Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бабушкин М.С.: поиски "Земли Джиллеса"

Нам не везет: пока шли около Шпицбергена, все время держалась хорошая погода, а теперь уже несколько дней стоит сплошной туман. Через каждые тридцать миль корабль останавливается, наши гидрологи берут станции, аэрологи штурмуют небо радиозондами. А погода все нелетная. Пока что изучаю пригодность ледового покрова для посадок и взлета. 14 августа наконец наступил перелом: туман рассеялся, осталась лишь небольшая облачность. Решено использовать временное улучшение погоды и во время очередной остановки произвести воздушную разведку. Где-то в этом районе видели таинственную "Землю Джиллеса" . Попытаемся проверить, существует ли она. В 1707 году английский капитан Джиллес на севере от Шпицбергена достиг какой-то гористой земли. Точных документов об этом открытии не осталось. Больше пятидесяти лет англичане условно отмечали на картах "Землю Джиллеса". В конце прошлого столетия англичанин Джексон пытался разглядеть "остров Джиллеса" с одной из высот Земли Франца-Иосифа, но ничего не обнаружил. Однако спустя несколько лет С.О. Макаров , плавая на ледоколе "Ермак" , отметил в своем дневнике, что участники экспедиции заметили вдалеке призрачные контуры какой-то земли. Возможно, это была рефракция? В этом районе побывали потом шхуна англичанина Уорслей , советские суда "Персей" и "Книпович" , ледокол "Красин" , здесь пролетал дирижабль "Италия" . М. С. Бабушкину предстояло окончательно и точно установить: существует "Земля Джиллеса" или то, что видели прежде мореплаватели и исследователи, было арктическим миражем? Я поднялся в каюту к начальнику экспедиции Г. А. Ушакову. - Г еоргий Алексеевич, кто полетит в качестве штурмана-наблюдателя? - спросил я. Ушаков неожиданно ответил: - С вами полечу я. Признаться, мне хотелось возразить и попытаться отговорить его от этого полета. Все же, как ни говори, а полет был довольно серьезным и небезопасным. Лететь нужно было далеко на север, над тяжелыми льдами, куда не пробиться даже мощному ледоколу, не то что "Садко". В случае вынужденной посадки вся надежда была только на самих себя. Правда, у нас на судне имелся еще один самолет, но его можно было спускать только на воду. Он мог помочь лишь тем, что изредка прилетал бы к нам и сбрасывал продукты. Однако, посмотрев на Ушакова, я решил, что все мои возражения будут бесполезными. Впоследствии я понял, что Ушаков был прав. В такую ответственную, сопряженную с опасностями разведку безусловно лететь надо было ему самому. Если даже случилась бы вынужденная посадка, то, конечно, он лучше других вышел бы из тяжелого положения. Ему пригодился бы многолетний опыт зимовок и хождения по льдам. На мой вопрос, почему он решил сам лететь, Георгий Алексеевич ответил: - Видишь ли, оно, пожалуй, спокойнее, если сам летишь, а когда другие в разведке, то, пока они не возвратятся обратно, просто места себе не находишь, всякая чертовщина в голову лезет.

Я знал, что, когда улетает самолет, весь экипаж неспокоен за летчиков, и, чтобы не увеличивать эти волнения, впоследствии всегда настаивал на том, чтобы время, назначенное на полет, было строго соблюдено и самолет в срок возвращался обратно. Мы поднялись в воздух. Берем высоту пятьсот-шестьсот метров. Выше не пускает облачность. Идем курсом на норд-вест. Под нами льды постепенно уплотняются, встречаются крупные торосистые и гладкие поля. Вот мы летим уже над сплошным массивным льдом. Попадаются колоссальные гладкие поля, всторошенные по краям от ударов. Эти поля с очень маленькими трещинами. Пройти по таким трещинам нашему судну не под силу. Да не только "Садко", но и более мощные корабли не в состоянии были бы расколоть такие поля. Облачность постепенно снижается. С востока надвигается туман. Обследовав возможный для полета и довольно большой район, подлетаем вплотную к туману. Нас прижало к льдам на пятьдесят-сто метров. Воздух насыщен влагой, появился иней. Это первые признаки обледенения. Полет становится бесполезным: ничего не видно. "Земли Джиллеса" не обнаружено. Не только земли, но и признаков ее существования никаких нет. Итак, возвращаемся обратно. Вскоре машина снова вышла в район хорошей погоды. Когда мы подходили к "Садко", Ушаков попросил дать ему попробовать вести самолет. Зная управление автомобилем, Ушаков решил и на самолете "править", как на авто. Результат получился смехотворный: самолет бросало то в одну, то в другую сторону, но только не туда, куда его направлял "пилот". Ушаков не выдержал и закричал: - Почему не поворачивает? Я объяснил, что он забыл о ногах и работает только руками! На палубе корабля нас обступили со всех сторон. Люди, хотя бы по выражению лиц, старались отгадать, нашли мы "Землю" или нет. Пришлось огорчить наших товарищей. Кто-то стал интересоваться, зачем мы вблизи ледокола бросались на самолете из стороны в сторону. Я попытался скрыть действительную причину такого поведения машины и придумал басню о колоссальном стаде белых медведей, которое якобы мы заметили с воздуха и решили разогнать. Рассказ был встречен недоверчиво. К тому же мне резонно заметили, что медведи никогда стадами не ходят. Пришлось извиниться за шутку и разоблачить Ушакова. В судовом журнале авиазвена я сделал точные записи об этом полете на поиски "Земли Джиллеса": "Координаты "Садко" - широта 81* 12', 5 и долгота 26* 10' остовая. Шли по курсу норд-норд-тен-вест. К туману подошли после 1 часа 10 минут полета. На широте 82* и долготе 24* 40' при тумане от норда до зюйда через ост признаков земли не обнаружили. Айсбергов в обследованном районе нет. Самолет пробыл в воздухе 2 часа 31 минуту".

Ссылки:
1. БАБУШКИН М.С. В ЭКСПЕДИЦИИ ЛЕДОХОДНОГО ПАРОХОДА "САДКО"

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»