Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Перемещенные лица от Красной армии уходят дальше на запад

Советские войска стояли в трёх километрах от Бланкенбурга . Ближайшие города, Хальберштадт и Кведленбург, были ими уже заняты. Каждую ночь можно было ожидать советских гостей и в Бланкенбурге. Ясутов уже бежал на запад, бросив жену и дочь. Он угрожал инженеру Петренко, как председателю местного украинского комитета:

- Посмейте только не вывезти мою жену и дочь.

Как будто у Петренко имелись транспортные средства и не было собственной семьи. Через служащих английской комендатуры Петренко узнал, что действительно Бланкенбург будет отдан советчикам в порядке выпрямления границ. Уже уехали Клеменцы и семья Каувайтиса . Глеб считал, что надо уже уезжать и как можно скорее.

- Ах! Ты опять нервничаешь. У тебя нервы совсем никуда, - говорила Оля.

- Я, напротив, нахожу, что у нас железные нервы. Анатолий Вакар покончил с собой после двух войн, японской и германской. Разве мы перенесли меньше? А как были расстроены нервы у Владимира Вакара ? Он временами совсем сходил с ума. Мы ? просто бесчувственные. Без всякого нервничания я считаю, что надо уходить на запад.

Было решено взять один рюкзак и чемодан, привязать их к велосипеду и уходить пешком. Так и сделали. Все остальные вещи были брошены. Почти у выхода из Бланкенбурга встретили сестру Карла Ивановича .

- Куда вы?

- На запад.

- Так, пешком?

- Да. Что же делать?

- Попросите у Карла Ивановича грузовик на завтра и уезжайте в Гослар . Решили рискнуть ещё одной ночью. Карл Иванович дал грузовик. Его вёл шофер, бывший врангелевец Росин. В грузовике ехали Беклемишевы, Петренко и семья Росина. Были взяты все вещи. Хотели оставить мешок с картошкой хозяевам.

- Берите, берите, она вам пригодится, - замахали руками старые немцы.

Беклемишевы расстались с ними, как с друзьями. И действительно, это были очень милые старики. Грузовик катился по дороге, мимо речки, за которой стояли советские посты. Миновали гору Брокен, на которой собирались бесы и ведьмы в Вальпургиеву ночь ("Фауст" Гете и опера Гуно). Вечером проехали Бад Гарцбург и совсем ночью прибыли в Гослар. Въехали в украинский лагерь, находившийся в руках бандеровцев.

Разместились на ночлег. Между тем легко могло произойти обострение. Росин распространился о своих делах в белой армии, а комендант лагеря воевал в рядах петлюровцев. Росин скоро уехал, а Петренко и Глеб пошли искать пристанища не только для себя, но и для беженцев, двигавшихся за ними из Бланкенбурга. На получение комнат рассчитывать было нельзя. Немецкие власти, в согласии с английскими, распорядились не давать ордеров на комнаты прибывающим после первого июня [1945 года]. Они должны были селиться в лагерях .

Петренко узнал, что в трёх километрах от города есть небольшой лагерь, где жили "остовцы", работавшие на железной дороге. Немцы называли его "кляйне Москау". Население лагеря разбежалось благодаря тому, что советские комиссии стали слишком часто его посещать.

Глеб и Петренко отправились искать лагерь. Он оказался почти пустым. Только в небольшом домике на горке оказалось два человека. Один советский пленный и техник Яркин. Как только Беклемишевы и Петренко перевезли свои вещи в лагерь, стали прибывать беженцы из Бланкенбурга. Сначала приехали семьи шоферов, бывших врангелевцев. Они останавливались в лагере только временно, так как вся колонна грузовиков переводилась в Вартенштадт. Затем стали прибывать, волна за волной, украинские крестьяне, которые бежали с Советской Украины и не хотели туда возвращаться.

Скоро небольшой лагерь так переполнился, что две семьи ночевали на дворе под тентом. Затем семьи врангелевцев уехали. Все как-то утряслись. Лагерь остался главным образом крестьянским. Из интеллигентных семейств были только Петренко , Базилевичи , Беклемишевы , Чехонина с Серёжей . Было ещё семейство электрика Шимраба из пяти человек, бывший советский лейтенант с женой, и ещё один бывший лейтенант, ходивший всегда с револьвером и имевший бандитский вид. Среди молодёжи выделялись Остапенко , прилежно учивший английский язык, и казак Орлов , занимавшийся воровством, а возможно и грабежами. Остальное лагерное население состояло из раскулаченных крестьян-украинцев. Всё это были крепкие люди, как будто перенесенные в наш век из времён Тараса Бульбы. Среди них было три семейства белорусов. Они отличались большим числом детей, от четырёх до шести. Комендантом лагеря выбрали инженера Петренко. Вскоре лагерь зачислили на довольствие английской комендатуры, и беженцы начали получать паёк.

Ещё несколько позже между ними начали распределять американские пакеты "кер"* . Беженцы воспрянули духом. Да и сами они не сидели сложив руки. И украинские, и белорусские крестьяне оказались великолепными химиками и настроили самогонных аппаратов. Правда, Петренко принял меры к выселению аппаратов из лагеря, дабы избежать недоразумений с английским начальством. Аппараты уехали не очень далеко. Владельцы перенесли их в ближайший овраг. Дым, поднимавшийся из оврага, указывал их местонахождение.

Ссылки:

  • СОВЕТСКИЕ РЕПАТРИАНТЫ В ГЕРМАНИИ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»