Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Козлов Дмитрий Ильич (1919-2009)

Начальником филиала N3 ОКБ-1 назначается ведущий конструктор ракеты Р-7 Дмитрий Ильич Козлов. Козлов расширяет и реорганизует куйбышевский филиал в самостоятельное ЦСКБ - Центральное специализированное конструкторское бюро. В дальнейшем ЦСКБ взяло на себя все заботы по модернизации и ведению производства Р-7. Но основной продукцией ЦСКБ в последующие годы являлись спутники-разведчики . Впоследствии Козлов дважды стал Героем Социалистического Труда. Он был избран членом-корреспондентом Академии наук и удостоен Ленинской и Государственной премий.

Главный конструктор завода "Прогресс"

См. в Википедии Козлов, Дмитрий Ильич
Источник- Википедия
Дата рождения: 
1 октября 1919
Место рождения: 
Тихорецк, Краснодарский край
Дата смерти: 
7 марта 2009 (89 лет)
Место смерти: 
Самара
Страна: 
СССР > Россия
Научная сфера: 
Ракетостроение
Место работы: 
«ЦСКБ-Прогресс»
Альма-матер: 
Ленинградский военно-механический институт
1-й Генеральный конструктор - Председатель ЦСКБ
1983 — 1996
1-й Генеральный конструктор ЦСКБ-Прогресс
1996 — 2003
1-й Генеральный директор ЦСКБ-Прогресс
1996 — 2003
Предшественник: должность учреждена
Преемник: Кирилин Александр Николаевич

Дмитрий Ильич Козлов (1 октября 1919, Тихорецк, Краснодарский край — 7 марта 2009, Самара) — советский и российский конструктор ракетно-космической техники.
Дважды Герой Социалистического Труда, генеральный конструктор Центрального специализированного конструкторского бюро («ЦСКБ-Прогресс»), член-корреспондент Российской академии наук (1991; член-корреспондент АН СССР с 1984 года).

Дмитрий Ильич Козлов родился 1 октября 1919 года в городе Тихорецке Краснодарского края в семье рабочего.
После окончания в Пятигорске в 1937 году средней школы поступил в Ленинградский военно-механический институт.
Во время Великой Отечественной войны с 1 июля 1941 года — доброволец Ленинградского народного ополчения, участвовал в боях на Ленинградском и Волховском фронтах в составе 71-й отдельной морской стрелковой бригады. В сентябре 1944 года после третьего ранения, в результате которого он потерял руку, был демобилизован, вернулся в институт и окончил его в декабре 1945 года.
В 1946 году после работы в составе Технической комиссии по изучению трофейной ракетной техники Дмитрий Ильич работает в КБ завода № 88 им. М. И. Калинина (СКБ НИИ-88, преобразованного в 1951 году в ОКБ-1) инженером-конструктором под руководством С. П. Королёва.
В пятидесятых годах — сначала ведущий конструктор ракеты Р-5, позже ведущий конструктор ракеты Р-7 — знаменитой «семёрки». Именно эта ракета позволила обеспечить приоритет СССР в разработке межконтинентальных баллистических ракет и положить начало созданию практической космонавтики. С 1958 года Дмитрий Ильич возглавил развёртывание серийного производства ракет Р-7 на самолётостроительном заводе № 1 в городе Куйбышев (ныне как завод входит в ЦСКБ-Прогресс, город Самара) и организацию на этом заводе конструкторского бюро, ставшего впоследствии одним из ведущих в стране по созданию ракетно-космической техники. С 1961 года Д. И. Козлов — заместитель Главного конструктора ОКБ-1 (с 1966 года — первый заместитель), начальник и Главный конструктор филиала № 3. С 1967 года — первый заместитель Главного конструктора Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ), начальник и Главный конструктор Куйбышевского филиала ЦКБЭМ. С 1974 года — начальник и Главный конструктор Центрального специализированного конструкторского бюро (ЦСКБ), а с 1983 года — начальник и генеральный конструктор ЦСКБ.
В апреле 1996 года, после образования ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс», Д. И. Козлов становится его Генеральным директором и Генеральным конструктором. С 2003 года Дмитрий Ильич — Почетный генеральный конструктор «ЦСКБ-Прогресс».
Скончался 7 марта 2009 года. Похоронен в Самаре на городском кладбище.
Дмитрий Ильич был женат. У него двое детей: сын Владимир — заместитель генерального директора «ЦСКБ-Прогресс», дочь Ольга — директор шахматно-шашечного клуба.

Работа

Конструкторское бюро под руководством Д. И. Козлова в содружестве с другими КБ промышленности и институтами АН СССР с начала 1960-х годов стало головным КБ по созданию космических аппаратов для контроля за соблюдением международных соглашений об ограничении стратегических вооружений, проведения исследований природных ресурсов Земли и экологического контроля («Фрам», «Ресурс-Ф»), космической технологии и материаловедения («Фотон»), космической медицины и биологии («Бион») и по созданию ракет-носителей «Восток», «Молния», «Союз».
В середине-конце 1960-х гг. КБ Козлова разработало военный пилотируемый космический корабль «Звезда» на основе наработок «Союз-ВИ» 7К-Р/7К-С/7К-ВИ, переданных из КБ Королёва ОКБ-1 (ныне ЦКБЭМ) в связи с его перегруженностью околоземными и лунными гражданскими пилотируемыми программами. Корабль «Звезда» имел авиационную пушку Нудельмана-Рихтера НР-23 и радиоизотопный генератор. Также корабль выгодно отличался от базового «Союза» 7К-ОК по компоновке. Проект был одобрен, правительство утвердило срок первого испытательного полета — конец 1968 года. Корабль был воплощён в металле и подготовлен к испытательным полетам, как и специальная группа космонавтов. Однако, сменивший С. П. Королева новый руководитель ОКБ-1 (ЦКБЭМ) В. П. Мишин добился отмены программы корабля «Звезда», пообещав создать очередной военный вариант корабля «Союз» 7К-ВИ/ОИС, который так и не был создан в условиях больших затрат при «лунной гонке».
За все время работы Д. И. Козлова в «ЦСКБ-Прогресс» было разработано, изготовлено и запущено свыше 1700 ракет-носителей типа Р-7 и около одной тысячи космических аппаратов различного назначения.
Д. И. Козлов — автор более 150 научных трудов и изобретений, посвящённых теоретическим и экспериментальным исследованиям построения и проектирования сложных автоматических космических комплексов и входящих в их состав систем. Д. И. Козлов создал в ЦСКБ дружный коллектив творческих работников, способных решать задачи любой степени сложности. Дмитрий Ильич сохранил и развил традиции организаторской работы своего учителя — С. П. Королёва. Концепцию конструкторской школы Козлова отличает высокая требовательность, культура труда, постоянный поиск и совершенствование. Одним из основных факторов успешной деятельности предприятия он считал подготовку высококвалифицированных кадров. В течение многих лет Дмитрий Ильич возглавлял кафедру «Летательные аппараты» одного из ведущих вузов страны — Самарского государственного аэрокосмического университета. Под научным руководством Д. И. Козлова выросла плеяда талантливых учёных в области ракетно-космической техники и смежных с ней областях.
Научные, учёные и академические звания, учёные степени

профессор
доктор технических наук
член-корреспондент Российской академии наук
действительный член Международной академии астронавтики
действительный член Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского
действительный член Академии технологических наук Российской Федерации
почётный член Российской инженерной академии
почётный член Академии навигации и управления движением Российской Федерации
Награды

Д. И. Козлов лауреат Ленинской премии, награжден 4 орденами Ленина, орденом «За заслуги перед Отечеством» 2 степени, орденом Октябрьской революции, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями. В 1989 году удостоен звания «Заслуженный работник промышленности СССР» (нагрудный знак № 1). Д. И. Козлов — почётный академик Академии технологических наук РФ, заслуженный деятель науки и техники РФ, почётный гражданин города Самары и города Тихорецка.

Ссылки:

  • завод N 1 (Государственный авиационный завод N 1, Куйбышев (Самарский авиазавод)
  • 7К-ВИ корабль-спутник военного назначения
  • Подготовка к пуску "Союза-11" для стыковки с Салютом
  • Солдатенков Александр
  • Глушко метет "новой метлой" в НПО "Энергия"
  • Пензин Борис
  • Совместные испытания Р-7, принятие на вооружение
  • Вторая, неудавшаяся попытка запустить "Союз"
  • Ракета Р-7: долгожитель космической эры
  • "Русь" - ракета-носитель
  • Руководство СССР не сконцентрировало силы на полете на Луну
  • Прекращение работ по H1 было ошибкой
  • Эволюция систем управления космических объектов
  • Неожиданный честный доклад Мозжорина в ЦК: планы по Н1 нереальны
  • ОКБ-1: структура и сотрудники, 1954 г.
  • Проекты советских пилотируемых кораблей в 1966 г.
  • Подготовка к пускому Н1-Л3 N7Л, 1972 г.
  • Подготовка серийного производства Р-7 для совместных испытаний с МО
  • Причина аварии Н1-Л3 N7Л: взрыв двигателя
  • Перспективы ракетно-космической техники в России
  • ЧЕРТОК Б.Е.: О ВРЕМЕНИ И СОВРЕМЕННИКАХ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»