недалеком будущем возведут на терменовском фундаменте технический и бытовой переворот огромной и опьяняющей смелости!.. Важнейшие события, раз уловленные в отправительный прибор Термена, сделаются видимыми одновременно во всех концах земного шара".

"Имя Термена отныне входит в историю науки наравне с Эдисоном, Поповым!" - провозглашали газетчики двадцатых годов. Но... телевидение еще ходило в коротких штанишках, то было время его детства. При помощи системы с вращающимися дисками - с механическим способом развертки - оказалось невозможным получить достаточно четкое изображение. В этих несовершенных с сегодняшней точки зрения устройствах была выработана лишь принципиальная схема телевидения - в основном неизменная по сию пору. Роль Термена в пионерских этих работах оценил профессор Розинг , один из основоположников электронного телевидения. "В области электрической телескопии, основанной на механических процессах, благодаря экспериментальному таланту инженера Термена русская электротехника одержала частичную победу почти одновременно с иностранными экспериментаторами Бэрдом, Джен-кинсом и другими", - писал он. Если учесть, что Бэрд, например, показывал силуэты гипсовых фигур, так как его аппаратура требовала невыносимой для живого организма освещенности, то еще неизвестно, в чью пользу говорит это осторожное "почти". Однако до предсказанного "переворота опьяняющей смелости" новому средству человеческого общения предстоял еще долгий и трудный путь. А "инженер-музыкант" Термен вскоре остыл к этому своему увлечению. Установка "дальновидения", которую он сделал, для него самого была, вероятно, не более чем эффектной игрушкой... Но она взбудоражила не одну горячую голову. И едва ли можно объяснить случайностью, что идею совершившего революцию в телевидении иконоскопа - передающей трубки, в которой происходит накопление световой энергии,- предложил через несколько лет (в 1930 году) не кто иной, как "правая рука" Термена Александр Павлович Константинов.. .

Ссылки:

  • МИНЦ Александр Львович 1895-1975: Краткая биография
  • "ДЕТСКИЙ САД" ПАПЫ ИОФФЕ
  • 5 (пятый) физический съезд 1926
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»