Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Верификация программ

Это тоже очень сложная задача. Забегая вперед, скажу, что спустя десять лет, работая с фирмой "Рокуэлл Коллинз" над гражданским самолетом Ил- 96М/Т , мы познакомились с американской системой верификации. Они проводят ее, как я определил это для себя, путем "долбления" зондирующими сигналами всех веточек программы в режиме "да" или "нет", и так узнают, работает эта веточка или не работает. Это очень громоздкий и "тупой" процесс, потому что число веточек очень велико. По завершении верификации программ Ил-96М/Т верификационные листы, когда их подшили, сложились в сорок толстенных томов. Если бы мы шли по этому пути, работая над Ту-160, то получили бы таких томов на порядки больше, поскольку программы в нем нацелены не только на решение навигационно- пилотажных задач, но прежде всего на выход в зоны боевого применения, выставку инерциальных платформ, пуск десятков ракет, имеющихся на борту. И если бы мы пошли по американскому пути верификации, то нам, наверное, всей жизни не хватило бы, чтобы ее провести. Полунатурное же моделирование, которое фактически дает возможность "жить" в реальном полете, позволило нам в кратчайшие сроки проверить в комплексе всю программу управления системами самолета и оружия. И только один раз, и то не на Ту-160, а на Ту-96МС, поймали режим, который в реальном полете привел к ложному срабатыванию одной из систем. Мы долго не могли понять, в чем дело, но когда на стенде запустили этот режим, то нашли ошибку в одной из веточек программы. Она как-то проскочила через "сито" режимов, которые мы моделировали. В общем, как мы убедились на собственном опыте, глубина моделирования позволяла довольно тонко и детально тестировать все математическое обеспечение сложных авиационных систем.

Хотя, может быть, западная методика верификации дает более полную ее картину, поскольку в принципе не допускает пропусков веточек, но зато очень трудоемка, занимает много времени, и я не убежден, что она правильно отображает динамическое взаимодействие элементов системы. Наше тестирование, помимо логического анализа цепочек программ и на соответствие с картами прошивок, позволяло еще и видеть, как система работает в динамике. Этот процесс, думаю, еще не осмыслен теоретически до конца, но он очень важен - взаимодействие "живой" программы и "живой" аппаратуры в реальном масштабе времени еще ждет своих исследований.

Ссылки:

  • Ту-160: отработка системы управления вооружением
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»