Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Мариинское земледельческое училище

Дело здесь было поставлено хорошо. Училище имело опытные поля, большой плодовый сад, огороды, пчельники, сельскохозяйственную ферму и 800 десятин земли. Кроме того, племенные лошади, коровы, птица. Летом ученики занимались всеми сельскохозяйственными работами: пахали, сеяли, косили. Вспоминая эти годы, И. П. Бардин подробно рассказал, как здесь была поставлена учеба: "Во всяком случае, постановка учебного дела в Мариинском земледельческом училище заслуживает внимания и имеет не только автобиографический интерес. В первом и втором классах мы занимались огородами. Каждому отводилась собственная грядка площадью около 200 кв. метров, где мы высаживали все виды огородных культур - от простой редиски до различных капуст и шпинатов с латинскими названиями. Во время ботанических и зоологических экскурсий выбирали и определяли растения и насекомых, делая по сто определений в год. Собранное засушивали, красиво размещали в коробочках и папках. К концу лета практическая работа по зоологии и ботанике представлялась учителям, которые и ставили свои отметки. Начиная с первого класса занятия по химии и физике проводились не только в классах, но и в лабораториях, чего не было в других средних учебных заведениях. Необходимость проделать самостоятельно 10 практических работ по каждому из этих предметов чрезвычайно способствовала прохождению курса, даже несмотря на плохое преподавание. Замечательно, что, когда мне потом пришлось заниматься химией и физикой в высшем учебном заведении, эти предметы оказались для меня самыми приятными и легкими. С третьего класса начались сельскохозяйственные работы на опытном поле. Здесь преподаватели ставили различные опыты, а мы пахали, пололи, косили, жали, взвешивали, измеряли, проделывая все то, что было необходимо для этих опытов. В память об этих уроках сельскохозяйственной практики до сих пор сохранился у меня на руке шрам, оставшийся от пореза серпом. На четвертый год начиналось преподавание сельскохозяйственной и политической экономии, тоже с практическими занятиями на ферме. Две недели полагались на уход за молочным скотом, кормление, доение, уборку его, а также на уход за рабочими лошадьми. Затем - изучение сельскохозяйственного производства: сепарация и стерилизация молока, приготовление масла и т.п. Мы принимали участие во всех работах по производству сельскохозяйственных продуктов, обучаясь, а затем и самостоятельно управляя большими машинами: жатками, сноповязалками, косилками, конными граблями, молотилками. Практиковались мы и в исполнении административных обязанностей, отбывая дежурства на ферме. Дежурный обязан был составлять наряды на работы, согласовывая их с руководством, контролировать выход учеников на работу и возвращение с нее. Летом работали в две смены. Первая смена - с трех часов утра до семи, с перерывом до часа дня, и с часа до четырех- пяти часов дня; вторая смена - в промежуток между часами работы первой смены. На обед полагался общий для всех перерыв - с 12 до часу дня. На некоторых работах каждый из нас имел в своем распоряжении 20?30 рабочих и должен был следить за качеством и количеством выполняемых работ. Как видите, в царской России правительство, когда речь шла об интересах правящего класса, умело ставить дело серьезно и прочно? В общем распорядке школьной жизни интересно отметить то, что он резко отличался от распорядка училищ другого типа. Ученикам нашего училища не возбранялось курить, но только в отведенном для этого месте. Не запрещалось читать газеты, журналы, книги любого содержания и направления, лишь бы они были "дозволены цензурой". Стиль школы будущих сельских хозяев выдерживался во всем, от программы занятий и распорядка дня до одежды: сапоги, обязательно без калош в любое время года; серая суконная куртка и для торжественных случаев - черный мундирчик с петлицами; для улицы - шинель, а зимой - полушубок и к фуражке башлык. Насколько начальство снисходило к вольностям учеников в части чтения или курения, настолько же жестоко требовало соблюдения всех правил ношения одежды, опрятности в костюме, благопристойности в поведении.

Ссылки:

  • Бардин И.П.: гимназия, ремесленное и сельскохозяйственное училище
  • Бардин И.П.: учеба в Ново-Александрийском сельскохозяйственном институте
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»