Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Наталия Шеина: новые танцы и спектакль "а зори здесь тихие"

Без сомнения, танцы, а особенно народные, являются украшением любого концерта. Традиционно агитбригада славилась вокальным жанром, как правило, очень лиричным и мечтательно-созерцательным. Ставились агитбригадой на сцене и драматические произведения. Однако народные танцы представляли собой нечто очень красочное, задорное и молодое. Поэтому, наверное, при приёме в состав агитбригады особо "придирчивое" внимание уделяли набору в танцевальную группу.

В 1971 году, я поступила на Биофак и пришла на концерт, который устроила агитбригада для новичков. Он мне очень понравился, но танцевальных номеров в программе концерта не было (думаю, что это было связано с неудобством сценической площадки). После концерта состоялся просмотр и прослушивание всех желающих. А уже через некоторое время начались репетиции и подготовка к новому агитпоходу - в Вологду (зимой 1972 года). Совет агитбригады во главе с Юрой Каменским (командором) отобрали очень хороших, сценогеничных и координированных девушек. Это Ира Сахарова , Наташа Сальникова , Оля Тихоненкова , Люба Ганиева и я. Кто-то из нас имел хореографическую подготовку, кто-то - нет. Некоторые девушки выступали в нескольких жанрах (Оля Тихоненкова, Ира Сахарова и Люба Ганиева).

У всех нас было огромное желание стать агитпоходчиками, внести свою посильный вклад в создание концертной программы и радовать своим творчеством зрителей в различных уголках нашей страны. Мы отчетливо понимали, что вливаемся в коллектив, я бы даже сказала, в уникальное и своеобразное творческое объединение с большими традициями и всесторонне образованными, интеллигентными людьми. Думаю, что каждый из нас и сейчас вспоминает то время с трепетной нежностью и благодарностью. Первое время танцевальная группа осваивала репертуар, который уже был в "копилке" агитбригады. Для этого Юра Каменский пригласил старых агитпоходчиков-репетиторов - Иру Ходакову и Лауру Дубову . Засверкали новыми красками такие танцы, как "Кадриль", "Барыня", "Молдавский" и "Скамеечка".

Мы очень старались создать свой маленький ансамбль, функционирующий как один целостный организм. И в этом нам очень помогал наш аккомпаниатор Лёва Бочкин . Ведь мы танцевали под "живую" музыку - баян, и это тоже вносило дополнительный эмоциональный колорит в исполнение танцевальных номеров. Благодаря задушевности исполнения мелодии, наши танцы . становились как бы ещё "народнее" и всегда "на бис" воспринимались зрителями. Своеобразным камнем преткновения всегда была мужская половина танцевальной группы. Хореографически подготовленных молодых людей не было, поэтому пробовали научить танцевать многих агитбригадчиков мужского пола. Трудное это дело, хотя танцевать хотелось многим. А некоторые и преуспели в освоении трудной хореографической премудрости. Это Женя Шеин , Владик Арцатбанов , Юра Амченков , Саша Рубцов . Мы вернулись из агитпохода, окрылённые успешной концертной деятельностью и вдохновлённые общением с интересными людьми - Лёшей Семёновым, Рихардом Лацисом, Сашей Константиновым, Юрой Каменским, Лидой Паранюшкиной, трудно всех перечислить. Мы очень сдружились и стали настоящими агитпоходчиками.

Большим событием для нас, новичков, был традиционный юбилейный десятый концерт для самих себя. Вот здесь-то и можно показать все свои творческие способности. Эти концерты всегда проходили на большом подъёме, с юмором и смехом. На одном из таких концертов родился танцевальный экспромт на тему песни "Горлица", который затем трансформировался в неплохой сценический номер.

Мне хорошо запомнился Вологодский-72 поход ещё и тем, что практически в последний день похода отмечали мой день рождения. Тогда мне исполнилось восемнадцать лет! Утром этого дня меня ждало много сюрпризов: Лида Паранюшкина спела мне песню "К сожаленью, день рожденья только раз в году", Лёва Бочкин подарил маленькую шоколадку, вообще каждый поздравлял, посвящал стихи или дарил маленькие милые подарки. Я даже не ожидала столько счастья в один день. А вечером было "посвящение" меня в совершеннолетие, и был накрыт большой праздничный стол со свечами. В Москве нас ждали второй учебный семестр, отчётный концерт агитбригады о зимнем походе и участие в межфакультетском смотре художественной самодеятельности МГУ. А потом мечты о новом агитпоходе и новые творческие планы. Менялось время, менялись и хореографические пристрастия. Захотелось стилизации народных мотивов и движений. Так появились танцевальные зарисовки "Сказка", "Чарльстон", "Горлица". Новая стилистика движения требовала изменения музыкального сопровождения и танцевальных костюмов. Ведь всё неразрывно связано между собой. Теперь мы стали танцевать под магнитофонную запись, сами придумывали и шили костюмы. b Надо сказать, что в отличие от авторских песен, где текст может быть более важен, чем музыка, танцевальные номера не имели глубокого смыслового содержания, фабула их проста. Это, как правило, были зарисовки жизненных ситуаций: вот кумушки-сплетницы выясняют отношения между собой на завалинке, парень и девушка случайно встретились на скамеечке и понравились друг другу, хулиган, который попытался обидеть девушку, но ничего у него не получилось, а она его "исправила".

Я думаю, что в танцах, особенно исполняемых самодеятельными артистами, важен в первую очередь эмоциональный, даже, можно сказать, энергетический импульс, идущий со сцены в зал, а также органичное единство настроения, музыки и костюмов. Так получилось, что постепенно в танцевальной группе остались одни девушки. Наверное, это произошло оттого, что по сравнению с парнями в этот период заметно вырос уровень профессиональной хореографической подготовки девушек. Пожалуй, только Женя Шеин оставался "верен" хореографии и исполнял сольные партии в таких танцах, как "Сказка", украинский танец "Глечики" и "Скамеечка".

Многие танцы пользовались успехом у зрителей, однако наибольший выпал на долю "Чарльстона" и импровизации на тему эстрадной песни "Горлица". В то время это было неожиданно ново, экстравагантно и смело. Оба эти номера занимали призовые места на смотрах самодеятельности факультетов МГУ. А с танцем "Чарльстон" мы были приглашены участвовать в концерте мастеров искусств, который проходил на сцене дома культуры МИСИ. Концертную программу вёл тогда ещё мало кому известный Геннадий Хазанов .

Я принимала участие в четырёх агитпоходах ( Вологдский-72 , Псковский-73 , Калининградский-74 , Забайкальский-74 ). Последний, в Забайкалье, запомнился необыкновенной красотой и бесконечным разнообразием природы, в которую мы погрузились: бескрайние просторы, величественный Байкал, плотина ГЭС в Иркутске. Наряду с уже имеющимся репертуаром, были поставлены новые танцы, в том числе молдавский шуточный танец, где девушка, переодетая в мужской костюм, выдавала себя за юношу. В конце номера с неё слетала шапка, и всем становилась ясна подмена. Во время этого летнего агитпохода концерты проходили не только в Домах культуры, но и в поле, где работали колхозники, на открытых площадках для работников Гусино-Озёрской ГРЭС.

Концерты на открытом воздухе, на фоне живописной природы были более эмоциональными, но и особенно трудными, так как танцевать на импровизированной сцене, когда нет твёрдой ровной площадки, очень сложно. Конечно, во время концертов случались всякие смешные и курьёзные ситуации: кто-то не успел переодеться и пытается незаметно для зрителей на сцене привести себя в порядок; или на сцене у кого-то в одежде что-то расстегнулось или развязалось, и это мешает танцевать. Зато в это время за кулисами остальные артисты от души "потешаются" над пострадавшим. Но вот мы стали уже опытными агитпоходчиками и одновременно старшекурсниками. Участие в бригаде, хоть и отнимало много времени, оно никогда никому не мешало, а даже, наоборот, стимулировало нас к организованности. Более того, не хотелось в учёбе "быть хуже" других и чувствовать себя неуверенно. Поэтому многие из нас учились на одни пятёрки. Время шло, надо было определяться с направлением и местом научной работы. Многие из нашей танцевальной группы не смогли пойти в следующий агитпоход, а стали трудиться над своими научными проблемами. Тем не менее мы продолжали и продолжаем общаться между собой, ведь время, проведённое в агитбригаде, я уверена, оказало на многих сильное интеллектуальное, формирующее влияние. Такое не забывается. См. "А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ" .

Ссылки:

  • КОЛЛЕКТИВЫ, РОЖДЕННЫЕ В АГИТБРИГАДАХ, 1960-80 гг
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»