|
|||
|
Прибор Термена заинтересовал Иоффе
Подобрать мелодию не составляло для него большого труда. Помимо радиотехники, он с детства занимался музыкой и даже получил в свое время консерваторский диплом по классу виолончели. Не задерживаясь на "чижике- пыжике", Термен подобрал на своем приборе известную каждому виолончелисту пьесу - соло из балета Минкуса "Фиаметта". Прибор для измерения диэлектрической постоянной газов вполне справлялся с виолончельным соло!.. Как было не прийти в восторг от этой музыки! Но ее не слышит никто, кроме исполнителя,- вот что обидно... Приспособив к прибору вторую пару наушников, Термен демонстрирует "соло" своей лаборантке. Во время очередного профессорского обхода, извинившись, он просит Абрама Федоровича надеть наушники. По мере того как прибор "играет", скептическое выражение сползает с красивого лица Иоффе. И вот уже академик ходит по комнатам, приглашая народ к Термену. Академику свойственно увлекаться всем необычным. Он тут же принимает решение: делать электромузыкальный инструмент - делать то, чего еще не делал никто! В ноябре 1920 года на заседании кружка механиков имени профессора Кирпичева физик Термен дал свой первый концерт. То, что еще недавно было физическим прибором, сделалось подобием музыкального инструмента. Кроме балетного соло Минкуса, на заседании были исполнены "Лебедь" из "Карнавала животных" Сен-Санса и "Элегия" Массне... К этому заседанию- концерту Термен улучшил свой прибор-инструмент. Приспособил наушник величиною с тарелку да еще приделал к нему бумажный рупор. Теперь мелодия звучала на всю комнату, причем громкость можно было регулировать специальной педалью. Слушатели аплодировали музыканту и придирчиво допрашивали физика. - В инструменте использовано явление интерференции,- объяснял физик.- В данном случае оно проявляется как разностный тон двух электрических колебаний высокой частоты. Небольшое изменение одной из частот вызывает значительное изменение частоты биений. То есть высоты тона. Это достигается благодаря малым изменениям емкости колебательной системы. И он тут же демонстрировал все на опыте. Приближал руку к инструменту - и казалось, что завывает сирена. Удалял - и нарастал грозный гул. Затем физик Термен передал слово музыканту-Термену. Музыкант Термен сказал: - Исполнитель не должен быть обременен чисто механической работой. Он должен управлять звуками, но не добывать их. Движение руки в пространстве без нажима на струну или смычок способно к более тонкому повиновению воле исполнителя. Под конец заговорили оба - и музыкант, и физик, перебивая один другого,- о том, что обещает в будущем необычный инструмент. Без особого усложнения может быть получено несколько тонов. Возможна игра на струнах и грифах, как на скрипке или виолончели, возможна на клавиатуре, подобной фортепианной, или даже игра с помощью движений при танце, когда танцовщик будет сам себе создавать музыку. Возможна радиопередача без искажений и перемещение звука по аудитории. Возможно сочетание высоты тона с окрашенным светом по некоторым заранее выработанным правилам - подобие цветомузыки, о которой мечтал Скрябин... Электричество, оказывающее большое влияние на науку и технику, должно коснуться искусства! А потом участники заседания - те, которые жили в городе, Термен в их числе,- под осенней изморосью торопливо шагали к Финляндскому вокзалу, чтобы не опоздать на последний трамвай. Летом многие пользовались велосипедами, но велосипедный сезон закончился, по слякоти ездить стало уже трудно. До вокзала же было верст пять, не меньше, а трамваи ходили только до шести часов вечера... Ссылки:
|