Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Самолеты пятого поколения

Итак, самолет пятого поколения является прежде всего носителем высокоточного оружия и работает в объединенной системе разведки, планирования и командования боевой операции, связи и наведения оружия. В авиационной промышленности еще в середине восьмидесятых годов, практически сразу после принятия на вооружение самолетов МиГ-29 и Су-27 , развернулись работы по самолету пятого поколения. Конечно, основная его концепция исходила из геополитической ситуации того времени. Продолжалась "холодная война", и широкомасштабный конфликт со странами НАТО был основной расчетной моделью для наших исследований. В США в то время была развернута работа по самолету F-22 ("Рэптор") . Он строился по концепции борьбы с самолетами семейства Су-27, так как американцам пришлось признать факт превосходства наших истребителей по сравнению с основными самолетами НАТО F-15, F-18 и F-16. Поэтому самолет F-22 был последним самолетом холодной войны и строился по принципу "высокая эффективность любой ценой". Самолет получился, конечно, достаточно серьезной системой оружия, но цена его приблизилась к 100 миллионам долларов. Доступность его на рынке вооружений стала под вопросом. Кроме того, он все-таки был оптимизирован на обеспечение господства в воздухе в воздушных боях с Су-27, то есть это не был многофункциональный самолет, а типичный истребитель. Когда его разработка была практически завершена, в 2000-2001 годах, стало ясно, что он избыточен в режиме класса "воздух - воздух" и малоэффективен в режиме класса "воздух - поверхность". Поэтому США в своих планах ограничились строительством ограниченной группировки для замены самолетов F-15, дислоцированных на Аляске. Правда, американцы, чтобы как-то оправдать свои затраты, заговорили о тактике "ястребиной стаи" . В этой концепции предполагается использовать самолет F-22 (как своеобразный летающий командный пункт группы ударных самолетов, которые должны быть построены по программе перспективного ударного самолета JSF (Joint Strike Fighter) .

F-22, одновременно с управлением группировкой, использует высокий потенциал своей БРЛС для обнаружения истребителей противника и соответствующего воздушного прикрытия своей группировки. Хотя нафантазировать можно многое! Мы еще в бытность строительства МиГ-31 проводили летный эксперимент со смешанной группировкой в составе МиГ-31 и полка МиГ-23. Эксперимент проводился под Баку, и прорабатывалось отражение налета со стороны Каспийского моря. Такой эксперимент был вызван событиями в долине Бекаа (в Сирии) . Тогда группировка сирийских ВВС, состоящая из МиГ-23 , вступила в бой с группой израильских "Фантомов" . В этом групповом бою израильские самолеты управлялись от летающего командного пункта на базе самолета "Хокай" и проявили определенное тактическое превосходство. Сирийские МиГ-23 летали "классическим" строем в виде пар: ведущий и ведомый. Эта тактика хорошо себя оправдывает в ближних маневренных боях, когда ведущий атакует самолет противника, а ведомый прикрывает его сзади от возможной атаки других самолетов. Но в случае группового воздушного боя на встречных курсах с применением ракет класса "воздух - воздух" средней дальности необходимость прикрытия сзади отпадает, но зато надо координировать действие всей группировки, выдавая ей необходимые целеуказания. Для этого израильтяне и применили самолет радиолокационного дозора . У нас был разработан самолет РЛДН (радиолокационного дозора и наблюдения ) А-50 на базе Ил-76 , но в Сирию он не поставлялся.

Поэтому на совещании у Д. Ф. Устинова, где разбирался вооруженный конфликт в долине Бекаа, я выступил с предложением попробовать МиГ-31 в качестве самолета наведения, так как его БРЛС с электронным сканированием позволяла обеспечить режим многоканального слежения, а станция передачи данных позволяла передавать на борт МиГ-23 необходимые целеуказания. Дмитрий Федорович тут же распорядился провести летный эксперимент. Руководил всем экспериментом командующий истребительной авиацией ПВО генерал Москвителев . Бригадой от промышленности, которая должна была провести необходимые доработки, руководил мой первый заместитель Позняков . Эксперимент очень напугал руководство ПВО, так как самолеты МиГ-31 только стали поступать в истребительные полки, и их было очень мало. Поэтому Москвителев очень опасался, что у него отберут самолеты и перебросят в Сирию, ослабив нашу группировку истребителей ПВО. Поэтому в общем заключении по итогам эксперимента было вылито очень много "кислоты" о недоработанности бортового оборудования, неустойчивости связи и т.д. Так или иначе, но самолет F-22 , хотя и относится к самолетам пятого поколения, явно не соответствует резко изменившемуся геополитическому положению в мире. Да и созданные у нас экспериментальные самолеты проекта I-44 в ОКБ им. А. И. Микояна и самолет с обратной стреловидностью "Беркут" в ОКБ им. П. О. Сухого также не соответствовали изменившейся геополитической ситуации.

Надо было закладывать самолет с учетом изменившихся условий. Первыми прореагировали американцы. Они приняли специальную программу JSF - первую достаточно крупную программу создания новых образцов вооружений, реализация которой началась уже после окончания холодной войны, т.е. в новых условиях, когда на первый план вышли экономические факторы и рыночные механизмы проведения подобных работ. В самих США проведение программы JSF совпало по времени с процессом реформирования всей системы приобретения новых образцов вооружений. Поэтому в официальных документах программы JSF было принято положение о придании ей роли модели рассматриваемого реформирования.

Ссылки:

  • НАЧАЛО НОВОГО ВЕКА: ВЫСОКОТОЧНОЕ ОРУЖИЕ, СПАСЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»